Международные железнодорожные перевозки




Железнодорожные перевозки в сравнении с перевозками другими видами транспорта имеют ряд преимуществ. Высокая грузоподъёмность железнодорожного транспорта, возможность перевозки крупногабаритных грузов в больших объёмах на дальние расстояния, перевозка особых и специальных грузов. К преимуществам железнодорожного транспорта относятся его сравнительная дешевизна, прочность и долговечность такого транспорта. Вместе с тем, железнодорожный транспорт ограничен в связи с его привязанностью к железнодорожной сети и довольно высокой себестоимостью погрузо-разгрузочных операций, а также самих станций.

В соответствии с Уставом железнодорожного транспорта РФ от 10 января 2003 г.[11] различают перевозки в международном сообщении с участием железнодорожного транспорта пассажиров, груза, багажа, грузобагажа в прямом и непрямом сообщении (ст.2). Ими являются перевозки между РФ и иностранными государствами, в том числе транзитом по территории РФ, в результате которых пассажиры, груз, багаж, грузобагаж пересекают Государственную границу РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

Одним из основных международных договоров, регулирующих железнодорожные перевозки, является Конвенция о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ) (1980 г.). Соглашение (конвенция) объединило две Бернские конвенции – Конвенцию о железнодорожной перевозке грузов (1890 г.) и Конвенцию о железнодорожной перевозке пассажиров и багажа (1923 г.). На сегодняшний день участниками конвенции являются 43 страны, в том числе страны ЕС, а также ряд стран Азии и Африки.

СССР не участвовал в Конвенции КОТИФ. До 2009 года Россия также не являлась участницей Соглашения, но оно применялось ранее и применяется сейчас к перевозке российских (ранее советских) внешнеторговых грузов из России в страны Европы и из них в Россию.

В соответствии с ФЗ РФ от 17 июля 2009 г.[12]Россия присоединилась к Конвенции о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ) от 9 мая 1980 г. в редакции Протокола от 3 июня 1999 г. с рядом оговорок. Присоединение РФ к Конвенции КОТИФ направлено на правовое обеспечение организации железнодорожно-паромного сообщения между портами РФ и Федеративной Республики Германия.

Присоединение РФ к КОТИФ позволит при перевозке грузов в железнодорожно-паромном сообщении Россия - Европа по линии Балтийск-Засниц/Мукран (Германия) и Усть-Луга - Засниц/Мукран, а также с другими портами Европы использовать единый перевозочный документ (накладную ЦИМ), как на железнодорожном участке пути, так и на морском.

При этом железнодорожные перевозки будут осуществляться с применением данной накладной по всей территории Европы, а по российской территории по отдельным участкам железнодорожных путей, оговоренных РФ (о чем сделано соответствующее заявление).

Распространение действия КОТИФ на всю сеть железных дорог РФ нецелесообразно в связи с существенными отличиями правовых норм КОТИФ от транспортного права РФ, поэтому сделана оговорка о том, что РФ оставляет за собой право не применять отдельные нормы КОТИФ.

Присоединение к Конвенции позволит российским судоходным компаниям самостоятельно в инициативном порядке объявлять паромные линии между российскими и европейскими морскими портами.

В настоящее время паромные линии с участием европейских портов объявляются только на усмотрение и по желанию европейских морских перевозчиков стран-членов КОТИФ.

Согласно Заключению комитета по международным делам, присоединение Российской Федерации к Конвенции позволит значительно увеличить объемы железнодорожных грузовых перевозок через Калининградский транспортный узел из Европы в страны СНГ и в обратном направлении, что будет способствовать, в свою очередь, экономическому развитию Калининградской области.

Конвенция КОТИФ учредила межправительственную организацию международного железнодорожного транспорта со штаб-квартирой в Берне.

Конвенция КОТИФ действует только в отношении перевозок по определённым железнодорожным линиям, перечень которых устанавливают участники Соглашения. Ставки провозных платежей определяются национальными и международными тарифами.

Соглашение имеет два Приложения. Приложение А (Единые правила МПК) определяет правила перевозки пассажиров; Приложение В (Единые правила МГК) определяют правила перевозки грузов.

Правила перевозки пассажиров устанавливают ответственность перевозчика за утрату или повреждение багажа, за причинения вреда жизни или здоровью пассажиров, если такой вред произошёл в период времени, когда пассажир находился в железнодорожном транспорте, либо входил или выходил из него.

Перевозчик освобождается от ответственности полностью или частично, если

- событие, приведшее к причинению вреда, не было связано с действием или бездействием железной дороги и произошло, несмотря на то, что перевозчик принял все необходимые меры для предотвращения вреда;

- если вред наступил в результате действий самого пассажира;

- если вред наступил в результате действий третьего лица, которые перевозчик, несмотря на всю заботу, не смог предотвратить.

Правила устанавливают максимальный предел ответственности в специальных правах заимствования (СПЗ). Срок исковой давности - три года по искам о взыскании вреда, причинённого здоровью пассажира, и пять лет по искам в случае смерти гражданина.

В соответствии с Правилами перевозки грузов грузоотправитель должен составить транспортную накладную, оформленную минимум на двух языках, один из которых должен быть языком организации.

КОТИФ предусматривает предельные сроки доставки грузов: для доставки большой скоростью – 400 км, для доставки малой скоростью – 300 км в сутки.

Ответственность перевозчика основывается на принципе вины. Вина перевозчика предполагается. Железная дорога освобождается от ответственности, если докажет, что несохранность или задержка груза произошли в результате обстоятельств, которые дорога не могла предотвратить. Предусматриваются условия освобождения или ограничения ответственности перевозчика при наличии специальных рисков: перевозка в открытых вагонах, отсутствие упаковки либо её несоответствие нормам и т. п.

Устанавливается предельный размер ответственности железных дорог в специальных правах заимствования (СПЗ) в случае несохранности грузов – 17 СПЗ за 1 кг веса брутто. Убытки, причинённые просрочкой в доставке груза, возмещаются грузовладельцу в пределах трёхкратных провозных платежей.

При наличии умысла перевозчика пределы ответственности не применяются. При его грубой неосторожности пределы ответственности повышаются. Устанавливается обязательный претензионный порядок. Срок исковой давности – 1 год.

Россия участвует в двух соглашениях:Соглашение о международном грузовом сообщении (СМГС) 1951 г. (действует в редакции 1998 г.) и Соглашение о международном пассажирском сообщении (СМПС) 1951 г. (действует в ред.2004 г.). Оба соглашения регулировали железнодорожные перевозки между странами бывшего социалистического лагеря.

Соглашение о международном грузовом сообщении (СМГС) было пересмотрено в 1992 г.

1 октября 11997 г. между железнодорожными администрациями государств – участников СНГ Латвии, Литвы и Эстонии заключено Соглашение об особенностях применения отдельных норм СМГС (действует с 1 июля 1998 г.).

Новый текст СМГС 1998 г. в качестве официального издания Организации сотрудничества железных дорог действует для 22 стран, в том числе для Болгарии, Ирана, КНР, КНДР и др.

Нормы СМГС применяются к перевозкам грузов в прямом международном железнодорожном сообщении между станциями, указанными в Соглашении по накладным СМГС исключительно по сети железных дорог стран-участниц Соглашения.

Перевозка грузов оформляется накладной, составленной на языке страны отправления, а также на одном из двух рабочих языков Организации сотрудничества железных дорог (русский, китайский). Три листа: оригинал накладной, лист выдачи груза, лист уведомления о прибытии груза. Грузоотправитель может, а в некоторых случаях должен (золота, серебра, платины, изделий из них и т.п.) объявить ценность груза. Железная дорога не должна проверять правильность и достаточность документов. При неправильном оформлении отправитель платит перевозчик штраф в размере пятикратной провозной платы.

Соглашением установлены сроки доставки малой (150 км в сутки) и большой скоростью (200 км в сутки).

По прибытии груза дорога должна выдать получателю вместе с грузом оригинал накладной и лист уведомления. В случае необходимости дорога обязана составить коммерческий акт. Получатель должен оплатить все провозные платежи. В обеспечение такой уплаты дорога имеет залоговое право на груз. Действие залогового права определяется внутренним законодательством страны, где производится выдача груза.

Грузоотправитель вправе изменить договор (забрать груз на станции назначения, изменить станцию назначения и получателя груза и т.п.) Такие изменения возможны только на входной станции страны назначения, пока груз не отправлен с этой станции.

Железная дорога, принявшая груз к перевозке, несёт ответственность на всём пути следования груза за просрочку в доставке, утрату, недостачу, повреждение, порчу, снижение качества груза. Вина перевозчика предполагается. Он может доказывать свою невиновность.

Дорога освобождается от ответственности, если ущерб наступил: 1)вследствие обстоятельств, которые дорога не могла предотвратить, и устранение которых от неё не зависело; 2) вследствие ненадлежащего качества груза; 3) по вине отправителя или получателя и т.п.

СМГС устанавливает ответственность перевозчика в пределах действительной стоимости груза, а при объявлении ценности груза - в пределах объявленной ценности.

За просрочку в доставке груза дорога уплачивает получателю штраф, который определяется исходя из размера провозной платы и длительности просрочки (от 6% до 30% от провозной платы).

Выплаты возмещения и штрафов производится в валюте страны, железная дорога которой производит выплаты.

СМГС предусматривает обязательное предъявление претензий и сроки для предъявления претензий. При этом должно соблюдаться внутреннее претензионное производство. Претензионный срок и срок исковой давности начинают течь одновременно. Предъявление претензии приостанавливает течение срока исковой давности. Течение срока исковой давности продолжается с того дня, как железная дорога сообщила заявителю об отклонении претензии или истёк срок для ответа (180 дней). СМГС в отличие от других транспортных конвенций устанавливает сравнительно короткие сроки исковой давности – 9 месяцев, а для претензий и исков о просрочке в доставке грузов – всего 2 месяца. Претензии и требования, по которым истёк срок, не могут быть предъявлены также и в виде исков.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: