ЗАДАНИЕ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ
Выполните тест. Ответы пришлите по электронной почте (baraevaolga@mail.ru). Сочинение по тексту писать не надо. НО!!! Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором. Сформулируйте позицию автора.
Тест 1
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1)Притча, как известно, пришла в русскую литературу вместе с христианской письменностью, с первыми переводами текстов Священного писания. (2)Вместе с тем этот древний жанр оказался мало изучен в нашем литературоведении – широкий интерес к притче возник в литературной критике лишь в 1970-х годах. (3)<…> и тогда сам по себе жанр притчи исследователями почти не рассматривался в глубоко научном контексте, и лишь в 1991 году был опубликован свод притчевых текстов разного типа, подготовленный Л.И. Алёхиной и Н.И. Прокофьевым, благодаря чему стало возможно говорить о жанре притчи на обширном и далеко не случайном материале.
1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте.
- Притча как жанр появилась в русской литературе вместе с первыми переводами текстов Священного писания, поэтому этот жанр является одним из древнейших и вызывает на протяжении всего времени своего существования неугасающий интерес общества в целом и литературоведов в частности.
- Массовый интерес учёных к притче – древнейшему жанру, появившемуся у нас с приходом христианской письменности, – в глубоко научном контексте начался в 70-х годах XX века и продолжается по сей день.
- Несмотря на то что жанр притчи является очень древним, литературоведы долгое время не занимались его серьёзным изучением, и лишь в конце XX века к притче начали подходить с глубоко научной точки зрения, когда Л.И. Алёхина и Н.И. Прокофьев опубликовали сборник притчевых текстов разного типа.
- В последнем десятилетии прошлого века был опубликован свод притчевых текстов разного типа, который подготовили Л.И. Алёхина и Н.И. Прокофьев, после чего стало возможно говорить о жанре притчи с научной точки зрения.
5. Широкий интерес литературной критики к древнему жанру притчи, пришедшей к нам вместе с христианской письменностью, возник лишь в 70-х годах XX столетия, но о рассмотрении притчи в глубоко научном контексте можно говорить лишь с момента публикации свода притчевых текстов, разработанного Л.И. Алёхиной и Н.И. Прокофьевым.
2. Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ШИРОКИЙ. Определите, в каком значении это слово употреблено во втором (2) предложении текста.
- Большой в поперечнике. Широкая улица.
- Просторный, нежмущий. Широкое пальто.
- Имеющий большое протяжение, охватывающий большое пространство. Широкие степи.
- Охватывающий многих, многое, массовый. Широкие слои населения.
4. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
Иксы
насорИт
крЕмень
нажИвший
диспансЕр
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним.
«Ты и так узнал слишком много», – голос её поднялся, обретая БЫЛУЮ властность.
Чтобы как-то ПОПОЛНИТЬ недостаток природного материала для стихов, Лиза ходила гулять к пруду.
И однажды он не выдержал, сбрил успевшую ОТРАСТИ до бородки щетину.
В течение нескольких секунд следователь копался в архивах своей памяти, пытался извлечь оттуда хоть какие-то воспоминания о событиях ГОДИЧНОЙ давности.
Все говорят, что Панкрашина была очень ЭКОНОМНОЙ и зря деньги на ветер не бросала.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово.
Время от времени глава семьи менял расстановку сил в собственном доме, одних возносил, других лишал на время полномочий, держал в грязном теле, с тем чтобы потом снова одарить вниманием и заботой.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
образ ИСЧЕЗ
ТРОЕ ножниц
пирог с ПОВИДЛОЙ
КРОШЕЧНЫЙ домишко
пятьсот ПЯТИДЕСЯТАЯ страница
8. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Б) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом В) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Д) неверный выбор падежной формы имени существительного с предлогом | ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1. Прочитав аннотацию к книге, мне захотелось купить её и прочитать от корки до корки. 2. По возвращению с работы мать позвала сына ужинать, но он отказался, сказав, что готовится к докладу. 3. Маша, одетая в розовое платьице, выходит из подъезда и пошла вдоль по тротуару к детской площадке. 4. Со своего недоступного острова, оберегаемого войском кораблей, приученных повелевать морем, она властвует великими областями во всех частях света. 5. Вглядываясь в эти ровные строчки, Андрей повернулся к двери, положил ладонь на ручку замка и вдруг заметил в самом низу листа постскриптум, короткую приписку мелким почерком, не замеченной им раньше. 6. Он подплыл поближе, вглядываясь в тумане в чёрную глыбу на воде, и на миг замер в нерешительности, будто засомневался, стоит ли двигаться дальше. 7. Воодушевлённой возможностью посидеть с Никитой наедине и помочь ему с документами, Оле хотелось болтать без умолку. 8. Бóльшая часть участников конференции, организованной накануне чемпионата, интересовалась составом спортивных сборных. 9. «Кто из вас сегодня опоздали на первое занятие?» – строго спросил преподаватель. |
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня.
- выр..стил, вык..сил (траву), пл..вчиха
- зап..реть, з..ря, изл..жение
- выск..чил, к..сание, подж..гать
- см..рился, приг..рюнился, тв..рец
- бл..стать, сж..мать, выг..реть
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
- пр..общил, пр..льстил, пр..вратник
- и..сяк, бе..престанно, во..ходящий
- н..ладил, пр..дедушка, р..ссыпал
- под..тожил, пред..нфарктный, из..мать
- с..язвил, подош..ю, суб..ект
11. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
- син..ватый, обур..ваемый
- плюш..вый, азот..стые (соединения)
- сводч..тый (потолок), сначал..
- абхаз..кий, скольз..кий
- завед..вать, парч..вое (платье)
12. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
- (они) стел..т (скатерть), ове..нный
- вер..вший, вылет..шь
- мел..щий (кофе), (огородники) пол..т (грядки)
- выздоров..вший (юноша), высп..шься
- скач..щий (конь), (они) дыш..т
13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.
Эта комната только кажется большой, а так она ничуть (НЕ)ПРОСТОРНЕЕ нашей.
(НЕ)СУМЕВШИЙ справиться с эмоциями гость вёл себя грубо.
Оля что-то всё время (НЕ)ДОГОВАРИВАЛА нам, скрывала.
Он пытался меня убедить, что моя попытка уйти от разговора – это (НЕ)ЧТО иное, как боязнь смотреть правде в глаза.
Всё это я рассказал просто, спокойно, (НЕ)СПЕША.
14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО.
(В)ПОСЛЕДСТВИИ выяснилось ТАК(ЖЕ), что Иван собирался переехать к матери в деревню.
Я собирался вернуться поздно, (ПО)ЭТОМУ решил оставить жене записку с просьбой не беспокоиться и ложиться спать без меня, хотя знал, что она (ВСЁ)РАВНО будет ждать моего возвращения.
Я (С)РАЗБЕГУ влетел в кабинет отца и торопливо стал рассказывать ему, что имел (В)ВИДУ Коля, когда говорил о школе.
КАК(БЫ) там ни было, библиотекарю отчего-то стало НЕ(ПО)СЕБЕ.
Егорка пошёл (В)ГЛУБЬ тёмного чулана, ЧТО(БЫ) отыскать ящик.
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Зеленела трава, зеленели посадки в оголё(1)ых ещё огородах, и всё было так углубле(2)о в себя, так занято собою, так глубоко погруже(3)о в молчаливую творческую думу. Будь у травы и у деревьев лица, все лица были бы обраще(4)ы к земле, все уста были бы скова(5)ы огромным бездо(6)ым молчанием.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
- Всю ночь грохотала гроза и ливень гремел по окнам и по крыше дома.
- Трактирщик то помогал некоторым то отбегал в сторону и командовал.
- Летом дядюшка уходил либо далеко в горы либо к озеру и проводил там не меньше месяца.
- У подножия этого холма бесстрашно и беззаботно сидят скрипачи и скрипачки и трогательно наигрывают классические мелодии.
- Великий курфюрст Богоданной и Светозарной земли обладал железной волей и необычным упрямством.
17. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Уже (1) выйдя из университета (2) и (3) приготовляясь на свои две тысячи съездить за границу (4) Иван Фёдорович вдруг напечатал в одной из больших газет странную статью (5) обратившую на себя внимание даже неспециалистов.
18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
От сердца нашего избытка,
от доброй воли (1) так сказать (2)
мы в годы юности Магниткой (3)
тебя (4) привыкли называть.
<…>
Я просто счастлив тем (5) однако (6)
что помню зимний твой вокзал,
что ночевал в твоих бараках,
в твоих газетах выступал.
И, видно (7) я хоть что-то стою,
когда в начале всех дорог (8)
хотя бы (9) строчкою одною
тебе по-дружески помог.
(Я.В. Смеляков)
19. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Через несколько минут (1) в течение (2) которых (3) сановник успел заметить два раза (4) что он очень рад успеть к обеду (5) всё общество отправилось в столовую.
20. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Когда визжит дверь (1) и раздаются басистые голоса (2) Хижнякову кажется (3) что это пришли к нему и за ним (4) и он долго прислушивается (5) пока поймёт (6) кому принадлежит голос.
21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.
(1)Онежское озеро – самое популярное у посещающих Карелию туристов место. (2)Здесь находятся знаменитые петроглифы – неолитические наскальные рисунки на мысах Бесов нос, Пери нос и Карецкий нос. (3)Кроме того, здесь расположен известный на весь мир заповедник Кижи, а также окрестности Медвежьегорска, печально знаменитые захоронениями жертв политических репрессий. (4)В свою очередь, Приладожье – ещё один южный район Карелии – привлекает туристов мягким климатом, карельскими лесами и скалами. (5)Сюда приезжают посмотреть старинный городок Сортавалу, Валаамский архипелаг и монастырь, древний Олонец. (6)Именно в Приладожье расположен горный парк «Рускеала» – заполненный грунтовыми водами бывший мраморный карьер.