МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
УФИМСКИЙ КОЛЛЕДЖ РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ, ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ И БЕЗОПАСНОСТИ
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора
Л.Р.Туктарова
«8 февраля» 2016 г.
Методическая разработка урока
Тема: Использование элементов интерактивного урока с применением ИКТ по дисциплине “Башкирский язык”
СОГЛАСОВАНО
Методист УКРТБ
Халилова Р.М.
РАССМОТРЕНО
на заседании кафедры экономических и гуманитарных дисциплин
Протокол ________________
Зав. кафедрой
Гурьева Л. К.
Разработал преподаватель
СибагатуллинаМ.З.
Дисциплина: «Башкирский язык»
Для специальностей:
10.02.02 «Информационная безопасность телекоммуникационных систем»
11.02.09 «Многоканальные телекоммуникационные системы»
11.02. 11 «Сети связи и системы коммутации»
09.02.03 «Компьютерные системы и комплексы»
09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»
20.02.04 «Пожарная безопасность»
Разработал преподаватель::________________________ Сибагатуллина М.З.,
преподаватель дисциплины
«Башкирский язык» ГБПОУ УКРТБ
Рецензент: ______________________Халилова Р.М., методист, преподаватель
высшей квалификационной категории
ГБПОУ УКРТБ, заслуженный учитель РБ
Рецензия
на методическую разработку урока по теме «Использование элементов интерактивного урока с применением ИКТ по дисциплине «Башкирский язык», разработанную преподавателем ГБПОУ Уфимский колледж радиоэлектроники, телекоммуникаций и безопасности Сибагатуллиной М.З.
Данная методическая разработка является методическим пособием преподавателя при проведении учебного занятия по теме «Имя прилагательное» по дисциплине «Башкирский язык» с целью получения новых знаний.
Методразработка содержит все необходимые элементы: пояснительную записку, план урока, список литературы, а также приложения.
Преподавателем проработан большой объем специальной литературы, включая Интернет-ресурсы.
Присутствует авторское начало преподавателя, проявляющееся в приемах и методах достижения поставленных целей.
Самостоятельные исследования студентов представлены различными формами: подготовка докладов, работа с карточками, выполнение различных видов упражнений, словарная работа, заполнение таблицы, составление презентаций, составление схем.
Работа написана методически грамотным языком. В ходе урока реализуются все поставленные цели: учебные, воспитательные, развивающие, формируются общепрофессиональные компетенции в соответствии с федеральными государственными стандартами.
Данная методическая разработка может быть рекомендована в качестве методики проведения уроков с целью изучения нового материала, привития навыков самостоятельной работы студентов.
Рецензент: ______________Халилова Р.М. методист, преподаватель
высшей квалификационной категории
ГБПОУ УКРТБ, заслуженный учитель РБ
Содержание
1. Пояснительная записка.……………………………………………………5
2. Методическое обеспечение урока...............................................................7
3. План урока………………………………………………………………...10
4. Список использованной литературы…………………………………….11
5. Приложения……………………………………………………………….12
.
Пояснительная записка
Мустай Карим - великий башкирский поэт, писатель, драматург, публицист, гражданин, участник Великой Отечественной войны, кавалер многих боевых и трудовых орденов и медалей, выдающийся общественный деятель. Славный сын башкирского народа - Мустафа Сафич Каримов внес огромный вклад в сокровищницу мировой литературы, поднял на новый уровень традиции классической башкирской литературы. Творчество Мустая Карима стало олицетворением башкирской литературы и всей нашей республики. Его книги переведены на десятки языков. И в трудные, переломные для страны моменты он не мог молчать. Его мудрое слово всегда вызывало огромный общественный резонанс. Он был понятен и близок каждому человеку. Люди ценили его за высокое литературное мастерство, талант и редкие человеческие качества.
Творчество Мустая Карима во все времена было и останется актуальным. Потому что одним фактом своего творчества он дал ненавязчивый, но очень убедительный пример того, как относиться к вечным ценностям мира – к Родине, к жизни, к друзьям, к труду, к творчеству. Именно поэтому у меня возникло огромное желание провести учебное занятие по творчеству великого поэта. Это привело к созданию данной методической разработки на тему «Использование элементов интерактивного урока с применением ИКТ по дисциплине «Башкирский язык».
Структура урока направлена на выполнение учебных, воспитательных и развивающих целей. Учебными целями являются: изучить определение «Имя прилагательное»; изучить простые, сложные и производные прилагательные; изучить качественные и относительные прилагательные; научить применять полученные знания на практике.
Они реализуются через выполнение различных видов упражнений: подготовка докладов, работа с карточками, выполнение различных видов упражнений, словарная работа, заполнение таблицы, составление презентаций, составление схем.
Урок направлен на реализацию воспитательных целей, а именно формирование гражданских и социально-значимых характеристик: патриотизм, гражданственность, толерантность, социальность, интерес и уважение к национальной и мировой культуре.
Для реализации развивающих целей на уроке используются упражнения, направленные на развитие внимания, памяти, творческого воображения, развития речи, навыков самостоятельной работы. Применяются индивидуальная и групповая формы организации работы студентов.
На уроке применяются средства ИКТ: компьютер и мультимедиапроектор.
Системно – деятельностный метод обучения ориентирован на развитие духовного потенциала личности обучающегося, его творческих способностей и интереса к предмету. Вся система заданий построена таким образом, чтобы включить каждого обучающегося в самостоятельную и групповую учебно-познавательную деятельность. Это позволяет им развивать мыслительную деятельность, умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать. Разнообразные виды самостоятельной работы, такие как подготовка докладов, работа с карточками, выполнение различных видов упражнений, словарная работа, заполнение таблицы, составление презентаций позволяют обучающимся выработать умение организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
В качестве проверки домашнего задания и закрепления изученного материала в основном используется разноуровневые задания.
Методы и приемы, используемые на уроке, могут быть применены на различных дисциплинах при изучении нового материала.
.
Методическое обеспечение урока
Тема занятия: Имя прилагательное
Количество часов: 45 минут
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
1. Учебные:
1) изучить определение «Имя прилагательное»;
2) изучить простые, сложные и производные прилагательные;
3) изучить качественные и относительные прилагательные;
4) научить применять полученные знания на практике.
2. Воспитательные:
1) прививать интерес к изучению башкирского языка;
2) воспитывать уважение к национальной и мировой культуре;
3) воспитывать социально-значимые характеристики: патриотизм; гражданственность, социальность, толерантность, нравственность, гуманизм.
3. Развивающие
1) прививать навыки самостоятельной работы с основной
и дополнительной литературой;
3) развивать мыслительные способности учащихся при выполнении
логических операций;
4) развивать навыки анализирования, рецензирования, систематизации изученного материала;
5) развивать навыки работы в коллективе.
Планируемые результаты:
познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, структурирование знаний;
личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы;
коммуникативные УУД: планированиеучебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказыватьсвою точку зрения.
Содержание урока ориентировано на формирование у обучающихся общих компетенций:
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации,
необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
Межпредметные связи:
1. История
2. Русский язык. Культура речи;
3. Русский язык. Литература;
4. Философия
5. Английский язык.
Технические средства обучения:
1. Мультимедиапроектор;
2. Компьютер.
3. Экран.
Учебно-наглядные и методические пособия:
1. Текстовые фрагменты произведения М.Карима
«Долгое-долгое детство»;
2. Учебник: Юлмухаметов М.Б., Ракаева А.С., Шарапов И.А. Башкирский язык и культура речи: для организации профессионального образования/ М.Б. Юлмухаметов, А.С. Ракаева, И.А. Шарапов. – 2-е издание. – Уфа: Китап, 2015. – 248 с.;
3. Словарь: Хисамутдинова Ф. Г, Муратова Р. Т. Русско-башкирский, башкирско-русский словарь. – Уфа: “Маленький гений Башкортостана”, Учебно-методический центр “Эдвис”, 2010. – 192с.;
4. Словарь: Азнагулов Р.Г. Башкирско-русский, русско-башкирский школьный словарь. – Уфа: Китап, 2007. – 608 с.;
5. Презентация «М.Карим»;
6. Презентация «Объяснение темы «Имя прилагательное»;
7. Видеорепортаж «Памятник М. Кариму»;
8. Фрагмент фильма «Долгое-долгое детство»;
9. Буктрейлер «Долгое-долгое детство»;
10. Фрагмент фильма «Разговоры с мудрецами»;
11. Фотоматериал;
12. Выставка книг М. Карима;
13. Раздаточный материал – карточки «Определение главного героя»;
14. Анкета «Рефлексия»;
15. Монеты, копилки.
Самостоятельная работа студентов:
1. Работа с текстом – отрывок из произведения М. Карима «Долгое-долгое детство» - подбор существительных к грамматическим категориям;
2. Работа со словарем – поиск прилагательных к выделенным именам существительным;
3. Заполнение таблицы «Грамматические категории имен прилагательных»;
4. Подготовка доклада «М.Карим»;
5. Подготовка выставки книг М.Карима;
6. Подготовка текста буктрейлера;
7. Поиск прилагательных по отрывку фильма;
8. Групповая работа: работа по карточкам «Определение главного героя»;
9. Составление схемы «Образование имен прилагательных»;
10. Подготовка видеосюжета «Памятник М. Кариму»;
11. Работа по вариантам - подбор прилагательных;
12. Работа с текстом – чтение, перевод со словарем, формирование главного смысла отрывка их произведения;
13. Составление схемы «Имя прилагательное»;
14. Ответы на вопросы по практикоориентированности и профнаправленности;
15. Составление презентации «М.Карим»;
16. Заполнение анкеты по рефлексии.
План урока
1. Оргмомент. Проверка присутствующих.
2. Проверка домашнего задания:
1)работа с текстом – отрывок из произведения М. Карима «Долгое-долгое
детство» - подбор существительных к грамматическим категориям;
2) работа со словарем – поиск прилагательных к выделенным именам существительным;
3) морфологический разбор слов.
Целеполагание
4. Объяснение нового материала:
1) определение имени прилагательного;
2) образование имен прилагательных;
3) виды прилагательных.
5. Контроль и закрепление новых знаний:
1) составление таблицы «Грамматические категории имен прилагательных»;
2)поиск имен прилагательных из отрывка фильма «Долгое-долгое
детство»;
3) групповая работа «Определение главного героя» - работа по карточкам;
4) подбор качественных и относительных прилагательных по видеосюжету «Памятник М. Кариму»
5) работа с текстом – чтение, перевод со словарем, формирование главного смысла отрывка из произведения
6)составление схемы «Имя прилагательное».
6.Рефлексия:
1)Заполнение анкеты
7. Домашнее задание:
1)Выучить правила темы «Имя прилагательное»;
2) Выполнить творческое задание:
Задание на 3: написать сочинение-описание;
Задание на 4: написать сочинение-повествование;
Задание на 5: написать сочинение–рассуждение.
Тема: «М. Кәримдең «Оҙон-оҙаҡ бала саҡ» әҫәрендә халыҡ йолалары»
3) Юлмухаметов, М. Б., Ракаева, А.С., Шарапов, И.А. Башкирский язык и культура речи для организации профессионального образования / М.Б. Юлмухаметов, А.С. Ракаева, И.А. Шарапов. – 2-е издание. –Уфа: Китап, 2015. – 248 с. Прочитать главу “Сифат дәрәжәләре” (стр. 166).
4)Посетить Молодежный театр имени М.Карима.
Основная литература:
1.Юлмухаметов, М. Б., Ракаева, А.С., Шарапов, И.А. Башкирский язык и культура речи для организации профессионального образования / М.Б. Юлмухаметов, А.С. Ракаева, И.А. Шарапов. – 2-е издание. –Уфа: Китап, 2015. – 248 с.
2.Усманова, М.Г., Султангулова, З.З. Башкирский язык:учебное пособие для организаций профессионального образования с изучением башкирского языка как государственного. 2-е издание / Усманова, М.Ғ., Султангулова, З.З. – Уфа: Китап, 2015. – 264 с.
3.Псянчин, В.Ш. Башкирский язык:сборник упражнений для пед.училищ, колледжов, гимназий и лицеев. – Уфа:Китап, 2007. – 216 с
4.Рахимова, Э. Ф. Башкирский язык: упражнения, образцы анализа, тесты, тексты / Э.Ф.Рахимова – Уфа: Китап, 2013. – 127 с.
5.Абубакиров, З.Ф. Башкирский язык в таблицах, схемах и определениях. 3-е издание / Абубакирова З.Ф. – Уфа, 2010. – 228с.
6.Хисамутдинова Ф. Г, Муратова Р. Т. Русско-башкирский, башкирско-русский словарь. – Уфа: “Маленький гений Башкортостана”, Учебно-методический центр “Эдвис”, 2010. – 192с.;
7.Словарь: Азнагулов Р.Г. Башкирско-русский, русско-башкирский школьный словарь. – Уфа: Китап, 2007. – 608 с.;
Дополнительная литература:
1.Кәримов М. (Мостай Кәрим) Долгое-долгое детство – Өфө: Китап, 2003. – 240 с.
2.Каримов М. (Мустай Карим) Мгновения жизни. – Уфа: Китап, 2004. – 376 с.
3.Каримов М. (Мустай Карим) Долгая дорога. – Уфа: Китап, 2004.- 280 с.
4.Мустай Карим “В песне – думы..”. – Уфа: Китап, 2006. – 248 с.
5.Мустай Карим. Годам вослед. – М., “Советский писатель”, 1975. – 176 с.
Интернет-ресурсы:
Портал учителей башкирского языка. [Электронный ресурс] – режим доступа: https://vk.com/club31352255