Педагогический проект
«Русские народные подвижные игры»
Содержание
Аннотация.. 2
Паспорт проекта.. 2
Этапы осуществления проекта.. 3
Приложения.. 5
Используемая литература.. 18
Аннотация
В играх удовлетворяется жажда действия ребёнка; предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. В играх — залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем.
Неоценимым национальным богатством являются русские народные подвижные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы вернуть их нашим детям.
Практически каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки.
Считалка обнаруживает свою древнюю традицию. Обыкновение пересчитываться идет из быта взрослых. Перед предстоящим делом в прошлом зачастую прибегали к счету, чтобы узнать, удачно или неудачно завершится задуманное. Этому придавали необычайную важность, так как полагали, что есть числа счастливые и несчастливые.
Взрослые пересчитывались — стали пересчитываться и дети. Ведь многие детские игры имитируют серьезные занятия взрослых — охоту на зверей, ловлю птиц, уход за посевом и др.
Есть игры, в которых играющие делятся на команды. Чтобы при этом не возникало споров, использовались сговорки: кого выбираешь? что выбираешь? что возьмешь?
Паспорт проекта
Срок проекта:
С ____ по ____
Участники проекта:
Дети средней группы, воспитатели, родители.
Возраст детей:
4-5 лет.
Образовательные области, содержание которых включено в проект:
- познавательное развитие;
- физическое развитие;
- речевое развитие;
- художественно - эстетическое развитие;
- социально - коммуникативное развитие.
Обеспечение проекта:
Методическое:
М.Ф.Литвинова. Русские народные подвижные игры. М.: Айрис-пресс, 2003.
О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2010г.
Картотека русских народных подвижных игр.
Материально - техническое:
- подбор необходимой литературы;
- подбор русских народных игр;
- составление картотеки русских народных подвижных игр;
- составление картотеки считалок, закличек;
- подбор наглядного материала (фотографии);
-создание условий для проведения игр и досуга (оформление зала, атрибутов, подбор костюмов).
Тип проекта:
информационный, игровой.
Продолжительность проекта:
1 месяц
План реализации:
По характеру контактов:
групповой.
Роль родителей в реализации проекта:
Изготовление атрибутов к играм
Анкетирование
Актуальность:
В силу многих причин, мы все реже возвращаемся к традициям и обычаям русского народа. Поэтому проект направлен на знакомство детей с русскими народными подвижными играми как частью народных традиций, народного творчества.
Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие игры были у детей? Ответить на эти и подобные вопросы - значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.
Развивать у детей любовь и уважение к народной культуре, способность к общению, уважение к родному очагу - вот ведущая педагогическая идея. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан этот проект.
Проект способствует развитию познавательных способностей, включает в себя ознакомлением дошкольников с обычаями, традициями, народным творчеством. Приобщить к русско-народным традициям, познакомить с другими играми, "непривычными" для современных детей и тем самым обогащать их познания.
Веселые подвижные игры - это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, салочек, ловишек? Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом также, как и сказки, как и песни. Русские подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли и до наших дней из старины, передавались из поколения в поколение. Русские народные игры ценны для наших детей в педагогическом отношении: они оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребенка. В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками. Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору, компьютерным играм. Чтобы поддержать интерес детей к народным подвижным играм, они должны их узнать и задача педагога помочь им в этом.
Русские народные подвижные игры издавна служили средством самопознания, в играх проявляются лучшие человеческие качества: доброта, благородство, взаимовыручка. Народные игры разнообразны, развлекательны и эмоциональны.
Игра в жизни ребёнка время радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. В дошкольном возрасте дети играют постоянно - это их естественная потребность, это способ познания окружающего мира. Весёлые подвижные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, салочек, ловишек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом так же, как сказки и песни. И мы, и наши дети любят играть в русские народные подвижные. Русские народные подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли и до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, соблюдая национальные традицию.
Русские народные игры ценны для детей в педагогическом отношении: они оказывают большое внимание на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребёнка.
Русские игры очень разнообразны, в них заложен дух и история русского народа.
Цель:
воспитание и развитие детей 4-5 лет на идеях народной педагогики, формирование ЗОЖ детей, посредством русских народных подвижных игр.
Или лучше такая формулировка: Формирование и систематизация знаний и представлений детей о культуре, традициях и обычаях русского народа через народную игру; дать детям возможность прикоснуться к богатейшему наследию русской народной культуры. Двигательная активность - как фактор, влияющий на здоровье детей.
Задачи:
· Обучение народным подвижным играм и совместным действиям.
· Развитие физических качеств: ловкости, равновесия, быстроты движений посредством народных подвижных игр.
· Закрепление основных движений в ходе проведения русских народных подвижных игр.
· Воспитание любви к родному краю, самостоятельности в принятии решений.
· Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Методы проекта:
игры - подвижные, малой подвижности, хороводные.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
· развитие диалогической и монологической речи детей.
· дети умеют играть в русские народные подвижные игры, используют считалки.
· создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через русские народные подвижные игры.
· привлечь родителей в воспитательно - образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр,
Этапы проекта:
Этап – подготовительный
- подбор методической литературы;
- работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта;
- разработка занятий.
этап – основной. Реализация проекта
Коммуникация.
1. Заучивание считалок, потешек, стихов к играм, песенок, закличек, скороговорок, пословиц, загадок.
2. Включение народных подвижных игр в непосредственную образовательную деятельность соответствующей тематики.
Здоровье.
1. Организация и проведение русских народных подвижных игр, сохраняющих и укрепляющих физическое здоровье детей.
Безопасность.
1. Объяснение техники безопасности.
Социализация.
1. Совместная игра.
2. Ознакомление с атрибутами игр.
3. Ознакомление детей средней группы с понравившимися играми.
Познание.
1. Объяснение правил игры.
2. Рассказ об истории народных подвижных игр.
3. Беседа «Как играли в старину».
Этап - заключительный
Проведение досуга «Путешествия в страну русских народных игр».
ПРИЛОЖЕНИЯ
ОПИСАНИЕ ИГР
Золотые ворота.
Золотые ворота,
Пропустите вы меня.
Я и сам пройду,
Да всех детей проведу.
Скоро день кончается.
Ворота закрываются.
(«Ворота» закрываются при последнем слове и «ловят» того, кто оказался в них, Чтобы не быть пойманными, идущие невольно ускоряют шаг, иногда переходят на бег, а ловящие, в свою очередь, меняют скорость речитатива. Игра становится более подвижной и веселой.)
Кулачки.
Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети,
Кук мак, кук мак – убирай один кулак!
Играющие сжимают пальцы в кулаки. Водящий начинает считать играющих:
Так продолжается до тех пор, пока кто-то из играющих не уберет оба кулака. Теперь он либо выходит из игры, либо выполняет задание играющих (пляшет, прыгает на одной ноге, кукарекает и т. д.).
Колечко
Дети сидят на лавочке и держат ладони, сложенные лодочкой, перед собой.
Водящий зажимает колечко или монетку в своей "лодочке" и поочерёдно проходит мимо каждого участника (можно не раз), вкладывая свои ладони в ладони игроков. Незаметно он перекладывает к одному из них "колечко", а затем произносит: "Колечко-колечко, выйди на крылечко".
Задача игрока, получившего колечко, встать и выйти, став при этом водящим. Задача остальных - успеть удержать его.
Ручеек
Эту игру знали и любили еще наши прабабушки и прадедушки, и дошла она до нас почти в неизмененном виде. В ней нет необходимости быть сильным, ловким или быстрым. Эта игра иного рода — эмоциональная, она создает настроение, веселое и жизнерадостное.
Правила просты. Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, юноша и девушка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару.
Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется — чем больше участников, тем веселее игра, особенно весело проводить под музыку.