Познавательно-исследовательский проект
В коррекционно-развивающей группе
"Чудо - огород"
«Добрые сердца — это сады, добрые мысли — это корни,
добрые слова — это цветы, добрые дела — это фрукты.
Позаботьтесь о своём саде и берегите его от сорняков,
заполните его светом добрых слов и добрых дел»
Генри Лонгфелл
Актуальность
Воспитание у ребёнка экологического сознания и поведения является неотъемлимой частью современного образования детей дошкольного возраста. Дети с самых ранних лет должны понимать, что природа бесценна и надо ее изучать, охранять и с благодарностью пользоваться её дарами.В нашем детском саду функционирует коррекционно-развивающаягруппа, воспитанники которой имеют следующие диагнозы - синдром Дауна, РАС, ОНР, ЗПРР, ДЦП, ВПС и другие. Дети ОВЗ в дошкольном возрасте имеют ограниченный словарный запас, нечеткие представления о родовых отношениях, трудности дифференциации таких понятий, как «овощи- фрукты». Для многих детей эти понятия неразделимы, им очень сложно классифицировать данные предметы по месту произрастания. Несформированность грамматических представлений у дошкольников в дальнейшем приводит к трудностям в овладении письменной речью в школе.
Всегда актуальной остается проблема укрепления здоровья детей. В питании ребенка непременно должны присутствовать витамины, а живые витамины содержатся именно в овощах, фруктах.Важно донести до сознания ребенка пользу употребления в пищу овощей, фруктов, об их пользе для здоровья человека, т. е. привить детям основы здорового питания, приобщить детей к здоровому образу жизни.
Предлагаем вашему вниманию проект, в котором принимали участие воспитанники коррекционно-развивающей группы «Радуга» воспитаницаЯ. В. (диагноз синдром Дауна) и воспитанник А. Б. (диагноз РАС)Данный проект позволит расширить кругозор детей, обогатить и систематизировать знания детей по теме «Овощи, фрукты». Широкий кругозор облегчает процесс познания, активизирует мыслительные процессы, познавательную активность, творческие способности.
Цель проекта: Создание условий для развития познавательного интереса детей ОВЗ к исследовательской деятельности через вовлечение в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений. Развитие экологической культуры детей посредством ознакомления детей с разнообразием растительного мира (овощи, фрукты).
Задачи проекта:
Образовательные:
- Формировать устойчивый интерес детей к познанию мира природы (к познавательно-исследовательской деятельности).
- Систематизировать знания о разнообразии фруктов, овощей, их строении и особенностях.
-Уточнить и расширить запас представлений об овощах, фруктах.
-Расширять представления о способах ухода за садово-огородными растениями.
-Способствовать классифицировать, овощи, фрукты по определённым признакам (по месту их произрастания, по способу их употребления, приготовления различных блюд).
-Привлекать детей к активной самостоятельной деятельности по выращиванию растений;
Развивающие:
- Развивать и обогащать словарь детей по теме.
- Развивать связную речь через составление описательных рассказов о природе и окружающем мире.
- Развивать психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение,эмоциональную отзывчивость.
-Развивать творческие способности детей, любознательность, поисковую деятельность;
- Формировать познавательные умения, учить отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности.
-Формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.
Воспитательные:
-Знакомить детей с трудом овощеводов, садоводов.
-Воспитывать уважение к труду взрослых,
-Воспитывать эстетический вкус при рассматривании натюрмортов и объектов природного окружения (сад, огород).
- Воспитывать желание передавать характерные признаки овощей, фруктов в изобразительной деятельности.
- Воспитывать бережное отношение к природе и эмоциональную отзывчивость.
Тип проекта:
1) по содержанию: познавательно - исследовательский
2) по составу участников: дети ОВЗ коррекционно-развивающей группы «Радуга», воспитатели,учитель-дефектолог,учитель-логопед, родители (законные представители).
3) по срокам реализации: долгосрочный (6 месяцев).
Предполагаемые результаты:
Воспитанники
У детей появится желание по собственной инициативе ухаживать за растениями, появится интерес и стремление к взаимодействию с ними.Повысится экологическая компетентность детей: дети смогут различать некоторые виды растений, узнают особенности строения растения, научаться правильно, ухаживать за ними.Познакомятся с разнообразием фруктов, овощей, их строением и особенностями, узнают, какую пользу приносят овощи, фрукты, и будут соблюдать правила здорового питания.Научатся классифицировать овощи- фрукты по разным признакам. Узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия необходимые для их роста.Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы.Повысится педагогическая компетентность родителей, их заинтересованность в познавательном досуге своего ребенка, появятся новые общие интересы детей и родителей.Повысится уровень сформированности коммуникативных навыков общения в совместном труде.Получение первого положительного опыта получения результатов собственных трудовых действий.Расширятся коммуникативные и творческие способности детей.Научатся трудолюбию, способам выращивания некоторых овощных культур.
Родители (законные представители).
Повысится уровень экологических знаний родителей через совместное участие в педагогическом проекте с детьми.Появится заинтересованность родителей в жизнедеятельности ДОУ.Родители смогут делиться секретами огородничества, рецептами любимых заготовок и различных блюд из овощей, фруктов, ягод.
Воспитатели:
Повысится теоретический уровень и профессиональная компетентность педагогов в осуществлении проектной инновационной деятельности.Смогут пополнить Копилку педагогических идей ДОУ.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, художественно -эстетическое развитие, физическое развитие.
Материально-техническое обеспечение:
-картинки, иллюстрации с изображением овощей, фруктов;
-репродукции художников: И. И. Машков «Синие сливы», И. Хруцкой «Натюрморт»; К. Петров- Водкин «Яблоки и лимон», А.Э. Тюлькин «Натюрморт».
-овощи, фрукты;
-чудесный мешочек;
-энциклопедии, книги;
- дидактические игры;
- фотоаппарат;
- ноутбук;
- мультимедийный проектор;
- музыкальный центр.
Методы реализации проекта:
- игровые: дидактические игры, подвижные игры, игры-забавы, инсценировки;
- словесные: чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок; разговор, беседа; загадки, пословицы;
- практические: совместные действия воспитателя и ребенка, выполнение трудовых поручений;
- наглядные: показ фруктов, овощей, муляжей.
-исследовательская деятельность
-наблюдение явлений природы, труда взрослых, рассматривание природных объектов, рассматривание картин великих художников, использование иллюстраций, фотографий
Этапы реализации проекта.
1 этап – Подготовительный (ознакомительный).
Задачи:
- Определить актуальные знания детей по теме.
- Подобрать методическую и художественную литературу по теме.
- Подобрать материал, иллюстрации, фотографии по теме.
- Вызвать интерес к решению поставленной задачи.
- Привлечь родителей к совместной работе.
- Создать предметно-пространственную развивающую среду для реализации проекта, создать условия для самостоятельного отражения детьми полученных знаний.
-Разработан перспективно-тематический план познавательно-исследовательской деятельности.
-Изготовление театра на фланелеграфе «Пых».
-Изготовить алгоритмы ухода за растениями, дневник наблюдения за луком.
-Изготовить героев инсценировки «Хороводная - Огородная».
-Обеспечить материалы для разнообразной художественно-изобразительной деятельности (конструирование, лепка, аппликация, рисование)
-Разбивка огорода на подоконнике.
-Изготовление табличек - указателей с названиями растений.
Формы организации работы с детьми:
- беседы с детьми (для выявления уровня знаний о фруктах, овощах);
- подбор наглядно - дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, приобретение необходимого оборудования;
- подбор и анализ художественной литературы (стихи, сказки, рассказы, пословицы, поговорки о растениях, картины, иллюстрации.
- создание дидактических игр и материалов;
- разработка цикла наблюдений, конспектов занятий, презентаций.
Формы организации работы с родителями:
- Беседа с родителями по теме проекта.
- Выполнение творческих работ, раскраски по теме.
- Консультации для родителей.
- Оформление родительского уголка. Размещение информации о предстоящей работе над проектом.
- Совместная работа по организации предметно - пространственной развивающей среды энциклопедии, муляжи, плакаты).
-Родительское собрание «Участвуем в проекте «Чудо огород».
-Консультация для родителей «Зеленый мир на окне»
-С помощью родителей собрать коллекцию семян.
-С детьми дома посадить лук и красиво оформить свой посадочный горшочек.
-Приобретение необходимого оборудования: контейнеры, семена для посадки, землю, лейки, лопатки, грабельки; подобрать бросовый материал для оформления огорода на окне.
Во время работы в природном уголке дети замечают стаканчик с семенами, и тут же у них возникает вопрос: «Что это за семечки?». Мой ответ, что это семена, с помощью которых можно вырастить целый огород, например на нашем окне, очень удивил детей. Возникло обсуждение между детьми по вопросу: «Как посадить эти семечки?» «Как можно вырастить урожай на нашем окне?» Отсюда и возникла тема огорода на окне «Огород на окне».
Что знаем? | Что хотим узнать? | Как можем найти ответы? |
|
|
|
На основе детских высказываний спланировали содержательные направления темы и возможные проекты.
2 этап – Основной (практический).
Задачи:
- Закрепить знания детей о фруктах, овощах.
- Развивать выразительность речи, моторику рук.
- Способствовать устанавливать причинно-следственные связи.
- Пополнить развивающую среду группового помещения материалами и оборудованием по теме проекта.
- Воспитывать уважение к труду овощеводов, садоводов.
Формы организации работы с детьми:
- Тематические беседы: «Где растут овощи», «Витамины с грядки», «Труд людей в огороде».
Ситуативный разговор «Как мама варила варенье», «Как мы делали винегрет, салат».
- Просмотр презентации «Научим Салавата выбирать фрукты».
- Дидактические игры и упражнения: «Назови ласково», «Один - много», «Веселый счет», «Скажи по-другому», «С чьей ветки детки», «Чьи плоды?», «Подбери слова - действия», «Четвертый лишний», «Чудесный мешочек», «Найди отличия», «Подскажи словечко», «Угадай на вкус», «Узнай по описанию».
- Экспериментальная деятельность: пробуем овощи на вкус, определение по цвету, форме, величине.
Чтение художественной литературы: русские народные сказки: «Репка», «Вершки и корешки», «Мужик и медведь», белорусская сказка «Пых», стихотворение Ю. Тувима «Хозяйка однажды с базара пришла…», «Раз картошка, два картошка», Н. Егоров ««Огородный светофор», «В саду на груше».
- Чтение стихов, потешек, отгадывание загадок по теме проекта; знакомство с пословицами и поговорками про овощи, фрукты.
- Составление рассказа: «Мой любимый фрукт», «Как росло семечко гороха, фасоли».
-Рассказ из личного опыта «Как я помогал собирать урожай».
Пальчиковая гимнастика: «Созрели овощи на грядке», «Поищу на грядке я, где клубничка сладкая», «Мы делили апельсин», «Мы капусту солим», «Огуречик, огуречик»,
- Художественно-продуктивная деятельность:
- Рассматривание энциклопедии, картинок, иллюстраций, картин великих художников: И. И. Машков «Синие сливы», И. Хруцкой «Натюрморт»;
-Рисование: «Мои любимые овощи, «Фруктовая сказка»
- Аппликация: «Овощи на тарелке», коллективная работа «Натюрморт».
- Лепка: «Фрукты и овощи для друзей», пластилинография «Яблонька».
- Театрализованная деятельность:
- Сюжетно-ролевые игры: «Огород», «Овощной магазин», «Путешествие на дачу».
-Хороводные игры «Кабачок, кабачок», «Яблонька», «Как-то вечером на грядке», «Урожай».
- Конструирование: «Огород», «Овощехранилище», «Теплица».
- Физическое развитие: подвижные игры «Найди свой домик», «Собери урожай».
Реализация проекта
Мини-проект «Все начинается с семечка»- работа по развитию тонкой и общей моторики.
Конечный продукт: Посев семян.
Действия вне детского сада: предложить родителям сходить с детьми в цветочный магазин и рассмотреть разнообразие видов семян.
Мини-проект «Путешествие по мини огороду» - работа по овладению и запоминанию новых понятий и навыков.
Конечный продукт: Создание огорода на окне.
Действия вне детского сада: посоветовать родителям, другим родственникам рассказать детям как правильно, посадить семечко. Рассмотреть иллюстрации с изображением грядок.
Мини-проект «Знакомьтесь, дети – я лучок!» совместно с родителями (дома посадить лук и украсить тару). - работа по установлению последовательности (действий).
Конечный продукт: Выращенный лук, рассказы детей о проделанной дома работе.
Действия вне детского сада: предложить родителям поговорить с детьми о пользе лука для нашего организма. Как его употребляют люди.
Мини-проект «Лаборатория огородных наук» (в течение всего проекта) – работа по преодолению трудностей в умение обобщать, рассуждать и доказывать
Конечный результат: в ходе опытов и эксперимента дети видели, как прорастает горох, боб, сделали выводы о том, что необходимо растению, чтобы оно росло (свет, вода).
Действия вне детского сада: порекомендовать родителям дома посадить семечко для дальнейшего наблюдения за ним. Привлекать детей к ухаживанию за комнатными растениями.
Мини-проект «Вот веселый огород, что здесь только не растет!» - работа по развитию мелкой моторики кисти рук и развитие слухового и зрительного восприятия.
Конечный результат: Пересадка и выращенные рассады.
Действия вне детского сада: посоветовать родителям и другим родственника рассказать детям о том, как они выращивают овощи и фрукты на даче в огороде, какие инструменты им в этом помогают.
Мини-проект «В огород мы пойдем» - работа по развитию психических и познавательных процессов.
Конечный результат: Пересадка рассады в грунт.
Привлечь родителей к разбивке огорода на территории детского сада.
Мини-проект «Наши овощи растут!» – развитие жизненно необходимых навыков и повышение качества жизнедеятельности.
Конечный результат: Чудо огород! Выращенные растения, овощи и фрукты.
Действия вне детского сада: посоветовать родителям убрать урожай вместе с детьми, выращенный совместным трудом на даче в огороде, какие инструменты им в этом помогают.
Развлечение «В огород мы пойдем»
Фотовыставка «Наш урожай!»
3 этап – Обобщающий (заключительный).
Цель: проанализировать и обобщить результаты, полученные в процессе проектно- исследовательской деятельности. Оформить выставки совместного творчества «Осень, осень, в гости просим!» поделок из овощей и фруктов, рисунков, презентации по реализации проекта, а также сбор урожая на огороде д/с.
Формы организации работы с родителями:
- Консультации: «Витамины с грядки»», «Как нас лечат фрукты».
- Маршрут выходного дня: посещение городской сельскохозяйственной ярмарки, поездка на дачу или к бабушке в деревню.
Таким образом, в результате реализации проекта у детей сформировались устойчивые понятия области экологического сознания, были заложены первоосновы здорового образа жизни. Наш огород на окне по ходу исследовательской деятельности перешел в «Чудо огород на улице» Дети познакомились с огромным разнообразием овощных, садовых и ягодных культур, научились распознавать и классифицировать дары природы по группам. Познакомились с трудом овощеводов, садоводов. У детей совершенствовались показатели речевого развития. Дети научились классифицировать дары осени по разным признакам. В результате проделанной работы, у детей укрепились межличностные отношения. А родители стали активными участниками и помощниками в проведении совместной работы, направленной на образование и гармоничное развитие детей.
Используемая литература:
1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы,
Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019г.
2. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Старшая группа. Изд-во Мозаика -Синтез. М. 2016
3. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет:
тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт. -сост.
Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2019 – 333 с.
4. Не просто сказки… Экологические сказки и праздники. Рыжова Н. А.
– М., Линка-Пресс, 2012 г. – 192 с.
5. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2018 – 128 с.
6. Конспекты организованной образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО. Нищева Н. В. СПб Детство-Пресс. 2019.
7. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. Л. Н. Арефьева, Творческий центр «Сфера» М.»2015
8. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. Лопухина И. С. Пособие для логопедов и родителей. М. Аквариум.
9. А. С. Герасимова, О. С. Жукова «Большая энциклопедия дошкольника», Москва «ОЛМА Медиа Групп» 2017.
10. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа экологического воспитания в детском саду, Москва «Мозаика – Синтез» 2018.
11. www.detskiysad.ru/ped/doshkol.html