Необходимость наличия руководителя / капитана в обеспечении безопасности




Основные составляющие безопасного водного похода.

Нормативные требования участникам и руководителям спортивного похода 1-2 к.с

Как не попадать в аварии на бурной воде?

 

 

Конечно, опыт не может быть единственным критерием допуска на маршрут.

Но отсутствие РЕАЛЬНОГО опыта (справка для официального спортивного похода необходима, но предположим, если мы говорим об «обычном», неофициальном походе) должно быть критерием для недопуска в поход. Если потенциальный участник весеннего сплава по «двоечной» реке ни разу не ночевал в палатке в -5, не пробовал привязать рюкзак к катамарану, не грёб по нескольку часов даже летом, то зачем «издеваться» над ним (над ней) и ставить под угрозу график похода или тех, кому может понадобиться её (его) спасать?

ПАВОДОК

Если уровень воды намного превышает средний, река меняется до неузнаваемости. При этом сложность ее может меняться как в одну, так и в другую сторону, хотя в большинстве случаев она увеличивается. (Уменьшение сложности обычно происходит только на реках с небольшим уклоном.) Однако опасность реки возрастает практически всегда.

При паводке река течет по руслу, не разработанному под такое количество воды, поэтому насыщенность препятствиями и их сложность, как правило, резко увеличиваются. Если бы такой расход сохранялся постоянно, то она, конечно, перемыла бы русло, выдернула бы деревья там, где она течет через лес, разрушила бы берега в одних местах и намыла бы новые отмели в других, выровняла бы дно и сгладила бы повороты. Однако, когда данный уровень является для реки скорее исключением, чем правилом, вы как будто попадаете в другой, очень молодой горный район, где река еще не успела хорошо разработать русло. Поэтому река в паводок, как правило, сложнее и всегда — опаснее, чем аналогичная река, для которой этот расход являлся бы нормальным. Наконец, это просто качественно иной сплав, с иным характером препятствий, иными возможностями и иными проблемами.

В условиях паводка поток может быть настолько мощным, что для каякера не остается ни единого спокойного места, где можно отдышаться. Все улова смываются, а оставшиеся оказываются спрятаны где-то в гуще деревьев, некогда окаймлявших берега. На реке остаются только гигантские валы и бочки, развивается мощная вертикальная и пульсирующая турбулентность всех видов — особенно в тех местах, где при нормальной воде можно было бы ожидать спокойные улова. Высокие валы загораживают обзор. Скорость течения резко увеличивается, и вы сами не заметите, как окажетесь в следующем пороге, до которого по нормальной воде пришлось бы махать веслами добрых полчаса. (Впрочем, и само разделение на пороги, сделанное для нормальной воды, становится весьма условным.) Вместо плавных поворотов поток мечется по ломаной линии, отражаясь от одного препятствия к другому. Завалы возникают в самых неподходящих для этого местах, да и свободно плывущие бревна не доставляют большой радости. Мосты, некогда олицетворявшие безопасность и контакт с цивилизацией, превращаются в угрозу, если между ними и водой не остается достаточно места или если в их пролетах застревают бревна.

Собираясь на реку, вы рассчитываете на вполне определенный уровень воды, на определенную сложность и опасность сплава. Но если вы попадаете в паводок и фактически оказываетесь на другой реке, причем вынуждены сплавляться по ней в режиме первопрохождения, то задумайтесь: нужен ли вам такой сплав? Готовы ли вы к нему технически и морально? Во многих случаях самым мудрым (хотя, возможно, самым нелегким) решением будет переждать паводок или сняться с маршрута.

 

 

 

 

Необходимость наличия руководителя / капитана в обеспечении безопасности

Разумеется, то не отменяет того, что каждый должен думать о коллективе и вносить свою лепту в управление общегрупповыми процессами.

Группа идёт в поход во главе с руководителем, т.е. именно руководитель набирает команду, а не наоборот. Все правила игры и на берегу, и на воде оговариваются до похода, но единоначалие после этого безоговорочно. Не надо лицемерить, но руководитель по своей сути - это насилие (в большей или в меньшей степени в зависимости от схоженности группы). Ну а если что-то не нравится, то на шею барабан и флаг в руки – ищи другого вождя по себе или сам становись руководителем и набирай группу.


 

Если выстроить на континууме (линейке) все походы от «матрасных» до экспедиций (поисково-спасательных работ), то и стили руководства, накладываемые на этот континуум походов, будут соответствовать от сладко-пушистого с элементами отеческой заботы до авторитарного, т.е. всё зависит от конкретной ситуации. Тем не менее, стиль руководства в спортивных походах почти всегда жёсткий. А чем собственно вас или ваши права, может «ущемить» такой стиль управления, если вы заранее знаете, с кем, куда и зачем идёте??? От советов, конечно, никто и никогда не должен отказываться, но по принципу «я вас послушал и решил…». Планирование маршрута, тактика его прохождения, выдерживание временного графика, стратегическая линия прохождения препятствия, определение очередности прохождения и наличие или отсутствие страховки, или вообще обнос – это исключительно прерогатива руководителя, и его же ответственность в случае чего… А психологический климат и внутренняя культура команды? Это тоже руководитель!!! Если кто знает группу только с демократическими методами руководства, ходящую серьёзные маршруты – поделитесь, всегда интересно узнать новое… Руководитель в группе только один, за всем и за всеми он уследить всё равно не в состоянии, поэтому желательно проявлять инициативу, когда вы полностью уверенны в последствиях, особенно в малосхоженной команде. Причём прошу вас, чётко разделяйте два положения, когда вы уверенны и когда вы думаете, что вы уверены, во всех случаях минимальных сомнений спрашивайте одобрения ваших желаний.

На воде у капитана, при прохождении препятствия, должны быть чёткие и однозначные голосовые команды. Команды на судне подаются капитаном для всего экипажа и никогда не даются конкретным членам экипажа, т.е. даётся команда для задания необходимого курса, скорости судна и других коллективных действий экипажа судна. На многоместных судах (2-3 местных байдах, рафтах и катах четвёрках) капитан должен сидеть исключительно на корме – только так можно по-настоящему чувствовать габарит, возможности манёвра судна и потенциальную опасность, да и слышимость команд, поступающих с кормы, значительно лучше, чем с носа. Голосовые команды должны быть короткими (минимум слов и слогов) и абсолютно понятными всем туристам-водникам. Недопустимо использование команд на сложных маршрутах на каком-то жаргоне или диалекте, который известен в очень-очень узких кругах и требуется глоссарий.

Существует всего несколько основных общепринятых и однозначных голосовых команд понятных абсолютно всем водникам: «вперёд», «назад», «влево», «вправо», «чалка», «вальс» (телемарк), «хоп-хоп-хоп» (задаётся темп гребков экипажа), «ровно» (выровнять судно перпендикулярно сливу, валу и т.п.), «оп» (при завершении прохождения кормой препятствия). Капитану в нештатной критической ситуации очень сложно одновременно просчитывать линию движения, запахивать веслом и отдавать команды. Честь и хвала матросам, которые практически мгновенно могут перестраиваться к новой линии движения, выбранной лоцманом в экстренной ситуации, а также, которые пытаются увидеть, понять и спрогнозировать дальнейшее развитие событий, что за поступившей командой, например, «влево» через три метра за камнем очень вероятно может последовать команда «вправо», а затем через пять метров опять «влево» и вваливают, вваливают, вваливают. Избыток голосовых команд, несвоевременная подача и тем более, если они взаимоисключающие - не есть хорошо, тем более мат. Когда весь экипаж в «пашне» и в напряжении, то сыплющийся словесный понос дезориентирует и нервирует матросов. Когда один «кирпич» на всю речку шириной 50 м и нет никакой разницы слева или справа его проходить, то не надо дёргать капитана – носовые спокойно шёпотком сами легко договариваются о линии движения. Ну, а если въехали в «кирпич», что до смешного очень часто случается, то уж получите, уважаемые матросики, по полной программе! Все команды капитана во время прохождения препятствия выполняются беспрекословно быстро и действий, противоречащих командам капитана, у матросов категорически быть не должно!!!! Да, нередки ситуации, когда один и тот же порог можно пройти по-разному: попроще, посложнее, да и равноценных путей может быть несколько. Разумеется, обязательно обсуждение, каждый матрос должен понимать что, как, зачем и почему. И действовать всегда нужно осознанно, т.е. знать свой манёвр, а не быть зачуханным болванчиком. Если же прохождение с ходу то, какое там обсуждение, разве на это есть время? То же, если при прохождении что-то пошло не так, как виделось с берега. Ещё раз для тех, кто в танке – капитан в пороге для всех ДИКТОТОР и единолично принимает решение. Все разборки и мнения только на берегу! Чёрного матросика (этого смертельно опасного вредителя) всегда хорошо видно со стороны или на видео - он в критических ситуациях работает в противоположную сторону – ему, видите ли, так показалось лучше!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: