Рабочую программу осуществляет: Лекции:Ст. преподаватель Коршунова М.П. Практические занятия: Ст. преподаватель Коршунова М.П. | Зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ) 2 Учебных часов - 72 лекций - 10 практических занятий - 24 КСР - 2 самостоятельная работа студентов - 36 Зачет |
№ П№ п/п | Тема и содержание | Форма изучения материалов (лекции, практические занятия, семинарские занятия, лабораторные работы, самостоятельная работа) | Количество часов аудиторной работы | Основная и дополнительная литература, рекомендуемая обучающимся (номера из списка) | Задания по самостоятельной работе с указанием литературы, номеров задач | Количество часов самостоятельной работы | Формы контроля самостоятельной работы (коллоквиумы, контрольные работы, тесты и т.п.) | |||||
Текущий контроль: 1. опрос 2. проверка конспектов научной и учебной литературы 3. проверка решения задач 4. коллоквиум 5. проверка подготовленности к интерактивным занятиям 6. проверка и обсуждение в группе результатов работы в справочно-правовых системах Рубежный контроль самостоятельной работы обучающихся – письменная контрольная работа Форма промежуточной аттестации – зачет | ||||||||||||
Тема 1. Теоретические основы и история российского федерализма 1. Понятие и сущность федерализма. 2. Федеративное государство: понятие, признаки. 3. Типология современных федеративных государств. 4. Россия до революции: исторический спор унитаризма и федерализма. 5. Советский федерализм. 6. Современная модель Российской Федерации. | лек/пз | 0,5/1 | . Основная литература: 1-6. Нормативные правовые акты: 1, 14, 16, 18, 33 Материалы судебной практики: 1-8 Дополнительная литература ко всему курсу: 3,6,7,10,13,14,18,20,23 | 1. изучение вопросов содержания темы; 2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; 3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет; 4. Выполнение заданий в рабочей тетради | Текущий контроль: 1) подготовка к опросу по заданной теме 2) подготовка к контрольной работе 3) изучение официальных документов и материалов по заданию преподавателя; 4) подготовка докладов | |||||||
Тема 2. Порядок и основания изменения конституционно-правового статуса РФ 1.Конституционно-правовой статус субъекта РФ 2.Элементы конституционно-правового статуса субъекта РФ 3.Порядок изменения конституционно-правового статуса субъекта РФ 4. Порядок внесения в Конституцию РФ поправок в связи с изменением конституционно-правового статуса субъекта РФ | лек/пз | 0,5/3 | Основная литература: 1-6. Нормативные правовые акты: 17, 21, 32, 33. Дополнительная литература: 18 | 1. изучение вопросов содержания темы; 2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; 3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет; 4. Выполнение заданий в рабочей тетради | Текущий контроль: 1) подготовка к опросу по заданной теме 2) подготовка к контрольной работе 3) изучение официальных документов и материалов по заданию преподавателя; 4) подготовка докладов 5) проверка подготовленности к интерактивным занятиям. Проект-презентация: «Юридическая технология изменения конституционного статуса субъекта РФ» | |||||||
Тема 3. Изменение наименования субъекта РФ 1. Изменение наименования субъекта РФ: понятие и содержание 2. Порядок изменения наименования субъекта РФ 3. Порядок внесения в Конституцию РФ поправок в связи с изменением наименования субъекта РФ Примеры изменения наименования субъектов РФ 4.Отличие от изменения конституционно-правового статуса субъекта РФ | лек/пз | 0,5/2 | . Основная литература: 1-6. Нормативные правовые акты: 7, 11, 21,30 Материалы судебной практики Дополнительная литература ко всему курсу: 18 | 1. изучение вопросов содержания темы; 2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; 3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет; 4. Выполнение заданий в рабочей тетради | Текущий контроль: 1) подготовка к опросу по заданной теме 2) подготовка к контрольной работе 3) изучение официальных документов и материалов по заданию преподавателя; 4) подготовка докладов | |||||||
Тема 4. Виды субъектов Российской Федерации 1. Субъект РФ. Статическая составляющая статуса субъекта РФ. 2. Субъекты и несубъекты Федерации. Федеральные округа. 3.Особенности конституционно-правового статуса республик в составе Федерации. 4.Особенности конституционно-правового статуса автономий. 5.Особенности конституционно-правового статуса областей. | лек/пз | 0,5/2 | Основная литература: 1-6. Нормативные правовые акты: 2, 16, 24,27. Дополнительная литература ко всему курсу: 10,18,23. | 1. изучение вопросов содержания темы; 2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; 3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет; 4. Выполнение заданий в рабочей тетради | Текущий контроль: 1) подготовка к опросу по заданной теме 2) подготовка к контрольной работе 3) изучение официальных документов и материалов по заданию преподавателя; 4) подготовка докладов | |||||||
Тема 5. Сложноустроенные субъекты Российской Федерации 1. Сложноустроенные субъекты: понятие, признаки 2. Особенности структуры сложноустроенных субъектов. 3. Сложноустроенные субъекты в РФ. 4. Особенности автономий, входящих в состав сложносоставных субъектов | лек/пз | 0,5/2 | Основная литература: 1-6. Нормативные правовые акты: 7, 19,22,31. Дополнительная литература ко всему курсу:10, 18, 19. | 1. изучение вопросов содержания темы; 2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; 3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет; 4. Выполнение заданий в рабочей тетради | Текущий контроль: 1) подготовка к опросу по заданной теме 2) изучение официальных документов и материалов по заданию преподавателя; 3) подготовка докладов | |||||||
Тема 6. Порядок принятия в состав РФ нового субъекта 1.Принятие в состав РФ нового субъекта: понятие, нормативно-правовое регулирование 2. Процедура принятия в состав РФ нового субъекта 3. Порядок внесения в Конституцию РФ поправок в связи с принятием нового субъекта | лек/пз | 0,5/2 | Основная литература: 1-6. Нормативные правовые акты: 1,4, 25,29. Дополнительная литература ко всему курсу: 18. | 1. изучение вопросов содержания темы; 2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; 3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет; 4. Выполнение заданий в рабочей тетради | Текущий контроль: 1) подготовка к опросу по заданной теме 2) подготовка к контрольной работе 3) изучение официальных документов и материалов по заданию преподавателя; 4) подготовка докладов | |||||||
Тема 7. Порядок образования в составе РФ нового субъекта: объединение субъектов, отделение 1. Образование в составе РФ нового субъекта: понятие, нормативно-правовое регулирование 2. Порядок образования в составе РФ нового субъекта 3. Порядок внесения в Конституцию РФ поправок в связи с образованием в составе РФ нового субъекта 4. Отличия от принятия в состав РФ нового субъекта | лек/пз | 0,5/3 | Основная литература: 1-6. Нормативные правовые акты: 14, 17, 26,30. Дополнительная литература ко всему курсу:18. | 1. изучение вопросов содержания темы; 2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; 3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет; 4. Выполнение заданий в рабочей тетради | Текущий контроль: 1) подготовка к опросу по заданной теме 2) подготовка к контрольной работе 3) изучение официальных документов и материалов по заданию преподавателя; 4) подготовка докладов | |||||||
Тема 8. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации 1. Законодательные органы государственной власти субъектов РФ: понятие, нормативно-правовое регулирование 2. Порядок формирования законодательных органов государственной власти субъектов РФ 3. Полномочия законодательных органов государственной власти субъектов РФ, их закрепление в Конституциях (уставах) субъектов РФ 4. Разделение предметов ведения в сфере законотворчества между РФ и ее субъектами | лек/пз | 0,5/2 | Основная литература: 1-4. Нормативные правовые акты: 5, 10, 28. Дополнительная литература ко всему курсу: 5,8,10-13,16,18,20,23. | 1. изучение вопросов содержания темы; 2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; 3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет; 4. Выполнение заданий в рабочей тетради | Текущий контроль: 1) подготовка к опросу по заданной теме 2) подготовка к контрольной работе 3) изучение официальных документов и материалов по заданию преподавателя; 4) подготовка докладов 5)проверка подготовленности к интерактивным занятиям. Проект-презентация «Функции законодательных органов государственной власти субъектов РФ» | |||||||
Тема 9.Органы исполнительной власти субъекта Федерации 1. Органы исполнительной власти субъектов РФ: понятие, нормативно-правовое регулирование 2. Высшее должностное лицо субъекта РФ: его место в системе органов исполнительной власти субъекта РФ, полномочия 3. Порядок формирования исполнительных органов государственной власти субъектов РФ 4. Полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ, их закрепление в Конституциях (уставах) субъектов РФ 5. Территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ. | лек/пз | 0,5/2 | . Основная литература: 1-6. Нормативные правовые акты: 8, 15, 25, 28 Дополнительная литература ко всему курсу: 1,2,8,10-13,18,20,23. | 1. изучение вопросов содержания темы; 2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; 3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет; 4. Выполнение заданий в рабочей тетради | Текущий контроль: 1) подготовка к опросу по заданной теме 2) подготовка к контрольной работе 3) изучение официальных документов и материалов по заданию преподавателя; 4) подготовка докладов | |||||||
Тема 10.Судебная власть в субъектах Федерации 1. Судебная власть: нормативно-правовое регулирование 2. Федеральные суды в субъектах РФ 3. Мировые судьи: нормативно-правовое регулирование, порядок формирования 4. Конституционные (уставные) суды: нормативно-правовое регулирование, порядок формирования, полномочия. | лек/пз | 1,5/2 | Основная литература: 1-6. Нормативные правовые акты: 12, 20, 22, 27. Материалы судебной практики Дополнительная литература ко всему курсу: 10,13,18,20,23. | 1. изучение вопросов содержания темы; 2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; 3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет; 4. Выполнение заданий в рабочей тетради | Текущий контроль: 1) подготовка к опросу по заданной теме 2) подготовка к контрольной работе 3) изучение официальных документов и материалов по заданию преподавателя; 4) подготовка докладов. | |||||||
Тема 11. Административно-территориальное деление субъектов РФ 1. Административно-территориальные единицы субъектов РФ 2. Границы между административно-территориальными единицами | лек/пз | 1,5/2 | Основная литература: 1-6. Нормативные правовые акты: 9, 17, 21, 33. Дополнительная литература ко всему курсу: 10.17,23. | 1. изучение вопросов содержания темы; 2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; 3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет; 4. Выполнение заданий в рабочей тетради | Текущий контроль: 1) подготовка к опросу по заданной теме 2) подготовка к контрольной работе 3) изучение официальных документов и материалов по заданию преподавателя; 4) подготовка докладов | |||||||
Тема 12. Территориальные единицы со специальным статусом 1. Понятие, признаки территориальной единицы с особым статусом 2. Основания возникновения территориальных единиц с особым статусом 3. Виды территориальных единиц с особым статусом | лек/пз | 1,5/2 | Основная литература: 1-6. Нормативные правовые акты: 4, 15, 24. Дополнительная литература ко всему курсу: 10,19. | 1. изучение вопросов содержания темы; 2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; 3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет; 4. Выполнение заданий в рабочей тетради | Текущий контроль: 1) подготовка к опросу по заданной теме 2) подготовка к контрольной работе 3) изучение официальных документов и материалов по заданию преподавателя; 4) подготовка докладов | |||||||
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ(МОДУЛЯ)