Выбор названия
Программа названа по аналогии с олимпийскими и дельфийскими играми.
Культурное наследие Древней Греции, во многом определившее систему понятий современного мира, включает в себя три знаковых места (города).
Олимпия — главное святилище, храм Зевса, воплощение власти и силы. Соответственно, олимпийские игры — соревнование в силе и ловкости, воли к победе в прямом противоборстве.
Дельфы — храм Аполлона и девяти муз, воплощение красоты и гармонии. Дельфийские игры — соревнование в создании и исполнении красивых, гармоничных художественных произведений.
Афины — храм Афины, богини мудрости. Место средоточия древней философии и науки, рождения драматургии и истории. Как таковых Афинских игр древность не знает, но сам характер дискуссий, которые велись часто на площадях в присутствии зрителей, очень напоминает состязания.
В культурном наследии Афин нам важны:
— опыт организации демократии как формы организации жизни сообщества свободных людей; именно на афинскую демократию стоит ориентироваться как на классический образец представительской демократии;
— опыт публичного мышления, как политического, так и философского, культура интеллектуальной дискуссии, в которой актуальность постановки проблемы сопряжена с глубиной проникновения в тему и смелыми обобщениями, не утратившими значимости до настоящего времени (как, например, «сократический диалог»);
— гуманитарное знание (история, риторика, логика), направленное на усиление мыслительных и коммуникативных способностей свободного человека;
— опыт создания художественных произведений, выражающих «вечные» идеи, напоминающих о базовых принципах и ценностях свободной жизни и о необходимости прилагать усилия к сохранению этих принципов и ценностей.
Современные Афинские игры строятся как состязание, в котором участники демонстрируют:
— способность организовать свою жизнь здесь и сейчас, договориться о правилах и выполнять правила (поэтому для игр принципиальна форма погружения);
— способность вести интеллектуальный диалог вокруг актуальных современных тем и находить адекватные решения проблем как в настоящем, так в возможном будущем;
— способность актуализировать и применять гуманитарное знание, как к задачам собственного развития, так и к решению общественных задач;
— способность создавать художественные произведения, востребованные потенциальным зрителем или читателем и выражающие конструктивное мировоззрение и установку на продуктивную деятельность в понятных большим группам современной молодёжи образах.
Почему это важно
Как показывает практика поддержки молодёжных общественных инициатив, инициативы в сибирском климате недостаточно поддерживать. Их необходимо выращивать, в том числе в тепличных условиях.
Что означает эта метафора практически?
В России за пределами Москвы и Петербурга фактически отсутствует культура общественных инициатив. Программы, направленные на увеличение активности лояльной молодёжи и на повышение проектной грамотности, приводят — как максимум — к появлению «проектных» групп, деятельность которых направлена на преодоление следствий известных социальных проблем, без анализа их причин и соотнесения предпринимаемых действий с решаемой задачей.
Рассмотрим несколько примеров.
— Здоровый образ жизни. Действительно, здоровье современной молодёжи является значительной проблемой. Как показывает статистика конкурсов социально-значимых проектов, проблему решать пытаются, в основном, посредством строительства стадионов и пропаганды. Но даже здравый смысл подсказывает, что человек, который хочет быть здоровым, может делать зарядку у себя дома, бегать трусцой по своему микрорайону (в городе) или селу. Аналитика того, почему молодые люди не хотят быть здоровыми, фактически отсутствует.
— Патриотизм. Значительноечисло молодых людей, обозначающих себя русскими либо россиянами, не владеют нормальным русским языком; называют родную страну «эта страна» (прижившийся у нас американизм), считают, что для сохранения национальной идентичности необходимо бить и убивать представителей иных наций и стран… «Патриотическая подготовка», представляющая собой на самом деле военно-спортивную подготовку, скорее усилит тех, кто готов бить и убивать, чем сделает их действительными патриотами. «Недели русского языка» вряд ли смогут сделать грамотным человеком того, кто заведомо жил и живёт в альтернативной языковой среде, будь то язык криминальный или псевдонаучный язык современной бюрократии.
— Творчество. Инициативы в этой сфере, выходящие за пределы перепевов уже спетых чужих песен, в большинстве случаев сводятся к принципу «что вижу, про то и пою». Учитывая узость кругозора как большинства авторов и предполагаемую узость кругозора потенциальной аудитории, нетрудно понять, что содержание таких инициатив сводится к самоутверждению автора либо через старательное воспроизведение известных смысловых клише.
Самое важное: ввиду моды на активность, лидерство, инициативу без должной работы с человеческим потенциалом было размыто понимание того, что: активность происходит от собственной жажды деятельности, а не по чьему-либо приказу; инициатива возникает из чувства ответственности за происходящее вокруг и подразумевает ответственность за результат собственных действий; лидер — это не только тот, кто ведёт за собой, это тот, кто знает, куда и зачем идти.
Основной проблемой для системы, работающей на появление и поддержку молодёжной инициативы, является именно появление лидеров. Подобно тому, как в условиях сибирского климата рассаду приходится выращивать на подоконнике или в теплицу, а затем высаживать в землю, выращивать лидеров необходимо в специально организованных, искусственных условиях.
Древние Афины, в которых все свободные граждане имели шанс стать лидерами, являются достоянным прототипом для такой специально созданной среды.
Содержание
Афинские игры представляют собой интеллектуально-творческое соревнование в обсуждении и оформлении актуальных тем, результатом которого является выявление лидеров и формирование вокруг лидеров инициативных групп, и одновременно действующую модель общества свободных инициативных граждан.
Круг тем
1. Обозначение горизонтов, выделение перспективных схем деятельности, появление конкретных проектов и проектных команд по перспективным направлениям:
— гражданственность (понимание своего места в жизни своей страны и сообщества, социально ответственное действие);
— здоровый (в широком смысле, включая душевное здоровье, здоровые мечты и желания) образ жизни;
— социальное предпринимательство, включая бизнес-предпринимательство и волонтёрство в контексте перспектив края и страны;
— социально ответственное творчество, направленное на трансляцию позитивных образов и актуализацию позитивных жизненных сценариев;
— осознанный патриотизм, включающий в себя знание реальной истории своей страны, её геополитической, геоэкономической, геокультурной роли и самоопределение в контексте современных вызовов.
2. Формирование «Стратегического кадрового резерва», выявление лидеров, готовых формулировать и решать сложные задачи и реализовывать комплексные проекты, в том числе такие, в которых удерживается несколько направлений деятельности, методологически и стратегически мыслящих аналитиков, авторов, создающих востребованные и самобытные художественные произведения.
3. Апробация новой формы включения молодых людей в продуктивную социально значимую деятельность, ориентированную на действие в ценностной рамке патриотизма и обустройства своей страны, а не на простое воспроизводство сложившихся (в том числе в иных культурных и исторических условиях) форм и механизмов деятельности.
Социальная модель
Модель воспроизводит структуру античного полиса.
Единицы этой структуры:
Община — объединение живущих по соседству свободных граждан.
Мастерская — объединение свободных граждан вокруг общего дела (инициативы).
Агора — пространство свободной коммуникации, обмена мнениями и версиями.
Ареопаг — пространство принятия решений наиболее уважаемыми представителями объединений свободных граждан.
Акрополь — средоточие общезначимых истин и исторической памяти, пространство трансляции общезначимых истин и исторической памяти.
Театр — пространство напоминания общезначимых истин и исторической памяти в очевидной и зримой (зрелищной) форме.
Гимнасий — место обучения делу, освоения своего дела, определения своего дела.
Симпозиум — место, в котором свободные люди, сидя либо возлежа, употребляя дозволенные напитки либо воздерживаясь от оных, слушая музыку, ведут умные беседы о своих достижениях и перспективах.
Участники
Школьники старших классов, студенты среднего профессионального образования и младших курсов вузов, задействованные в различных формах внеучебной активности (волонтёрство, патриотика, творчество, школы лидеров, научное общество учащихся, инженерное проектирование) и претендующих на совершенствование, профессионализацию, достижение рекордных целей в этих сферах.
Представители неформальных молодёжных объединений, ставящих конструктивные задачи, связанные с пробой сложных форм деятельности и образов жизни (рок-клубы, бард-клубы, клубы ролевых и настольных игр, клубы исторической реконструкции), видящие перспективу превращения своего интереса из хобби в основание для будущей профессионализации.
Тьюторы и стажёры — студенты старших курсов и молодые специалисты, рассматривающие свою профессионализацию как возможность социально и культурно значимого действия, заинтересованные в перспективах деятельности, одновременно общественно значимой и экономически успешной.
Основные направления
Социальная и культурная аналитика
Реконструкция и описание тех смыслов, пафосов, представлений, которые могут создать для каждого молодого человека и для больших групп молодёжи единое понимание и переживание «России» как «родной» социальной, институциональной, культурной и деятельностной целостности, а также как «рамки» и «условий», обеспечивающих собственную успешность и «эксклюзивность» человека.
Участники направления описывают и оформляют эти смыслы, пафосы и представления так, чтобы представители разных групп молодёжи могли воспринять их как рамку и основание для самоопределения в своей стране и к своей стране, продуктивно использовать их в качестве способов и ориентиров при выстраивании личных жизненных перспектив.
Результатом является доходчивое описание «эксклюзивно российских» схем и способов организации деятельности, являющихся результатом как собственных поисков, так и ассимиляции и переосмысления того, что произведено в иных национальных и государственных традициях, и оказавшихся в силу исторических обстоятельств наиболее эффективными и перспективными. Результат может включать в себя разработку концептов, стратегий, сценариев развития «под ключ» для конкретных внешних субъектов, а также выявление кадрового резерва молодых людей, способных к стратегированию и стратегическому управлению (методологов).
«Прямое действие»: проектирование, организация, управление
Решение задач, преодолевающих проблемы и обозначающих перспективы конкретных социальных групп и сообществ: разработка и осуществление пробного действия (реализация демо-версий проектов).
Результатами являются пакет проектных, организационных и управленческих решений и проектные команды, имеющие опыт действия «здесь и сейчас», в модельных условиях, максимально приближенных к практическим. Работа по направлению завершается открытой публичной экспертизой не только проектных замыслов, но и результатов пробного действия (с возможным заключением договоров о партнёрстве между проектными группами и субъектами молодёжной политики).