На протяжении всей человеческой истории люди пытались объяснить феномен любви. Это слово в разных языках обозначает какое-то высокое, трудно постижимое чувство, состояние человека, желанное для каждого. Любви посвящены романы, стихи, драматические произведения, фильмы, песни, картины. Каждый автор, являясь мыслителем, передавал понимание любви по-своему. Но так или иначе под любовью понимается глубокое чувство человека, выражающееся в привязанности к другому объекту материального или нематериального мира и сопровождающееся душевными переживаниями. Однако что значат все эти слова? Действительно ли феномен любви так сложен, что для его осознания необходимы именно переживания, какие-то особенные чувства? На самом деле все гораздо проще. Любовь – это не что иное, как эгоистическое чувство, которое просыпается в нас при обнаружении источника удовлетворения в виде какого-то объекта. Не спешите осуждать меня в том, что я называю человека «источником» удовлетворения. Поскольку таким источником могут быть разные объекты, как одушевленные, так и неживые, и все они обладают схожими признаками, я вынужден избрать именно такое определение. Оно не несет негативного оттенка, поскольку используется исключительно как дефиниция в научных целях.
Итак, давайте рассмотрим любовь по частям, расчленим ее на нашем беспристрастном хирургическом столе. Для начала я разберу любовь к другому человеку.
По умолчанию человек ищет удовольствий. В его жизни явно чего-то не хватает, хочется физического тепла, ласк, душевных разговоров с другим человеком, который был бы для него приятен, или даже просто видеть какой-то эстетический идеал. И вот наш искатель находит такой объект. Если этот человек в первое время удовлетворяет потребности искателя (которые, подчеркну, могут быть какими угодно, это зависит от самого искателя), то эндокринная система делает свое дело, выделяются гормоны, и искатель ощущает эйфорию, радость, беспечность, умиротворение и прочее. Под действием дофамина, окситоцина, адреналина, серотонина и эндорфинов начинается этап влюбленности. Как известно, многие люди считают этот этап самым сладким и прекрасным на всем отрезке отношений, и это вполне очевидно. Ведь на этом этапе организм, который требовал удовольствия, наконец его получил, наша воля была удовлетворена, а интеллект эксплицировал данный факт в нашем сознании в виде фразы «Да, я наконец нашел ее» или «Как я рада, что мы с ним повстречались». Бывает, что человек и вовсе не в полной мере осознает, что с ним происходит, из-за слишком сильной бури гормонов. Но очевидным является тот факт, что влюбленность – это последствие нахождения источника удовлетворения в виде некого партнера, который подходит нам по ряду критериев.
Далее, как правило, поступление гормонов несколько ослабевает, а рациональная актуализация влюбленности возрастает. После этого встает вопрос: сможет ли источник удовлетворения и дальше снабжать нашу волю необходимыми благами, или же мимолетная эйфория от всех этих телодвижений, прикосновений, жестов и слов будет все угасать? Если мы убеждаемся, хоть и не безусловно, что наиболее вероятен первый вариант развития событий, то влюбленность перерастает в любовь. В противном случае, источники взаимного удовлетворения расходятся с осадком недосказанности и горечи от утраты.
Даже когда источник объект привязанности не выказывает никаких взаимных чувств («безответная любовь»), а субъект привязанности всеми силами пытается заполучить расположение объекта, срабатывает именно эгоистическая воля. Мы хотим получить вознаграждение в виде взаимности. Как же быть, когда мы, на первый взгляд, вовсе не жаждем взаимности, а стараемся сделать другому человеку приятное «просто так», демонстрируем знаки внимания просто потому, что другой человек существует? Но и этому есть объяснение. Во-первых, нам всегда нравится определённая черта в человеке, пусть даже мы и не сознаемся в этом. Кто говорит, что любит человека «просто так» - тот лукавит или не может поразмыслить над тем, что же ему нравится в человеке. Всему в этом мире есть хоть какое-то объяснение, и мы не можем сказать, что, находясь в состоянии любви, с нами происходит что-то необъяснимое и загадочное. И если с достаточной долей внимательности придаться рефлексии, то мы всегда найдем, за что любим другого человека. Нас может привлекать физическая форма объекта (фигура, выраженность половых признаков), детали внешности (волнистые волосы, форма и цвет глаз и тд), мимика, жесты. Может привлекать стиль общения человека, ход его мыслей, набор знаний, модель поведения в определенной ситуации. У Шекспира в трагедии «Отелло» есть замечательные строки, подтверждающие мою позицию. На вопрос венецианских аристократов, каким образом мавр заполучил любовь венецианки Дездемоны, Отелло отвечает:
Отец ее любил меня, звал часто,
Расспрашивал меня про жизнь мою,
За годом год, про битвы, про осады,
Про все, что я изведал.
Я вел рассказ от детских лет моих
Вплоть до начала нашей с ним беседы:
Я говорил о бедственных событьях,
О страшных случаях в морях и в поле,
О штурмах брешей под нависшей смертью,
О том, как я был дерзко в плен захвачен
И продан в рабство, выкуплен оттуда,
И что я видел в странствиях моих.
Здесь о больших пещерах, о пустынях,
О диких скалах, кручах, вросших в небо,
Речь заводил я, - так всегда бывало;
О каннибалах, что едят друг друга,
Антропофагах, людях с головою,
Растущей ниже плеч. И Дездемона
Усердно слушала. Но сплошь и рядом
Мешали ей домашние дела.
Она старалась их скорее справить,
И возвращалась к нам, и жадным ухом
Глотала мой рассказ. Заметив это,
Я у нее, в удобный час, однажды
Исторг из сердца искреннюю просьбу
Подробно изложить мои скитанья,
Известные ей только по отрывкам,
Кой-как услышанным. Я согласился
И часто похищал ее слезу,
Какую-нибудь помянув невзгоду
Из юных лет моих. Окончив повесть,
Я награжден был целым миром вздохов;
Все это дивно, несказанно дивно, -
Клялась она, - и грустно, слишком грустно;
Жалела, что услышала; сказала,
Что все ж завидно быть таким; что если б
Какой-нибудь мой друг в нее влюбился,
То, заучив рассказ мой, он бы мог
Пленить ее. Я понял - и сказал: