РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке
для 1-8 классов
на 2020 -2021 год
Разработана:
Кузьминой Наталией Николаевной
учителем музыки
высшей квалификационной категории
МОУ ООШ с.Поповка
Лист корректировки календарно-тематического планирования
Предмет: музыка
Класс
Учитель Кузьмина Н.Н.
2020-2021 учебный год
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки | |
по плану | дано | ||||
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету музыка в 1-4, 5-8 классах разработана на основе примерной общеобразовательной программы основного общеобразовательного образования от 08.04. 2015г., авторской программы по музыке 1-8 классы. Рабочие программы. Авторы: Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Москва, «Просвещение.2017»г. Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской «Музыка» 1-4 классы, 5-8 классы, Москва, «Просвещение», 2013г., что позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников; на основе СанПин 2.4.2821 – 10 от 29.12.2010 № 189, в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования от 17.12.2010г., №1897.
Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи: - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает:
- формирование опыта эмоционально-образного восприятия;
- начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;
- приобретение знаний и умений;
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно –эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Преподавание учебного предмета «Музыка» осуществляться учебниками предметной линией с «1 по 8» классы основного общего образования по УМК Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., М.Просвещение, 2017г. «Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.
Общая характеристика курса
Учебный предмет «Музыка» призван способствовать развитию музыкальности ребенка, его творческих способностей; эмоциональной, образной сферы учащегося, чувства сопричастности к миру музыки. Ознакомление в исполнительской и слушательской деятельности с образцами народного творчества, произведениями русской и зарубежной музыкальной классики, современного искусства и целенаправленное педагогическое руководство различными видами музыкальной деятельности помогает учащимся приобщаться к духовным ценностям музыкальной культуры. Разнообразные виды исполнительской музыкальной деятельности (хоровое, ансамблевое и сольное пение, коллективное инструментальное музицирование, музыкально-пластическая деятельность), опыты импровизации и сочинения музыки содействуют раскрытию музыкально-творческих способностей учащегося, дают ему возможность почувствовать себя способным выступить в роли музыканта.
Предмет «Музыка» направлен на приобретение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на усвоение первоначальных музыкальных знаний, формирование умений и навыков в процессе занятий музыкой.
Особое значение в основной школе приобретает развитие эмоционального отклика на музыку, ее образного восприятия в процессе разнообразных видов активной музыкальной деятельности, прежде всего исполнительской.
Занятия музыкой способствуют воспитанию и формированию у учащихся эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать другому человеку, творческого самовыражения, художественного творческого мышления, воображения, интуиции, трудолюбия, чувства коллективизма.
Место предмета «Музыка» в учебномплане
В Федеральном базисном учебном плане в 1 – 8 классах на предмет «Музыка» отводится 1 час в неделю (1 кл. - 33недели, 2-8 – 34недели)
Планируемые предметные результаты
Предметные результаты
Коммуникативные умения
Учащиеся научатся:
· логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;
· применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;
· обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
· понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;
· осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей;
· использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;
· пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Учащиеся получат возможность:
· научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
· удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.
Регулятивные:
Учащиеся научатся:
· принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
· договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
· выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.
· прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;
· мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.
Учащиеся получат возможность научиться:
· ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;
· действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
· понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;
· слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
· понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;
· использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
· опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;
· приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.
Учащиеся получат возможность:
· совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;
· создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.
Предметные результаты:
У учащихся будут сформированы:
· представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;
· основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
· представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.
Учащиеся научатся:
· активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;
· слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;
· ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России (в том числе родного края);
· наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;
· моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;
· использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;
· воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности народной и профессиональной музыки (в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности;
· планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании;
Учащиеся получат возможность научиться:
· ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;
· творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;
· организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;
· оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
Музыка как вид искусства.
Выпускник научится:
· наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;
· понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства;
· выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
· принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);
· самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения.
Музыкальный образ и музыкальная драматургия
Выпускник научится:
· раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности (типы) музыкальной драматургии, высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения;
· понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
· осуществлять на основе полученных знаний о музыкальном образе и музыкальной драматургии исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности для участия в выполнении творческих проектов, в том числе связанных с практическим музицированием.
Выпускник получит возможность научиться:
· заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещении концертов, театров и др.;
· воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.
Музыка в современном мире: традиции и инновации
Выпускник научится:
· ориентироваться в исторически сложившихся музыкальных традициях и поликультурной картине современного музыкального мира, разбираться в текущих событиях художественной жизни в отечественной культуре и за рубежом, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
· определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, понимать стилевые особенности музыкального искусства разных эпох (русская и зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв., отечественное и зарубежное музыкальное искусство XX в.);
· применять информационно-коммуникационные технологии для расширения опыта творческой деятельности и углублённого понимания образного содержания и формы музыкальных произведений в процессе музицирования на электронных музыкальных инструментах и поиска информации в музыкально-образовательном пространстве Интернета.
Выпускник получит возможность научиться:
· высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;
· структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников.
Содержание предмета «Музыка»
Виды музыкальной деятельности разнообразны: исполнительская деятельность (хоровое, ансамблевое, сольное пение); пластическое интонирование и музыкально – ритмические движения, игра на музыкальных инструментах, инсценирование песен, сказок; импровизация вокальная и речевая
Суть контроля по предмету – диагностика успешности музыкального развития школьников. Контроль по музыке должен опираться на дифференциацию и индивидуализацию обучения музыке, учет психологических особенностей развития учащихся данной возрастной группы, особенностей социокультурного окружения ребенка.
Диагностику рекомендуется проводить не реже, чем один раз в полугодие, не реализуя при этом задачу выявления уровня развития музыкально – практических навыков и умений, связанных с такими видами музицирования, как хоровое пение, импровизация, игра на простейших музыкальных инструментах. Диагностика ориентируется на выявление успешности достижения учащимся предметных планируемых результатов и выявление динамики формирования регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.
Учителю необходимо предусматривать также домашние задания по музыке, которые должны быть не репродуктивного, а творческого характера и ориентировать школьников на работу с различными источниками информации (создание рисунков;подбор литературного и зрительного рядов к музыкальным произведениям; составление эскизов костюмов персонажей опер, балетов, мюзиклов; оформление афиш программ концертов, коллажей; сочинение стихов, выпуск газет и журналов; драматизация, инсценирование, создание презентаций, попурри и т.д.).
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
· метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
· метод эмоциональной драматургии;
· метод интонационно-стилевого постижения музыки;
· метод художественного контекста;
· метод создания «композиций»;
· метод перспективы и ретроспективы;
· метод игры.
Начиная с 5 класса в учебники «Музыка» введен раздел «Исследовательский проект». Содержание проектов ориентирует учащихся на постижение в индивидуальной и коллективной деятельности вечных тем искусства и жизни (например, «Образы Родины, родного края в музыкальном искусстве», «Образы защитников Отечества в музыке, изобразительном искусстве, литературе», «Музыка в храмовом синтезе искусств», «Народная музыка: истоки, направления, сюжеты и образы», «Авторская песня: любимые барды», «Что такое современность в музыке», «Классика в обработке: поиски и находки» и др.).
Тематическое планирование по музыке 1 класс
№ | Тема | Кол-во часов |
Музыка вокруг нас | ||
Музыка и ты | 16+1 | |
Тематическое планирование по музыке 2 класс
№ | Тема | Кол-во часов |
«Россия — Родина моя». | ||
День, полный событий | ||
«О России петь- что стремиться в храм». | ||
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | ||
«В музыкальном театре» | ||
«В концертном зале.» | ||
«Чтоб музыкантом стать, так надобно уменье» | ||
Тематическое планирование по музыке 3 класс
№ | Тема | Кол-во часов |
Россия – Родина моя | ||
День, полный событий | ||
«О России петь – что стремиться в храм» | ||
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | ||
В музыкальном театре | ||
В концертном зале | ||
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» | ||
Тематическое планирование по музыке 4 класс
№ | Тема | Кол-во часов |
Россия – Родина моя | ||
«О России петь - что стремиться в храм...» | ||
День, полный событий | ||
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | ||
В концертном зале | ||
День, полный событий | ||
В музыкальном театре | 5+1 | |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» | ||
«О России петь - что стремиться в храм... | 6+1 | |
Тематическое планирование по музыке 5 класс
№ | Тема | Кол-во часов |
Музыка и литература | ||
Музыка и изобразительное искусство | ||
Тематическое планирование по музыке 6 класс
№ | Тема | Кол-во часов |
Мир образов вокальной и инструментальной музыки | ||
Образы русской народной и духовной музыки | ||
Образы духовной музыки Западной Европы | ||
Авторская песня | 17+1 | |
Тематическое планирование по музыке 7 класс
№ | Тема | Кол-во часов |
«Особенности музыкальной драматургии сценической музыки» | ||
«Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» | ||
Тематическое планирование по музыке 8 класс
№ | Тема | Кол-во часов |
Классика и современность | ||
Традиции и новаторство в музыке | ||
Календарно – тематическое планирование по музыке 1 класс
№ | Наименование разделов и темы урока | Дата | ||
план | по факту | |||
Музыка вокруг нас | ||||
Вводный инструктаж по ОТ. «И муза вечная со мной» | ||||
Хоровод муз | ||||
Повсюду музыка слышна | ||||
Душа музыки – мелодия. | ||||
Музыка осени. | ||||
Музыка осени – урок экскурсия в природу | ||||
«Азбука, азбука каждому нужна…» | ||||
Музыкальная азбука. | ||||
Обобщающий урок по теме «Знакомство с музыкой» | ||||
Музыкальные инструменты. | ||||
«Садко». Из русского былинного сказа. | ||||
Музыкальные инструменты. | ||||
Звучащие картины. | ||||
Разыграй песню. | ||||
Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины. | ||||
Обобщающий урок по теме «Добрый праздник среди зимы.» | ||||
Музыка и ты | ||||
Повторный инструктаж по ТБ. Край, в котором ты живешь. | 1 | |||
Художник, поэт, композитор. | ||||
Музыка утра | ||||
Музыка вечера. | ||||
Музы не молчали. | ||||
Музыкальные портреты. | ||||
Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка. | ||||
Мамин праздник. | ||||
Обобщающий урок по теме «Музыка и ты» | ||||
Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент. | ||||
Музыкальные инструменты. | ||||
«Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины. | ||||
Музыка в цирке. | ||||
Дом, который звучит. | ||||
Опера-сказка. | ||||
«Ничего на свете лучше нету». | ||||
Заключительный урок-концерт | ||||
Календарно – тематическое планирование по музыке 2 класс
№ | Наименование разделов и темы урока | Дата | ||
план | по факту | |||
«Россия — Родина моя». | ||||
Повторный инструктаж по Т.Б. Музыкальные образы родного края | ||||
Гимн России | ||||
День, полный событий | ||||
Мир ребенка в музыкальных образах | ||||
Музыкальный инструмент -фортепиано | ||||
Природа и музыка | ||||
Танцы, танцы, танцы... | ||||
Эти разные марши. | ||||
Расскажи сказку. | ||||
Колыбельная. | ||||
«О России петь- что стремиться в храм». | ||||
Великий колокольный звон. | ||||
Святые земли Русской. Александр Невский. «Вставайте, люди русские»Кантата С.Прокофьев. | ||||
Сергий Радонежский. | ||||
Молитва. | ||||
Рождество Христово | ||||
«Рождественская песенка» П.Синявский «Добрый тебе вечер», «Рождественское чудо»-нар. Песнопения. Колядки. | ||||
«О России петь -что стремиться в храм...» | ||||
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | ||||
Русские народные инструменты. | ||||
Фольклор - народная мудрость | ||||
Музыка в народном стиле | ||||
Обряды и праздники русского народа | ||||
«В музыкальном театре» | ||||
Детский музыкальный театр. Опера | ||||
Балет | ||||
Театр оперы и балета. | ||||
Волшебная палочка | ||||
Опера «Руслан и Людмила» М. И. Глинки | ||||
В музыкальном зале | ||||
«В концертном зале.» | ||||
Симфоническая сказка | ||||
Сюита М. П. Мусоргского «Картинки с выставки» | ||||
Звучит нестареющий Моцарт! | ||||
«Чтоб музыкантом стать, так надобно уменье» | ||||
Волшебный цветик семицветик. «И все это - И. С. Бах» | ||||
Все в движении. «Тройка» Г.Свиридов. «Попутная песня» М.Глинка. «Большой хоровод» Б.Савельев. | ||||
Музыка учит людей понимать друг друга | ||||
Два лада | ||||
Календарно – тематическое планирование по музыке 3 класс
№ | Наименование разделов и темы урока | Дата | ||
план | по факту | |||
Россия – Родина моя | ||||
Повторный инструктаж по Т.Б.. Мелодия – душа музыки | ||||
Природа и музыка. | ||||
Виват, Россия! (кант) Наша слава – русская держава | ||||
Кантата С. С. Прокофьева «Александр Невский» | ||||
Опера «Иван Сусанин». | ||||
День, полный событий | ||||
Образы природы в музыке. Утро | ||||
Портрет в музыке. | ||||
«В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер | ||||
Обобщающий урок по теме «Россия – Родина моя» | ||||
«О России петь – что стремиться в храм» | ||||
Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве | ||||
Древнейшая песнь материнства. | ||||
Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама! | ||||
Образ праздника в искусстве: Вербное воскресенье | ||||
Святые земли Русской | ||||
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | ||||
Повторный |