Лабораторная работа
Построение блок-схем с помощью программного комплекса «Конструктор алгоритмов»
Теоретическое обоснование
Теория алгоритмов достаточно полно изложена в курсе лекций. Целью данной работы является построение различных алгоритмических конструкций с помощью компьютера и проверка их работоспособности.
Программный комплекс «Конструктор алгоритмов» является свободно распространяемым программным продуктом.
Задание № 1. Линейный вычислительный алгоритм
Задание: вычислить диаметр и длину окружности заданного радиуса.
Алгоритм выполнения
1. Запустить конструктор алгоритмов.
2. В главном меню окна выбрать:
3. Блок-схема | Новая
Блок-схема
4. В главном меню окна выбрать: Разработка (кнопки в левой панели инструментов должны стать активными - жѐлтыми).
5. Выбрав инструмент
6. Начало схемы алгоритма,
щѐлкнуть левой кнопкой мыши на
рабочем поле:
7. Выбрав инструмент Описание переменных, щѐлкнуть мышью на стрелочке между блоками начала и конца схемы алгоритма.
8. Выделить двойным щелчком Блок «Описание переменных».
9. В верхней панели инструментов нажать вторую кнопку слева Редактирование.
10. Во всплывающем окне Блок «Описание переменных» во вторую строку вписать имена переменных, соответствующие радиусу, диаметру и длине окружности (R, D, C):
11. Нажать ОК.
12. Выбрав инструмент Ввод данных, щѐлкнуть мышью на стрелочке после блока Описание переменных.
13. Выделить двойным щелчком блок «Ввод данных».
14. В верхней панели инструментов нажать кнопку Редактирование.
15. Во всплывающем окне Блок «Ввод данных» вписать имя переменной, соответствующее радиусу (R):
16. Нажать ОК.
17. Выбрав инструмент Присваивание, щѐлкнуть мышью на стрелочке после блока Ввод данных.
18. Выделить двойным щелчком блок «Присваивание».
19. Нажать кнопку Редактирование.
20. Во всплывающем окне Блок «Присваивание» в первую строку вписать имя переменной, соответствующее диаметру (D), а во вторую строку арифметическое выражение вычисления диаметра (2*R):
21. Нажать ОК.
22. Аналогично вставить блок, вычисляющий длину окружности по формуле 2*3.14*R или 3.14*D (обратите внимание на точку в десятичной дроби).
23.Самостоятельно добавьте блок Вывод данных для переменных C и D.
24. В главном меню окна выбрать Отладка. Затем нажать загоревшуюся зелѐную стрелочку запуска алгоритма на исполнение. Блоки схемы будут поочерѐдно становиться активными (зелѐными). Для их исполнения нажимайте
25. В момент выполнения Ввода данных введите во всплывающем окне значение радиуса.
26. В процессе выполнения алгоритма в правой части окна будут появляться значения переменных.
27. Когда выполнение алгоритма будет закончено, появится всплывающее окно с конечными (выходными) значениями всех переменных:
28. Можно повторить выполнение алгоритма с другим значением радиуса, нажав опять на стрелочку
29. В главном меню окна выбрать: Блок-схема | Новая блок-схема.
30. Самостоятельно составить блок-схему вычисления гипотенузы прямоугольного треугольника для заданных катетов.
31. Представить работу на проверку. Сохранить схему в своей рабочей папке: Блок-схема | Сохранить схему.
Задания для самостоятельного выполнения
В соответствии с вариантом задания составить блок–схему.
Задание 1.
- По норме СанПИН площадь для одного компьютера в кабинете 3 м2. Какой площадью должен быть кабинет информатики для А количества компьютеров.
- Выкурив 1 сигарету, человек принимает 2 мг никотина. Сколько яда никотина примет человек за один день, выкурив х сигарет?
- Сердце здорового человека делает 75 ударов в минуту. Сколько ударов сделает сердце за х минуту?
- Тяжёлые машины и автобусы за каждый километр пробега выделяют 23 грамма азота. Сколько газа выделяет автобус маршрута № 17, если он сделал С кругов? Расстояние от вокзала до деревни равно А км.
- В магазине продается костюмная ткань. Ее цена В руб. за квадратный метр. Составьте алгоритм, которая подсчитает и выведет на экран стоимость куска этой ткани длиной Х метров и шириной 1м
- Вычислить площадь огорода, имеющего форму прямоугольника, если известны стороны А и В.
- Переменные А, В и С содержат длины сторон треугольника. Вычислить площадь этого треугольника.
- Перевести сумму R рублей в доллары США по курсу ММВБ на день решения задачи.
- Вычислите равнодействующую сил F, действующих на тело массой m, движущейся с ускорением a (F = ma).
- Город А находится в Х милях от Лондона. Напишите программу, которая вычислит расстояние между этими городами в километрах (5 миль равны 8 километрам).
Задание 2.
- Вычислите расстояние между двумя точками с координатами X1, Y1 и X2, Y2.
- Вводится четырехзначное число. Заменить число на другое, которое получается из исходного числа путем записи его цифр в обратном порядке.
- Сколько процентов от (А + В – С) приходится на А, В и С?
- Первая бригада может выполнить задание за А дней, а вторая – за В дней. За сколько дней две бригады выполнят задание, работая вместе?
- Известна площадь окружности S. Определить длину окружности.
- Определите объем прямоугольного параллелепипеда по его сторонам.
- В прямоугольном треугольнике известны катет и гипотенуза. Найдите другой катет.
- Переменная Х содержит трехзначное целое число. Подсчитать сумму цифр этого числа.
- В кафе готовят коктейль из малинового и ананасового соков. Известно, что X литров малинового сока стоят М рублей, а Y литров ананасового – К рублей. Сколько литров каждого сока надо взять, чтобы приготовить S литров коктейлей общей стоимостью Р рублей?
- На борту самолета, летящего по маршруту Москва – Лондон, находится Х пассажиров. Три четверти пассажиров имеют билеты второго класса, все остальные – первого. Билет первого класса стоит В рублей. Это в два раза больше стоимости билета второго класса. Сколько денег получила авиакомпания при продажи билетов на этот рейс?
- Хозяин хочет оклеить обоями длинную стену в своем доме. Длина этой стены равна А метрам, а высота В метрам. Рулон обоев имеет длину L метров и ширину S метров. Сколько будут стоить обои для всей стены, сколько потребуется рулонов обоев, если стоимость одного рулона К рублей.
- На фабрике «Мойдодыр» при стирке 4 кг белья расходуется 250 г стирального порошка. Определить сколько пачек стирального порошка будет израсходовано на K простыней (вес одной простыни – 500 г), P пододеяльников (вес одного пододеяльника – 650 г) и S скатертей (вес одной скатерти – 600 г). Вес одной пачки стирального порошка составляет 750 г.
2. Составьте блок-схему решения задачи. Результат запишите в отчет.
Таблица 2 – Варианты задания
№ варианта | Условие задания 1 |
Даны два числа. Большее из этих двух чисел заменить их полусуммой, а меньшее удвоенным произведением. | |
Даны величины а 1 и а 2.. Определить, принадлежит ли точка А(а 1, а 2) кругу x2+y2=16. | |
Даны три стороны треугольника a, b, c. Определить, является ли такой треугольник равнобедренным, равносторонним или разносторонним. | |
Определить и вывести на печать номер четверти, в которой находится точка М с координатами х и у. | |
Даны стороны прямоугольника a, b. Если a >b, найти его площадь, если a < b, найти его периметр, если a = b, то найти его периметр и площадь. | |
Заданы радиус круга, две смежные стороны прямоугольника. Определить, какая фигура имеет большую площадь, какая меньшую, или они равны? | |
Даны три числа. Найти среди них максимальное отрицательное число. | |
Заданы радиус круга R и сторона квадрата A. Определить, какая фигура имеет большую площадь. | |
Заданы два целых числа. Определить, являются ли они оба четными или оба нечетными, или определить, какое из них четное, а какое нечетное. | |
Заданы отрезки a, b, c, d. Проверить, могут ли они служить сторонами прямоугольника. | |
Заданы три числа. Определить, есть ли среди них хотя бы одна пара равных по величине. | |
Даны три числа. Найти разность между наибольшим и наименьшим среди них. | |
Даны три числа. Меньшее среди них заменить на 0. | |
Найти минимальное значение из величин, определяемых арифметическими выражениями: а=sin(x), b =cos(x), c =lg(x) при любом, введенном х. | |
Заданы три числа А, В, С. Если они все положительны, то найти их корни; если все отрицательны, то возвести каждое из них в квадрат, иначе найти их сумму. | |
Даны три разных числа. Найти среди них произведение и количество отрицательных. |
3. В соответствии с вариантом задания 2 (таблица 3) составьте блок-схему
Таблица 3 – Варианты задания 3
№ варианта | Условия задания 2 |
Написать программу, которая бы по введенному номеру времени года (1 – зима, 2 – весна и т. д.) вычисляла количество дней в этом сезоне. | |
Вводится число D (D<=7). Распечатать соответствующий этому числу следующий день недели (например: если 1 – то завтра вторник). | |
С клавиатуры вводится балл, полученные студентом – Вall. Выдать сообщение: «Отлично», если 80<Вall<100; «Хорошо!», если 60<Вall<81; «Удовлетворительно», если 30<Вall<61; «Неудовлетворительно», если Вall<31. | |
Вводится число экзаменов N<=20. Напечатать фразу «Мы успешно сдали N экзаменов», согласовав слово «экзамен» с числом N. | |
Вводятся числа от 1 по 15. Написать программу, которая выводит соответствующее этому числу значение в 16-й системе. | |
Записать программу, которая на ввод знака препинания выдаёт на экран дисплея его название. Например, на ввод точки выдаёт текст «точка». | |
Написать программу, которая бы по введенной цифре (1, 5, 10, 50 или 100) выводила ее написание в римской системе счисления | |
Вводится число лет (N<=25).Напечатать фразу «Мне N лет», согласовав слово «лет» с числом N. | |
Дана масса тела и номер единицы измерения (1 – килограмм, 2 – миллиграмм, 3 – грамм, 4 – тонна, 5 – центнер). Написать программу, которая выводила бы соответствующее значение массы в килограммах. | |
Вводится число книг N<=10. Вывести фразу «Я взял в библиотеке N книг», согласовав слово «книга» с числом N. | |
Дана емкость винчестера V в мегабайтах. Написать программу, которая бы по введенному номеру единицы измерения информации(1 – бит, 2 – байт, 3 – килобайт, 4 – мегабайт, 5 – гигабайт) переводила V в соответствующую единицу измерения. | |
Вводится число программ N<=10. Напечатать фразу «Я разработал N программ», согласовав слово «программа» с числом N. | |
Вводится порядковый номер дня в году. Определить, к какому сезону года относится этот день. | |
Даны два числа А и В, и знак арифметической операции(+,-,*, /). Написать программу, которая вычисляет А+В, если ввести знак + т. д. | |
Вводится порядковый номер дня в году. Определить, какой это день недели, если год начинается с понедельника. | |
Вводится целое число -5 ≤c ≤5. Вывести величину числа в словесной форме с учетом знака. |
4. В соответствии со своим вариантом разработайте блок-схемы и проекты для своего задания.
Таблица 4 – Варианты задания
№ варианта | Условия задания |
Вводится последовательность из N чисел. Найти произведение и количество положительных среди них чисел. | |
Вводится последовательность из N чисел. Найти, сколько в ней нулей и их порядковые номера. | |
Вводится последовательность из M чисел. Найти наименьшее из всех положительных чисел. | |
Вводится последовательность целых чисел, 0 – конец последовательности. Подсчитать, сколько в ней отрицательных, и сколько положительных элементов. | |
Вводится последовательность целых чисел, 0 – конец последовательности. Найти сумму и количество положительных чисел. | |
Дана последовательность из М чисел. Подсчитать, сколько в ней отрицательных, и сколько положительных (включая нулевые) элементов. | |
Дана последовательность из М чисел. Вычислить сумму и количество чисел, которые меньше 5. | |
Дана последовательность из М чисел. Вычислить произведение и количество чисел, которые меньше 10. | |
Вводится последовательность ненулевых чисел, 0 – конец последовательности. Сколько из этих чисел больше 5, но меньше 10. Найти сумму таких чисел. | |
Дана последовательность из М чисел. Все отрицательные среди них числа возвести в квадрат и найти их сумму. | |
Дана последовательность из М чисел. Найти сумму и произведение всех положительных чисел. | |
Дана последовательность из М чисел. Найти наибольшее среди отрицательных из них. | |
Дана последовательность из М чисел. Найти наименьшее из всех чисел, больших 10, и его порядковый номер. | |
Дана последовательность из М чисел, все положительные среди них числа заменить их корнем и найти их сумму. | |
Дана последовательность чисел, заканчивающаяся 0. Найти сумму чисел меньших 3 и произведение чисел больших 10. | |
Дана последовательность из М чисел. Сколько из этих чисел больше 7, но меньше 20. Найти произведение таких чисел. |