I. Конституционный статус
- ст. 94 Конституции РФ: Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации.
- Пояснительная записка к новому ФЗ от 4 декабря 2012:
· Природа СФ как представительного органа власти заключается в представлении и выражении интересов субъектов Федерации, которые формируются жителями и органами власти соответствующей территории
· Нужно обеспечить такой механизм делегирования регионами своих представителей, который бы обеспечивал влияние на членов СФ и органов власти, и граждан
· Он должен формироваться из высокопрофессиональных людей, владеющих проблемами региона и пользующихся авторитетом как у населения, так и в среде региональной властной элиты
II. Порядок формирования (картинка порядка формирования в самом конце, после полномочий!)
П.2 Ст.95 Конституции РФ: в СФ входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по 1 от представительного и исполнительного органов государственной власти
П.2 ст.96 К РФ: Порядок формирования СФ и порядок выборов депутатов ГД устанавливается ФЗ
Пояснительная записка к проекту ФЗ О порядке формирования СФ ФС РФ от 4 декабря 2012 / вступил в силу 1 января 2013 (до этого действовал ФЗ О порядке формирования СФ от 05.08.2000 № 113 ФЗ)
1) Вводится выборность членов СФ
Совет Федерации формируется путём выборов, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
** Вопрос осоотношении терминов «формирование» и «выборы». Из прямого значения (организация, установление) слова формирования не следует, что выборность запрещается, хотя некоторые так думают. Тем самым, они противопоставляют СФ и ГД – формирование значит не выборность, то неверно, по мнению составителей проекта.
При проведении выборов главы региона каждый кандидат на эту должность представляет в избирательную комиссию 3 кандидатуры, одна из которых в случае избрания делегируется в СФ. Предыдущий закон объявлен недемократичным, потому что не учитывается мнение жителей региона, представительство которых они призваны обеспечивать в органе федеральной власти
2) Уточняются критерии отбора кандидатов
Требования
o Гражданство РФ
o 30 лет
o Постоянно проживающий на тер-и соответствующего субъекта в течение 5 лет
o Обладание безупречной репутацией
Не может быть кандидатом:
o имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство (любой док-т, свидетельствующий о постоянно пребывании за границей)
o признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным
o содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда
o осужденный за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющий неснятую, непогашенную судимость
o либо ранее имевший судимость за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления, за исключением случаев, если в соответствии с новым уголовным законом это деяние не признается тяжким или особо тяжким преступлением;
o осужденный за совершение преступления экстремистской направленности и имеющий на день выборов неснятую, непогашенную судимость за указанное преступление;
o подвергнутый административному наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.3 (пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики) или 20.29 КоАП (производство и распространение экстремистских материалов) в течение срока наказания
Кандидатом может быть:
o депутат Государственной Думы, входивший в качестве кандидата в депутаты в региональную группу кандидатов федерального списка кандидатов, соответствующую данному субъекту РФ, или группе субъектов РФ, в которую входит данный субъект РФ, или части территории данного субъекта РФ
o депутат законодательного (представительного) органа государственной власти данного субъекта РФ
o депутат представительного органа муниципального образования, расположенного на территории данного субъекта РФ.
o член Совета Федерации - представитель от законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти данного субъекта РФ, который на день представления Президентом РФ в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, который на день представления Президентом РФ в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ кандидатов для избрания на должность высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) получит поддержку не менее 10% от числа представительных органов муниципальных образований данного субъекта РФ.
При этом определено, что поддержка кандидата осуществляется решением представительного органа муниципального образования, принимаемым большинством голосов от общего числа депутатов указанного органа в порядке, установленном его регламентом. Указанное решение принимается:
- не ранее чем за 40 дней и не позднее чем за 25 дней до истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ);
- не ранее чем через 30 дней и не позднее чем через 45 дней со дня досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).
Наделенный полномочиями члена Совета Федерации гражданин обязан сложить полномочия депутата соответствующего органа государственной власти или местного самоуправления
3) Выборы члена Совета Федерации от каждого субъекта Российской Федерации назначаются Президентом Российской Федерации
Когда Президент РФ в установленные законопроектом сроки не назначает выборы, выборы назначает Центральная избирательная комиссия РФ. Выборы членов Совета Федерации проходят последовательно в каждом субъекте Федерации по мере окончания срока полномочий ранее избранных (назначенных) представителей регионов. При этом устанавливается, что выборы проводятся в первое воскресенье после дня, когда истекает установленный законом срок, на который был избран соответствующий член Совета Федерации.
4) Выборы членов Совета Федерации проходят в пределах административных границ каждого субъекта РФ, на территории которого образуется 2 одномандатных избирательных округа, раздельно для выборов члена Совета Федерации от законодательного (представительного) органа и члена Совета Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.
5) Подробная регламентация избирательного процесса по выборам членов Совета Федерации.
В частности, детально прописан порядок действий по образованию избирательных округов, избирательных участков, составлению списков избирателей, финансирования выборов, ведения агитации, голосования и определения результатов выборов. По мнению авторов законопроекта, это станет надёжной гарантией реализации принципов представительства интересов избирателей региона
6) Высокая степень участия органов государственной власти субъекта РФ в выборах членов Совета Федерации
o Решающая роль при выдвижении кандидатов
o Процедура отзыва ДО дня голосования
o В случае равного кол-ва голосов зак-й (пред-й) орган субъекта делает выбор между 2 кандидатурами
o Они обеспечивают альтернативность и конкурентность выборов
7) Финансирование выборов из федерального бюджета
8) Запрещается образование в СФ партийных фракций и ведение партийной деятельности
9) Исключается возможность досрочного прекращения полномочий члена СФ по инициативе высшего должностного лица или законодательного органа субъекта
III. Полномочия Совета Федерации
Ст.100 К РФ
1. СФ и ГД заседают раздельно.
2. Заседания СФ и ГД являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.
3. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ, посланий КС РФ, выступлений руководителей иностранных государств.
Ст. 101 К РФ (здесь еще и о ГД, но я убрала отсюда эту инфу)
1. СФ избирает из своего состава Председателя СФ и его заместителей.
2. Председатель СФ и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.
3. СФ образует
- комитеты и комиссии
- проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания
4. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.
5. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета СФ и ГД образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.
Полномочия - ст. 102 К РФ (+ из учебника Авакьяна + из Регламента СФ)
1. Утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации
1) Вопрос рассматривается палатой по взаимному согласию субъектов РФ, границы между которыми предполагается изменить
2) В Совет Федерации представляются соглашение об изменении границ, утвержденное законодательными (представительными) органами государственной власти каждого из соответствующих субъектов, обоснование указанного соглашения, согласованное субъектами, и карта местности
3) На заседание Совета Федерации приглашаются полномочные представители законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов, представители Правительства РФ, других органов государственной власти
4) Доклады полномочных представителей заинтересованных законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов
5) Заключение Комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике
6) Решение об утверждении изменения границ между субъектами РФ принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется его постановлением
7) Постановление в недельный срок направляется в законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти соответствующих субъектов РФ, а также в федеральные органы исполнительной власти для исполнения
2. Утверждение указа Президента РФ о введении военного положения
1) Согласно ч. 2 ст. 87 Конституции РФ, в случае агрессии против РФ Президент вводит на ее территории или в отдельных местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом СФ и ГД. ГД принимает указ Президента к сведению, а СФ утверждает (или не утверждает) указ.
2) Согласно ст. 149 Регламента СФ Председатель СФ незамедлительно направляет текст указа в Комитет по обороне и безопасности (головной) и Комитет по делам Федерации и региональной политике для подготовки заключений
3) 48 часов на рассмотрение запроса
Если в силу чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств заседание Совета Федерации не может быть проведено в срок, не превышающий 48 часов с момента получения указа, Председатель СФ по согласованию с Советом палаты может установить иной срок проведения заседания СФ.
4) Доклад Президента либо полномочного представителя Президента
5) Оглашение решения комитетов палаты, обсуждение
6) Решение об утверждении указа о введении военного положения принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется постановлением палаты.
В случае неутверждения Советом Федерации указа этот акт и военное положение прекращают свое действие со следующего дня после дня принятия такого решения Советом Федерации. Соответствующее постановление Совета Федерации незамедлительно направляется Президенту (ст. 151 Регламента Совета Федерации).
3. Утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения
1) Согласно ст. 88 Конституции РФ Президент РФ при обстоятельствах, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе
2) Заключение на текст указа дают Комитет СФ по вопросам безопасности и обороны (как головной) и Комитет по делам Федерации и региональной политике
3) 72 часа на рассмотрение указа, сбор членов СФ для проведения заседания в течение 48 часов
4) Доклад Президента либо полномочного представителя Президента в Совете Федерации
5) Заключения комитетов и обсуждение вопроса
6) Решение об утверждении указа принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется постановлением
В случае неутверждения Советом Федерации указа Президента о введении чрезвычайного положения он утрачивает силу по истечении 72 часов с момента обнародования
4. Решение вопроса о возможности использования Вооруженных Cил РФ за пределами территории Российской Федерации
1) Решение о направлении за пределы РФ отдельных военнослужащих для участия в миротворческой деятельности принимается Президентом, а гражданского персонала (на добровольной основе) Правительством
2) Решение о направлении воинских формирований принимает Президент на основании постановления Совета Федерации о возможности их использования за границей
3) Предложение, вносимое Президентом Совету Федерации, должно включать сведения о районе действий воинских формирований, об их задачах, общей численности, типе и составе вооружений, подчиненности, сроке пребывания или порядке его продления, порядке замены и об условиях вывода, а также о дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим этих формирований и членам их семей (ст. 7)
4) Обращение Президента незамедлительно направляется Председателем Совета Федерации в Комитет по обороне и безопасности (головной) и Комитет по международным делам или Комитет по делам СНГ для подготовки заключений
5) Совет Федерации рассматривает этот вопрос на ближайшем заседании палаты после поступления обращения Президента.
В случае необходимости Совет Федерации может рассмотреть этот вопрос на внеочередном заседании палаты. Совет Федерации приглашает на свое заседание Президента, Председателя Правительства, руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
6) Закрытое заседание Совета Федерации, если палатой не будет принято иное решение
7) Дальше – все как обычно (доклад – заключения – обсуждение – решение большинством голосов-постановление)
Постановление Совета Федерации в двухдневный срок со дня его принятия направляется Президенту.
5. Назначение выборов Президента Российской Федерации
1) Основание - истечение срока пребывания Президента в должности, а также досрочное прекращение полномочий
Во всех случаях, когда Совет Федерации не назначит выборы, они назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией РФ
6. Отрешение Президента РФ от должности
1) СФ начинает рассмотрение обвинения Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления после получения постановления ГД о выдвижении обвинения и заключения Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента признаков соответствующего преступления.
2) СФ получает постановление ГД, заключение специальной комиссии ГД и стенограмму заседания ГД, на котором рассматривался вопрос о выдвижении обвинения (ст. 168 Регламента СФ)
3) Все документы направляются в Комитет СФ по конституционному законодательству, созывается заседание СФ для принятия решения о направлении запроса в КС РФ о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента.
4) В течение 22 часов с момента получения заключения КС РФ должно собраться заседание СФ
5) Председатель СФ уведомляет
- Президента
- Председателя ГД
- Председателя Правительства
- Председателя КС
- Председателя ВС
о дате проведения заседания СФ, на котором предполагается рассмотреть вопрос об отрешении Президента от должности
Председатель приглашает:
- указанных выше лиц на это заседание
- также членов специальной комиссии ГД
6) Заседание СФ:
- сообщение Председателя ГД об основаниях выдвижения обвинения против Президента
- Председатель КС оглашает заключение этого Суда о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения
- Председатель Верховного Суда оглашает заключение данного Суда о наличии в действиях Президента признаков преступления
- Заключение Комитета СФ по конституционному законодательству
- Президенту либо его представителю предоставляется слово по их желанию
7) Решение СФ об отрешении Президента от должности должно быть принято не позднее 3-х месяцев после выдвижения ГД обвинения против Президента
7. Решение СФ принимается тайным голосованием с использованием бюллетеней, решение считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа членов СФ и оформляется постановлением СФНазначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
1) Президент предоставляет кандидатуры: на 1 вакантную должность представляется 1 кандидат
2) СФ назначает назначает и рядовых членов указанных судов, и руководителей судов
- КС РФ: только судей данного Суда, поскольку Председатель, заместитель Председателя и судья-секретарь избираются самим Конституционным Судом тайным голосованием из состава назначенных судей
- ВС РФ: судей, заместителей председателя, Председателя, членов Кассационной коллегии, членов Президиума суда
- ВАС РФ: судей, заместителей председателя
Представление Президента о кандидатурах этих лиц основывается на заключении квалификационных коллегий судей данных судов. На заместителей председателей и других судей ВС и ВАС должно быть также представление Председателя соответствующего Суда.
- Судей Экономического суда СНГ (как для ВАС РФ)
3) Обсуждение кандидатур:
- Кандидатуры предварительно обсуждаются в Комитете СФ по конституционному законодательству, который готовит заключение по каждой кандидатуре.
- кандидатуры на должности судей ВС, ВАС, Экономического суда СНГ - в Комитете Совета Федерации по правовым и судебным вопросам
- кандидатуры в состав Экономического суда СНГ - в Комитете Совета Федерации по делам СНГ
4) На заседании СФ заслушиваются заключения комитетов Совета Федерации по представленным кандидатурам. Кандидатуры вносятся в бюллетень для тайного голосования
5) Если кандидатура, представленная Президентом, не получит при голосовании необходимого числа голосов членов Совета Федерации, она отклоняется
6) что оформляется постановлением Совета Федерации. Специального голосования для принятия указанного постановления не требуется
7) СФ может принять постановление с предложением Президенту о проведении консультаций с целью преодоления возникших разногласий. В 3 дня оно направляется Президенту.
8) Назначенные судьи КС приводятся к присяге Председателем СФ на заседании палаты.
9) Другие судья - после оглашения результатов голосования Председатель Совета Федерации вручает на заседании палаты каждому лицу, назначенному на должность судьи, копию постановления СФ о его назначении.
10) СФ назначает 10 членов ВККС РФ — представителей общественности, а также прекращает их полномочия.
8. Назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации, его первого заместителя и заместителей
1) Кандидатура на должность Генпрокурора – Президент, 30 дней на рассмотрение СФ, предварительное рассмотрение в Комитете по правовым и судебным вопросам и Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности
2) Заседание (по назначению Генпрокурора):
- Представление кандидатуры
- Выступление Президента/ его полномочного представителя
- Заключение Комитетов
- Члены СФ высказываются за или против назначения на должность Генпрокурора
- Тайное голосование (большинством)
- Присяга
Если кандидатура не получит большинства голосов, Президент в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую кандидатуру для назначения на должность Генерального прокурора.
3) Назначает первого заместителя и заместителей Генерального прокурора
9. Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты Российской Федерации и половины состава ее аудиторов
1) Председатель, заместитель Председателя и аудиторы Счетной палаты назначаются на 6 лет. Всего 12 аудиторов, каждая из палат парламента назначает по шесть.
2) Кандидатуры на пост Председателя и заместителя Председателя Счетной палаты вносит Президент.
Кандидатуру для назначения на должность заместителя Председателя Счетной палаты Президент представляет не позднее чем за 3 месяца до истечения полномочий действующего заместителя Председателя Счетной палаты. В случае досрочного освобождения от должности заместителя Председателя Счетной палаты Президент представляет кандидатуру на эту должность в двухнедельный срок со дня указанного освобождения.
10. Право Совета Федерации на участие в законотворческой деятельности
1) право законодательной инициативы
2) участие в рассмотрении и утверждении федерального бюджета
11. Вопросы внешней политики и межпарламентского сотрудничества, международная деятельность
1) обязательно рассмотрение Советом Федерации принятых Государственной Думой федеральных законов по вопросам ратификации и денонсации международных договоров
2) рассматривает практически любые вопросы внешней политики государства
3) сотрудничает с парламентами иностранных государств и международными парламентскими организациями
4) основные направления межпарламентского сотрудничества ежегодно утверждаются палатой
5) Палата может заключать соглашения о межпарламентском сотрудничестве с парламентами других государств и осуществляет обмен парламентскими делегациями
12. Согласование с Советом Федерации назначения и отзыва дипломатических представителей
1) Президент РФ консультируется с соответствующими к омитетами и комиссиями палат Федерального Собрания
2) Соответствующие представления вносятся в Совет Федерации МИД РФ и рассматриваются его комитетами по международным делам и по делам Содружества Независимых Государств.
3) Комитет рассматривает представление и дает заключение
4) В течение 3 дней заключение направляется Президенту и в МИД РФ.
13. Обращение Совета Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации
1) с запросами о соответствии Конституции РФ ФЗ, НПА Президента, ГД, Правительства; конституций, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам ведения Российской Федерации; договоров между органами власти РФ и ее субъектов, договоров между органами власти субъектов РФ; не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации
2) с ходатайствами о разрешении споров о компетенции между Советом Федерации и федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ;
3) с запросами о толковании Конституции РФ; с запросами о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Предложение об обращении палаты в КС может вноситься на ее рассмотрение комитетом, комиссией Совета Федерации, Председателем С овета Федерации или группой членов Совета Федерации численностью не менее 10 человек.
Согласно ч. 2 ст. 125 Конституции РФ запрос о соответствии Конституции РФ предусмотренных в указанной статье нормативных актов и договоров может быть направлен в Конституционный Суд, помимо самой палаты, также 1/5 членов СФ. В этом случае запрос подписывается членами Совета Федерации, направляющими его в Конституционный Суд, с указанием фамилии, имени, отчества каждого члена Совета Федерации и наименования представляемого им субъекта РФ
14. Назначение Советом Федерации на должность и освобождение от должности членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
1) СФ формирует списки кандидатур по группам субъектов РФ в порядке, устанавливаемом постановлением Совета Федерации
2) По решению Совета Федерации может быть проведено обсуждение предложенных кандидатур
3) Тайное голосование в 1 или 2 этапа
Голосование проводится в один этап, если в каждом из списков кандидатур, сформированных по группам субъектов РФ, представлено не более 1 кандидатуры. Голосование проводится по каждой кандидатуре отдельно, в порядке, предусмотренном Регламентом Совета Федерации.
Если хотя бы в одном из списков кандидатур, сформированных по группам субъектов РФ, представлено более одной кандидатуры, голосование проводится в два этапа.
4) Решение принимается большинством голосов