Актуальность темы: По данным ВОЗ, туберкулез до настоящего времени остается глобальной проблемой мирового здравоохранения. Около трети населения земного шара инфицировано микобактериями туберкулеза (МБТ), и в будущем 5–10% сегодняшних инфицированных заболеют туберкулезом. Около 1 млн (более 10%) новых случаев заболевания приходятся на детей в возрасте до 15 лет. В разных странах дети составляют от 3% до 25% от общего числа заболевших туберкулезом.
Заболеваемость детей туберкулезом считается важным прогностическим эпидемиологическим показателем, отражающим общую эпидемическую ситуацию по туберкулезу в регионе. Туберкулез — не только инфекционная, но и в значительной мере социально-биологическая проблема. В условиях снижения иммунитета, связанного с низким уровнем жизни, стрессовой ситуацией, ВИЧ-инфекцией и др., несмотря на все мероприятия по борьбе с данной инфекцией, происходит активация ее латентной формы. В свою очередь, МБТ способствуют дальнейшему углублению иммунодефицитного состояния. Впервые это наглядно проявилось в конце прошлого века. В тот период на фоне значительного снижения заболеваемости в результате успешного применения новых эффективных противотуберкулезных препаратов ВОЗ выдвинула постулат: «К 1990 году туберкулез будет побежден». Однако вместо реализации этих радужных надежд мир столкнулся с драматическим ростом заболеваемости туберкулезом, который в ряде регионов был признан эпидемией. Эта проблема коснулась и нашей страны на фоне распада СССР.
Дети, являясь наиболее уязвимой группой населения, первыми отвечают на негативные социально-экономические проблемы увеличением числа больных туберкулезом.
Цели занятия.
Учебные:
Знать:
- этиологию, патогенез, клинику, возможные осложнения туберкулеза;
- основные методы диагностики и профилактики туберкулеза у детей.
Уметь:
- провести субъективное и объективное обследование больного;
- определить предварительный диагноз;
- назначить план обследования, подготовить пациента к лабораторным и инструментальным исследованиям, уметь интерпретировать их результаты;
- заполнить медицинскую документацию.
Практические навыки: постановка и оценка результатов туберкулиновой пробы (проба Манту), вакцинация БЦЖ, сбор мокроты на БК.
Занятие способствует формированию соответствующих ПК и ОК. Воспитательные и развивающие цели:
- способствовать нравственному, эстетическому, духовному воспитанию;
- формировать профессиональный кругозор и общую культуру; развивать творческое мышление, профессиональную речь, познавательную деятельность;
- добиваться осознанности в правильном выборе профессии, понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней;
- акцентировать внимание студентов на необходимости соблюдения правил этики и деонтологии;
- воспитывать у студентов личностно-профессиональные качества медицинского работника: альтруизм, гуманизм, склонность к анализу, ответственность, умение работать по стандартам;
- подчеркивать значение соблюдения санитарно-противоэпидемического режима отделения для профилактики внутрибольничной инфекции.
Интеграционные связи (внутри- и межмодульные, внутридисциплинарные, связь с другими учебными дисциплинами):
Дисциплина | Знать, уметь |
Анатомия Патология | Знание анатомии и патологии органов |
Здоровый человек и его окружение | Знание АФО детей разного возраста |
Технология оказания мед.услуг | Знание основных мед.навыков, правил асептики и антисептики |
Список литературы:
Основная:
Запруднов А.М. «Общий уход за детьми» ГЭОТАР-Медиа 2011г.
Запруднов А.М., Григорьев К.И. «Педиатрия с детскими инфекциями. Учебник для медицинских колледжей и училищ», «ГЭОТАР-Медиа» Москва, 2010г.
Качаровская Е.В. «Сестринское дело в педиатрии» практическое руководство ГЭОТАР-Медиа Москва 2011 год.
Мазурин А.В, Запруднов А.М., Григорьев К.И. «Общий уход за детьми. Учебное пособие». «Медицина», Москва, 2011г.
Дополнительная:
Тарасова И.В., Назирбекова И.Н., Стеганова О.Н., «Педиатрия: Рабочая тетрадь: учебное пособие для медицинских училищ и колледжей, Москва ГЭОТАР-Медиа 2010 год.
Ежов Н.В. «Педиатрия» (практикум) Москва, Оникс 2011 год
Шабалов Н.П. «Детские болезни», «Питер», 2015г.
Ответьте на вопросы:
1.Кто является возбудителем туберкулеза?
2.Перечислите основные пути заражения туберкулезом.
3.Что такое вираж туберкулиновой пробы?
4.Ребенок 10 лет. В 7 лет был ревацкцинирован БЦЖ. Два года назад проба Манту – папула 5 мм, год назад – папула 3 мм, в этом году – папула 7 мм. Жалоб нет. Диагноз? Тактика?
5.Ребенок 5 лет. В прошлом году проба Манту – отрицательная, в этом году – папула 7 мм. Жалобы на утомляемость, плохой аппетит в течение 6 мес, периодический субфебрилитет. Диагноз? Тактика?
Решите тестовые задания:
1 вариант.
1. К социальным факторам, способствующим распространению туберкулеза относят:
А.неблагоприятные жилищно-бытовые условия
В.материальная необеспеченность
С.беспорядочный образ жизни
Д.все вышеперечисленное
2. Для своевременного выявления и недопущения распространения туберкулеза необходимо проводить:
А.массовые проф.обследования населения на туберкулез
В.регулярное обследование групп риска по туберкулезу
С.сан-просвет. работу с населением
Д.все вышеперечисленное
3.Основными источниками туберкулезной инфекции для человека являются:
А.предметы быта
В.больной человек
С.продукты питания
Д.источником может быть все перечисленное
4.Заражение туберкулезом чаще всего происходит:
А.аэрогенным (воздушно-капельным и пылевым) путем
В.алиментарным путем
С.контактным путем
Д.фекально-оральным путем
5.Инфицированию при контакте с бактериовыделителем в первую очередь подвергаются:
А.дети первых двух лет жизни
В.школьники
С.лица среднего возраста
Д.пожилые люди
6.Основным методом ранней диагностики туберкулеза у детей до 14 лет является:
А.флюорография
В.исследование мокроты
С.КТ
Д.туберкулинодиагностика
7.Основным методом диагностики туберкулеза у детей старше 14 лет является:
А.туберкулинодиагностика
В.флюорография
С.исследование мокроты
Д.обзорная рентгенограмма органов грудной клетки
8.Противотуберкулезная вакцинация и ревакцинация это:
А.неспецифическая профилактика
В.специфическая профилактика
9.Туберкулинодиагностику среди детей проводят:
А.ежеквартально
В.ежегодно
С.один раз в пять лет
Д.один раз в 6 мес
10.Препарат, которым проводится специфическая профилактика туберкулеза это:
А.туберкулин
В.вакцина БЦЖ
С.вакцина АКДС
Д.вакцина КПК
2 вариант.
1.Основным методом диагностики туберкулеза у детей старше 14 лет является:
А.туберкулинодиагностика
В.флюорография
С.жалобы больного (повышение Т и кашель)
Д.МРТ
2.Вакцина БЦЖ это:
А.живые микобактерии
В.убитые микобактерии
С.живые ослабленные микобактерии
Д.туберкулин
3.Туберкулин это:
А.экстракт микобактерий
В.убитые микобактерии
С.живые микобактерии
4.Позитивная реакция на туберкулин показывает, что:
А.ребенок является бактериовыделителем
В.ребенок болен туберкулезом
С.ребенок имел контакт с больным туберкулезом
5.Вираж туберкулиновой пробы это:
А.впервые выявленная положительная реакция на туберкулин
В.отсутствие реакции кожи на введение туберкулина
6.Вакцинация БЦЖ проводится:
А.в возрасте 14 лет
В.в возрасте 7 лет
С.новорожденным
Д.совершеннолетним
7.Ревакцинация БЦЖ не проводится при:
А.положительной пробе Манту
В.отрицательной пробе Манту
8.Возможны следующие пути проникновения возбудителя туберкулеза в организм ребенка:
А.аэрогенный (воздушно-капельный и пылевой)
В.алиментарный
С.контактный
Д.все перечисленные пути возможны
9.Наиболее частые симптомы, позволяющие заподозрить туберкулез:
А.длительный субфебрилитет
В.малопродуктивный кашель
С.ночная потливость
Д.все перечисленное
10.Возможно ли внутриутробное заражение туберкулезом:
А.да, но редко
В.нет