Задачи подготовительного периода
Как уже было сказано, обучение грамоте состоит из двух периодов: подготовительного и основного. В каждом из них выделяются последовательные ступени. Продолжительность подготовительного периода бывает различной, что связывается с уровнем готовности первоклассников к обучению. (При обучении семилетних детей (программа I - III) подготовительный период длился более двух недель, при обучении по программе I – IV - около 6 недель.) Подготовительная ступень (нередко ее именуют добукварным этапом или периодом) выделяется практически в каждой системе обучения грамоте почти без каких-либо исключений.
Задачи подготовительного периода:
- приобщение детей к учебной деятельности;
- усвоение звуков в результате анализа звучащей речи;
- подготовка к чтению и письму;
- выявление степени готовности учащихся к обучению.
Решая задачи приобщения к учебной деятельности, учитель:
1) добивается усвоения детьми правил поведения на уроке и перемене;
2) формирует умения правильно сидеть, поднимать руку перед ответом, вставать при ответе;
3) вырабатывает умения громко и чётко отвечать;
4) приучает слушать учителя и выполнять его указания;
5) учит слышать ответы товарищей и реагировать на них;
6) добивается выработки навыка обращения с книгой, тетрадью, ручкой и другими учебными средствами.
Выявление степени готовности к обучению – задача, которая решается учителем при записи детей в школу (весной во время тестирования будущих первоклассников) и в первые дни обучения. Предварительное изучение уровня языковой подготовки необходимо для правильной организации обучения грамоте. Знакомство происходит в процессе живой беседы, когда дети отвечают на вопросы, рассказывают о чём-нибудь. Для учёта результатов этой работы рекомендована следующая схема (схема дана в учебнике Т.Г. Рамзаевой, М.Р. Львова "Методика обучения русскому языку в начальных классах" – М.: "Просвещение", 1979. – С.45 – оставить 1,5 стр.):
1. Умение читать:
- читает целыми словами;
- читает по слогам (аналитическое чтение);
- читает по буквам (неправильный навык чтения);
- знает больше половины букв, но не читает;
- знает менее половины букв, не читает;
- знает лишь отдельные буквы.
2. Умение писать:
- умеет писать все буквы;
- пишет слова (печатными или письменными буквами);
- вычленяет в письменной букве все элементы, называет их;
- изображает букву по элементам, не нарушая последовательности начертания;
- умеет писать лишь некоторые буквы (печатные или письменные);
- не умеет писать вовсе.
3. Готовность к звуковому анализу:
- правильно указывает ударный слог (или звук);
- делит слова на слоги;
- выделяет звук в слове или слоге;
- произносит правильно все звуки вне слова (выявление дефектов произношения);
- неправильно произносит звуки (указать какие);
- громкость речи;
- дикция.
4. Лексика:
- богатство лексики, разнообразие употребляемых слов;
- наличие повторов слов;
- точность, правильность употребления слов;
- типичные недочеты словоупотребления.
5. Синтаксис речи:
- четкость построения предложений;
- простые предложения;
- сложные предложения;
- полные или неполные предложения;
- ошибки в построении предложений и связи слов в предложении.
6. Устная связная речь:
- знает стихотворения (указать количество: не менее трех, одно-два), охотно читает наизусть; знает одно-два стихотворения, читать стесняется; стихотворений не знает вовсе;
- знает и умеет рассказывать сказки; не умеет и не пытается рассказывать сказку;
- может составить связный рассказ по картинке (более 20 слов, более 10 слов, связный ответ до 10 слов, односложный ответ из 2-3 слов).
Все собранные сведения фиксируются в двух вариантах: о каждом учащемся отдельно, что необходимо для индивидуального или дифференцированного подхода в обучении, и обо всем классе в целях получения "усредненных" характеристик для выбора методики общеклассной работы на уроке.
Круг знаний, умений и навыков, усваиваемых детьми в подготовительный период
В рамках некоторых систем обучения на подготовительной ступени рассматриваются (изучаются) несколько гласных звуков и их букв. Есть системы, где в число последних включаются все гласные буквы, даже йотированные. Правда, они берутся только в той функции, когда служат способом графического обозначения гласного звука и одновременно указания на то, что согласная буква, предшествующая йотированной гласной букве, обозначает мягкий согласный звук.
В.Г. Горецким в подготовительном периоде выделены две ступени: безбуквенная (до ознакомления с гласными) и ступень, на которой изучаются гласные звуки и буквыа, о, и, ы, у. Все уроки на этих ступенях посвящены обучению первоначальному анализу речи.
На безбуквенной ступени:
1) дети овладевают такими представлениями и терминами, как речь, предложение, слово, слог, ударение, звук, гласный, согласный, буква, слияние гласного с согласным;
2) начинается простейшее моделирование: с помощью схем дети обучаются анализировать и строить предложения, слова, слоги;
3) происходит знакомство с учебной книгой и средствами письма;
4) в результате аналитико-синтетических слогозвуковых упражнений развивается речевой слух
На буквенной ступени вводятся первые гласные:
1) изучаются гласные звуки [а], [о], [и], [ы], [у] и буквы, их обозначающие;
2) изучается обозначение гласных звуков буквами в словах, написание которых соответствует их произношению;
3) создаются предпосылки к обучению слоговому чтению и грамотному письму на основе звукового состава слова;
4) дети осознают звуковой состав прямого слога-слияния, получают представление о слогообразующей роли гласных звуков;
5) ведётся работа по активизации словаря детей.