Для диагностики индивидуальных особеностей саморегуляции используется опросник «Стиль саморегуляции поведения (ССП-98)» [4].
Опросник был создан в 1998 году под руководством В. И. Моросановой в лаборатории психологии саморегуляции Психологического института Российской академии образования.
С помощью этой методики можно выявлять индивидуальный профиль различных регуляторных процессов и уровень развитости общей саморегуляции как регуляторных предпосылок успешности овладения новыми видами деятельности.
Опросник ССП-98 состоит из 46 утверждений, входящих в состав шести шкал, выделяемых в соответствии с основными регуляторными процессами (планирования, моделирования, программирования, оценки результатов) и регуляторно-личностными свойствами (гибкости и самостоятельности). В состав каждой шкалы входят по девять утверждений. Структура опросника такова, что ряд утверждений входят в состав сразу двух шкал в связи с тем, что их можно отнести к характеристике как регуляторного процесса, так и свойства регуляции.
В исследовании принял участие по желанию испытуемый Н., пол – мужской, возраст 17 лет, обучается на специальности «Сестринское дело» на контрактной основе. Участие в исследовании мотивировано тем, что изменение саморегуляции может привести к повышению успеваемости, в настоящий момент средний балл за предыдущий семестр - 3,33.
Получены следующие результаты по шкалам опросника ССП-98: Планирование – 29, Моделирование – 27, Программирование – 21, Оценивание результатов – 21, Гибкость – 32, Самостоятельность – 33, Общий уровень саморегуляции – 140.
При высоких показателях по шкале Планирование у субъекта сформирована потребность в осознанном планировании деятельности, планы в этом случае реалистичны, детализированы, иерархичны, действенны и устойчивы, цели деятельности выдвигаются самостоятельно.
Испытуемые со средними показателями по шкале Моделирование характеризуются склонностью к определению значимых условий достижения целей только в важных для них ситуациях, при этом некоторые существенные условия могут упускаться из виду. При резком изменении условий могут проявлять некоторую негибкость в отношении целей и плана действий.
Испытуемые со средним показателем по шкале Программирование склонны к планированию в сложных ситуациях, при этом планы не всегда развернуты и детализированы. Для таких испытуемых более характерно определение стратегии, общего направления действий.
Средние показатели по шкале Оценивание результатов говорят о том, что эти испытуемые часто оценивают себя адекватно, но иногда их самооценка может быть повышена или понижена при оценке окружающих, то есть возможна некоторая несамостоятельность в оценивании.
Испытуемые с высокими показателями по шкале гибкости демонстрируют пластичность всех регуляторных процессов. При возникновении непредвиденных обстоятельств такие испытуемые легко перестраивают планы и программы исполнительских действий и поведения, способны быстро оценить изменение значимых условий и перестроить программу действий.
Наличие высоких показателей по шкале самостоятельности свидетельствует об автономности в организации активности человека, его способности самостоятельно планировать деятельность и поведение, организовывать работу по достижению выдвинутой цели, контролировать ход ее выполнения, анализировать и оценивать как промежуточные, так и конечные результаты деятельности.
При среднем общем уровне саморегуляции связи между звеньями менее устойчивы, чем при высоком. Цели определяются ситуативно и их постоянство зависит от важности этих целей для человека. Существующие навыки планирования используются не всегда. Склонность к коррекции своих действий при расхождении цели и результата зависит от существенности цели.
При общем среднем уровне саморегуляции у испытуемого хорошо развиты качества гибкости и самостоятельности, звено общего планирования, однако ошибки и недостаточная эффективность деятельности может быть обусловлена недостаточным развитием программирования и самооценки.
Таким образом, для совершенствования индивидуального стиля саморегуляции испытуемому следует развивать навыки программирования деятельности и самооценки.
Заключение
Изучив литературу и проведя практическое исследование, мы пришли к следующему.
Осознанная саморегуляция – это системно-организованный процесс внутренней психической активности человека по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующей достижение принимаемых человеком целей.
В структуру процесса саморегуляции входят: принятая субъектом цель деятельности; субъективная модель значимых условий; программа исполнительских действий; система субъективных критериев достижения цели; контроль и оценка реальных результатов; решения о коррекции системы саморегулирования.
Использование опросника «Стиль саморегуляции поведения (ССП-98)» позволило выявить, что при общем среднем уровне саморегуляции у испытуемого хорошо развиты качества гибкости и самостоятельности, звено общего планирования, однако ошибки и недостаточная эффективность деятельности может быть обусловлена недостаточным развитием программирования и самооценки.
Список источников
1. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология / В. Н. Дружинин. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 320 с.
2. Конопкин О. А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект)// Вопр. Психол. – 1995. - №1. С 5-12
3. Конопкин О. А., Прыгин Г. С. Связь учебной успеваемости студентов с индивидуально-типологическими особенностями их саморегуляции // Вопр. психол. – 1984. - №3. - С.45-52
4. Моросанова В. И., Коноз Е. М. Стилевая саморегуляция поведения человека.// Вопр. Психол. – 2000. - №2. - С 118-127
5. Саморегуляция [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //psihomed.com/samoregulyatsiya/