Системный, процессный и ситуационный подходы в управлении организацией




Опорный конспект лекций

Составил: доцент Арсенов В.В. на основе учебных изданий

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ
Автор учебного издания/группа авторов Наименование учебного издания Издательство Где издано, год издания Кол-во страниц  
Петрович, М.В. Управление организацией: учеб. пособие Академия управления при Президенте Республики Беларусь Минск, 2010    
Петрович, М.В. Балдин, И.В. Загорец, В.С. Загорец, И.В. Монтик, О.Н. Управление организацией: учеб. пособие Академия управления при Президенте Республики Беларусь Минск, 2012    

Тема 1.1 Содержание и эволюция системных представлений об управлении организацией (лекция 1-2)

 

 

Управление – целенаправленное воздействие субъекта управления (управляющей системы) на объект управления (управляемую систему) для сохранения существующего между ними взаимодействия или перевода объекта управления в желаемое состояние

 

 

Субъект управления, объект управления, а также прямые и обратные связи между ними образуют контур управления (рис. 1.).

 

 
 

 


Рис. 1. Контур управления

В качестве субъекта управления могут выступать системы, обладающие свойством целеполагания, т. е. постановки целей. Это может быть отдельный человек или группы людей, а также искусственные кибернетические системы во взаимодействии с человеком. Объектом управления выступают человек, социальные, технические, биологические и другие системы; иные процессы, явления и отношения различного характера. Применительно к социальным системам понятие управления тесно связано с терминами «руководство» и «менеджмент».

Руководство – управление людьми (социальными группами) или отдельным человеком

 

Любая система имеет шесть основных свойств, которые присущи всем без исключения системам (социальным, техническим, биологическим и другим).

1. Система – это, прежде всего, целостная совокупность элементов. С одной стороны, система – сама целостное образование и, с другой – в ее составе могут быть выделены целостные объекты (элементы). При этом следует иметь в виду, что такие элементы могут существовать лишь в системе. Признак целостности для системы является первичным, т.е. она состоит из взаимодействующих частей, часто разнокачественных, но одновременно совместимых.

2. Наличие существенных устойчивых связей (отношений) между элементами или (и) их свойствами, превосходящих по мощности (силе) связи этих элементов с элементами, не входящими в данную систему, является следующим атрибутом системы. Система существует как некоторое целостное образование, когда мощность (сила) существующих связей между элементами системы на интервале времени, не равном нулю, больше, чем мощность связей этих же элементов с внешней средой.

3. Организация. Это свойство характеризуется наличием определенной структуризации и упорядоченности, что проявляется в снижении энтропии (степени неопределенности) системы Н {S} по сравнению с энтропией системоформирующих факторов Н {F}, определяющих возможность создания системы.

4. Свойство эмерджентности предполагает наличие таких качеств (свойств), которые присущи системе в целом, но не свойственны ни одному из ее элементов в отдельности. Компьютер это совокупность составляющих, но если их просто свалить в кучу, не сложив в систему, он работать не будет.

5. Иерархичность как свойство системы в том, что ее компоненты (элементы) сами рассматриваются в качестве систем (подсистем), а система всегда может быть элементом системы более высокого порядка. Например, деканат факультета логично является элементом высшего учебного заведения, т.е. его подсистемой. Но в то же время факультет можно определять и как систему, состоящую из кафедр и факультетских служб.

6. Синергетичность означает получение большего эффекта, чем простая сумма образующих систему элементов. Это свойство присуще всем социальным системам, в обратном случае теряется естественная логика таких системных образований.

 

 

Классификация систем

Системы могут классифицироваться по разным признакам, потому что термин «система», во-первых, обозначает как реально существующие, так и абстрактные объекты (например, политическая система, система взглядов, банковская система, кровеносная система, система информационная, система водоснабжения и т.д.), во-вторых, любой объект изучения можно рассматривать как подсистему целого. Например, систему водоснабжения – как подсистему коммунального хозяйства, кровеносную систему как элемент биологической системы животного или человека. Поэтому классификации могут быть одноуровневыми и многоуровневыми.

Одноуровневая классификация по признаку происхождения (природной принадлежности):

1. Естественные.

2. Искусственные.

3. Социальные.

4. Смешанные.

Та же классификация, но двухуровневая по признаку происхождения и характера элементов системы:

1. Естественные:

- неорганические (астрономические системы, физико-химические процессы);

- биологические (человек, другие живые существа, растения, муравейник, пчелиный рой);

- экологические системы (лес, озеро, земная атмосфера).

2. Искусственные:

- материальные (промышленные производства, оружие, водные системы);

- абстрактные (любые системы, выраженные символами, теория относительности, а также законы физики и математики;

- абстрактно-материальные (интернет, коллайдер, сотовая связь, сознание человека, система общественного устройства).

3. Смешанные:

- эко-био-технические (гидро- и тепло электростанции, аграрное производство, системы навигации);

- социотехнические (транспортные средства и системы, компьютер, современные системы вооружения и безопасности, логические системы);

- социально-экономические (любая организация (предпряитие), банк, корпорация, компания, фирма);

- социально-политическая (армия, политическая партия, общественная организация, государство, межгосударственные союзы и альянсы).

Это пример того, какой многоуровневой может быть классификация систем.

По другим признакам системы могут классифицированы следующим образом.

1. По сфере функционирования и составным элементам:

- экономические;

- технические;

- социальные;

- биологические;

- астрономические;

- символические;

- космические.

2. По степени сложности и возможности познания (описания):

- простые (химические реакции, производственные технологии, семья, организация);

- сложные (человеческий организм, природные явления, финансовые рынки);

-очень сложные (модель вселенной, взаимодействие пространства и времени, модели поведения людей и общества).

3. По степени организации и влияния человека:

- сильноорганизованные (социальные структуры, социотехнические системы (автомобиль, компьютер), управляемые химические реакции и физические системы);

- слабоорганизованные (природные явления и процессы);

- самоорганизованные (биологические системы).

 

Социально-экономическая система – это определенным образом организованная структура взаимоотношений, экономических интересов, прав и ответственности, возникающих в процессе совместной трудовой деятельности людей.

 

 

В современном управлении термин «организация » применяется как функция управления и как соответствующими принципами и целями объединенная социальная группа. Из этого следуют основные определения данной категории.

1. Это определенным образом упорядоченное и скоординированное взаимодействие (людей, отличающееся рациональностью, действиями).

2. Установленные порядок (алгорит) процессов и действий, обеспечивающих количественные и качественные изменения в состоянии системы (например, организация технологического процесса на предприятии).

3. Группа людей, объединившихся для достижения какой-либо цели и взаимодействующих друг с другом на основе определенных принципов (правил) (например, работники предприятия, производящие нужные потребителям товары (услуги), на основе положений устава и должностных инструкций).

 

 

Организация как группа людей, занятых совместной деятельностью, имеет два важнейших компонента.

1. Социальный компонент – это межличностные и межгрупповые отношения (коммуникации) людей. Они включают поведенческие особенности социально-психологический климат, организационную культуру, систему интересов, социальную политику организации и ее идеологию.

2. Экономический компонент включает личностные, корпоративные, общественные и государственные экономические интересы. Они реализуются через соответствующие экономические принципы функционирования системы (самодостаточность, целесообразность, ресурсная обеспеченность, трудовая мотивация, ориентация на экономический результат, сбалансированность интересов, экономическое взаимодействие) и методы (заработная плата, экономическое стимулирование, финансирование, инвестирование, ценообразование, кредитование).

 

 

Организация как социально-экономическая система включает управляемую и управляющую части (подсистемы), взаимодействие которых между собой и с внешней средой представляет собой кибернетическую модель организации или контур управления (рис. 2).

           
 
Управляющая подсистема (система управления)
 
   
   
 
 
 
Управляемая подсистема (объект управления)

 


Рис. 2. Кибернетическая модель организации в виде контура управления

 

 

Методы науки и практики управления – это универсальные способы изучения объекта и предмета данной сферы деятельности. Они достаточно разнообразны и всю их совокупность можно разделить на три группы.

1. Общенаучные методы, которые применяются во всех областях научного познания:

- анализа и синтеза;

- индукции и дедукции;

- сравнения;

- наблюдения;

- группировок;

- описательные.

2. Универсально-инструментальные:

– экономико-математические;

– статистические;

– нормативные;

– экспертные;

– балансовые.

3. Прикладные методы используются для решения конкретных задач науки и практики управления. К ним относятся следующие:

диалектический метод, который позволяет рассмотреть управленческую проблему в развитии от простого к сложному (развитие организационных структур, совершенствование методов и принципов управления, повышение требований к руководству и персоналу);

исторический метод, предполагающий временной анализ основных управленческих категорий, оценку их изменений количественно и качественно (эволюция концепций управления, основополагающих идей, место науки управления в общественном развитии);

метод аналогий позволяет провести сравнение различных моделей практического управления и его методологических основ в территориальном и временном измерениях, оценить уровень их эффективности, а также практическую целесообразность;

моделирование как метод науки и практики управления применяется для упрощения реальных ситуаций ввиду их сложности, из-за необходимости предварительного опробования принимаемых решений и прогнозирования возможных сценариев развития таких ситуаций;

метод экспериментирования в управлении означает предварительную проверку правильности принимаемых решений для минимизации возможных негативных последствий (например, экспериментальное производство техники, лекарств, вывод новых товаров на рынок);

количественный метод в управлении направлен на количественную оценку потенциальных результатов и затрат на их достижение (функции, контроля и мотивации во многом построены именно на этом методе);

метод диагностики управленческих проблем и процессов означает установление объективных и субъективных причин, которые оказывают влияние на успешность функционирования организации (например, установление причин конфликтов, неэффективного использования ресурсов, низкой мотивации, слабого руководства);

документальный метод позволяет оценить ситуацию в организации с формальных позиций, соответствие ее деятельности оформленным принципам, целям, задачам и миссии в целом; исследовать генезис управления на всех уровнях;

социологический метод направлен на изучение социальной составляющей в науке и практике управления, количественную и качественную оценку корпоративного и общественного мнения, интересов, потребностей и целей работников;

тестирование – это система технологических приемов для измерения личностных, профессиональных и деловых качеств работников организации, направленная на их развитие и принятие необходимых управленческих решений.

 

Методологической основой науки управления организацией являются системный, процессный и ситуационный подходы.

Системный, процессный и ситуационный подходы в управлении организацией

Принципиальная сущность системного подхода при анализе социально-экономических явлений состоит в рассмотрении организации как целостной совокупности (системы) элементов, взаимосвязанных между собой (рис.1.2).

СУ – субъект управления;   ОУ – объект управления;   ® – прямые связи;   – обратные связи

       
 
   
 

 


Рис.1.2. Принципиальная схема системного подхода в управлении

 

Система это отношения и связи между элементами, настолько многочисленные и разнообразные, насколько это диктуется организационной целесообразностью. Их нужно рассматривать как единое целое. Вместе с тем системный подход основан на утверждении, что система не есть простая сумма свойств образующих ее элементов. Система не характеризует все свойства элементов, равно как и элемент не характеризует все свойства системы.

Значение системного подхода в управлении современной организацией увеличивается по следующим основным причинам.

1. Усиление динамики внешней среды организации.

2. Усложнение внутренних и внешних связей организации.

3. Необходимость постоянных системных преобразований организационных структур.

4. Актуальность оптимизации экономических целей, социальной ответственности и эффективного управления в организациях.

5. Повышение внимания к эффективному использованию человеческих ресурсов в организации.

 

Процессный подход основан на объединении управленческих функций в единый целенаправленный процесс. Управление в данном случае рассматривается как процесс, т.е. серия последовательных взаимосвязанных действий, т.е. функций (рис.3).

 

 
 

 

 


СУ- субъект управления, ОУ – объект управления,

 

1,2.. n - функции управления

Рис.3. Принципиальная схема процессного подхода в управлении

 

Процессный подход в управлении организацией базируется

– на понимании процесса, как объективной последовательности взаимосвязанных задач (видов деятельности) по превращению сырья, материалов, информации в готовую продукцию (услугу), имеющую определенную ценность для потребителя (клиента):

– на убеждении, что работа по созданию ценностей в организации происходит по горизонтали путем взаимодействия непосредственных исполнителей, а не по вертикали путем взаимодействия исполнителей с руководителями.

 

Центральным понятием ситуационного подхода является категория «ситуация», под которой понимается конкретный набор обстоятельств, оказывающих максимальное воздействие на организацию в конкретный момент, способствующих или препятствующих достижению организационных целей.

Ситуативность можно изобразить как состояние субъекта и объекта управления во множестве ситуаций. Количество и качество взаимодействия определяет и множественность прямых и обратных связей между субъектом и объектом управления (рис.4).

 

 

 
 

 

 


СУ – субъект управления. ОУ – объект управления,

- прямые связи, - обратные связи

Рис.1.4. Принципиальная схема ситуационного подхода в управлении

 

Теория ситуационности утверждает, что не может быть единственного универсального набора принципов управления, одинаково эффективных всегда и везде, потому что в разных условиях лучшие результаты приносит использование разных подходов.

Использование ситуационного подхода при принятии практических решений происходит в несколько этапов. Во-первых, необходимо изучить положение, в котором находится конкретная организация, во-вторых, оценить свойства всех существующих моделей управления. Только после этого делается третий шаг – осуществляется выбор той модели управления, которая окажется наиболее подходящей.

Все три подхода – системный, процессный и ситуационный относительно к объекту управления применяются, как правило, комплексно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: