Психологические особенности людей пожилого возраста




В последнее десятилетие большое значение придается изучению проблем старе­ния и старости. Связано это не только с демографическими и культурно-истори­ческими изменениями, происходящими во всем мире. Значительное увеличение доли пожилых и старых людей в общей структуре населения влияет на многие сферы жизнедеятельности, затрагивая области политики, экономики, медицины,

общественно-социальных институтов. Старение населения і---------------------------

большинства стран, России в том числе, ставит вопросы и Жить ~~ значит разви-поднимает новые проблемы перед наукой и практикой,

стимулируя их развитие на уровне всего общества и на |____________ '. ______

уровне каждой конкретной личности. Пристальное и по­стоянное внимание к проблемам стареющих людей в нашей стране помогает уви­деть их актуальность и злободневность, а также понять, что старость и старение являются неизбежной и неотъемлемой частью окружающей действительности.

Одна из особенностей сложившейся у нас в стране ситуации состоит в том, что «вхождение в старость» происходит на фоне снижения уровня жизни многих людей. Очень часто это влечет за собой не только бедность и экономическую зависи­мость, но и чрезмерное ухудшение здоровья, усугубляя тем самым социальную изолированность, психическое и психологическое неблагополучие. Несомненно, что пожилые и старые люди попадают в группу высокого риска, становятся очень зависимыми от медико-социальных и экономических услуг и особенно нуждаются в психологической поддержке.

Одним из элементов социальной политики, активно развивающихся в совре­менной России, является социальная работа с пожилыми людьми. Для того что­бы научиться оказывать эффективную и квалифицированную помощь старым людям, необходим индивидуализированный подход к каждому. Это означает, что знание психологических особенностей пожилых, их потребностей и возможностей приобретает решающее значение для специалистов, результат деятельности кото­рых во многом зависит от успешного взаимодействия со старыми людьми.

Среди мер, предлагаемых в области социальной работы именно с людьми пожи­лого и старого возраста, по мнению А. А. Козлова, было бы полезно придерживаться существующей концепции «селективной оптимизации жизнедеятельности пожи­лых людей с компенсацией социальных амортизаторов». Она исходит из необхо­димости различать нормальный, патологический и оптимальный процесс старения. Иметь в виду межличностное разнообразие (гетерогенность) пожилого населе-

ния. Учитывать гибкость в подходах к потенци­альным резервным способностям пожилых лю-* дей. Считаться с возрастными ограничениями в развитии резервных способностей пожилых людей. Принимать во внимание обогащающие теорию и практику, а также компенсирующие возрастные ограничения возможности личных и общественных знаний, включая область но­вейших технологий. Учитывать негативные воз­растные изменения в соотношении парадигмы «обретений и утрат». Принимать во внимание пластичность или гибкость психики пожилого человека. При такой организации социальной работы с пожилыми людьми практическая дея­тельность складывается из трех основополагаю-Сократ считал старость лучшим щИХ элементов. Во-первых, из селекции (или временем человеческой жизни отбора)і подразумевающей поиск основных или стратегически важных составных элементов жизнедеятельности пожилого чело­века, которые были утрачены с возрастом. Речь идет о том, чтобы индивидуаль­ные запросы были приведены в соответствие с реальной действительностью, что позволило бы индивиду испытывать чувство удовлетворения и контролировать свою повседневную жизнь. Во-вторых, из оптимизации, которая заключается в том, что пожилой человек при содействии квалифицированного специалиста по социальной работе находит для себя новые резервные возможности, оптимизиру­ет свою жизнь как в количественном, так и в качественном отношении. В-третьих, из компенсации, состоящей в создании дополнительных источников, компенси­рующих возрастную ограниченность в адаптивном процессе, в использовании но­вых современных мнемонических техник и технологий, улучшающих память, ком­пенсирующих потерю слуха и т. д.

В современной науке сосуществуют различные точки зрения на старость и со­путствующие ей процессы и явления. «Многоплановость процесса старения не позволила до настоящего времени создать единую всеобъемлющую теорию, кото­рая была бы способна научно обоснованно представить все аспекты этого процесса во всем объеме», — пишут К. П. Кискер, Г. Фрайбергер, Г. К. Розе и др., авторы руко­водства по психиатрии, психосоматике и психотерапии. Самые многочисленные биологические теории анализируют всевозможные возрастные изменения на уров­нях генетически запрограммированного старения отдельных клеток, групп кле­ток, имеющих отношение к отдельным органам. В теориях, изучающих изменения на клеточном уровне, процесс старения самих клеток считается определяющим. Такие «одномерные» взгляды учитывают только естественно-биологические за­коны старения и не придают серьезного значения постоянному взаимодействию генетического потенциала с факторами окружающей среды. Теории «непро-граммированного» старения обращены к исследованию процесса изменений, про­исходящих на уровне отдельных органов. Разного рода случайные нарушения в обмене веществ или в структуре ДНК, например, рассматриваются как процессы, ответственные за старение и окончание жизни. Объяснения процессов старения в рамках биологических подходов позволяют не только расширить представления

о сложности старения человеческого организма, но и помогают формировать со­циальную политику по отношению к старикам.

Дефицитарная модель. Если представлять старение как процесс неуклонного разрушения и распада, ведущего к потерям эмоциональных и интеллектуальных способностей, затруднениям в приспособляемости, приверженности к старому и привычному, полной утрате активности, снижению и замедлению реакции, то та­ким образом за этим периодом закрепляются ущербность и неполноценность, которые позволяют обществу рассматривать старость как болезнь. Вытекающий из этого негативный стереотип старения не подтвержден научно. Позиция дефицитарной модели уже потому является сомнительной, что эмпирические наблюдения и ста­тистические выводы, распространенные высказывания создали базис для обще­признанных стереотипов, но не для построения теории. В своей тривиальной форме дефицитарная модель определяет отношение общества к старому человеку, фор­мируя представление о том, что дряхлость, болезни, утрата социальной роли, не­домогания естественным образом являются признаками старости и, следовательно, не могут стать объектом терапевтических усилий. Такое представление упрощает сложность процессов старения. Эмпирическое изучение отношения к пожилым лю­дям редко дает адекватную картину. Недостатком здесь является смешение эмо­ционального отношения к ним и рационального суждения об их положении, т. е. знания. Опросы и исследования, проведенные в США и Швеции, показали, что молодое поколение не имеет ясного понимания жизни и проблем пожилых. Моло­дежь склонна драматизировать социальное положение пожилых в противовес их субъективному восприятию своих условий как удовлетворительных. Источниками стереоти­пов о старости считаются: отсутствие объек­тивной информации о жизни старших поколе­ний, страх перед старостью у молодых людей, социальные системы.

Одной из самых известных социальных тео­рий старения, которую можно отнести к дефи­цитарной, является теория отчуждения, ко­торая исходит из того, что для продолжения нормального функционирования и развития общества пожилые люди должны постепенно дистанцироваться от социальных систем и сни­жать свое взаимодействие с другими людьми. Такое освобождение от социальных ролей и отдаление от межличностных контактов предо­ставляет им возможность подготовиться к сле­дующему этапу — смерти.

Современные социально-геронтологические исследования, исходящие из одного общего и концептуального принципа, который гласит, что старение — естественный и психосоциаль­ный процесс, выходящий за пределы оценочных суждений, и должен быть освобожден от нега-

Э. Эриксон считал, что именно

в пожилом возрасте происходит

интеграция Эго

гпивных стереотипов, созданных человеком на протяжении многих веков. Передо­вая наука в значительной мере ориентирована на создание нового социального об­раза «торжествующей старости» и разрушение тех устойчивых предрассудков, связанных со старостью, которые являются следствием небрежной или некритич­ной интерпретации демографических и исторических сведений. Если принять за аксиому непрерывность развития и сохранение способности к изменению на всем протяжении жизни, то очевидно, что процесс старения представляет собой нарас­тание уникальности человека, зависимости от внешних обстоятельств и взаимо­действия множественности взаимосвязанных факторов его жизнедеятельности. Та­кое видение процесса старения подчеркивает возможность динамики в состоянии старых людей и несет позитивное, оптимистичное отношение к старости.

Активно разрабатываемая концепция так называемой -«торжествующей», или благополучной, старости противостоит теории отчуждения. Первая в своей осно­ве содержит теорию деятельности, или активности. В ней речь идет о создании в обществе и в самом человеке условий, которые обеспечили бы оптимальное тече­ние процесса старения и качества жизни в пожилом возрасте как естественного цикла жизни человека. Пожилые люди должны быть активными членами общест­ва, стараясь сохранять потребности и желания, стиль жизни и ценности, присущие им в течение прежних, средних лет жизни. Критиками этой теории отмечается, что большинство пожилых людей вряд ли сможет в силу разных причин поддержи­вать уровень своей жизнедеятельности неизменным. При сравнении этих теорий, негативизма одной и идеализма другой, представляются вполне реалистичными и оптимистичными предлагаемые М. Леве и Ш. Пеллетье социокультурные харак­теристики старости. Они считают, что старость — это слабость в отличие от силы молодости, но закон выживания сильного в постоянной борьбе отходит на второй план: у старика не отнимешь его «место под солнцем». Пожилые люди полностью располагают собой и своим досугом, у них меньше стрессов, меньше дел, отложен­ных «на потом». Престарелые перестают выполнять общественные функции, они становятся самими собой, приобретая самоидентичность. В старости постепенно приходит осознание качества вещей, их значимость в собственной жизни. В созна­нии старого человека прочно утверждается ценность сегодняшнего дня, остаются лишь непосредственно переживаемые моменты и заботы настоящего.

ВОЗ предлагает рассматривать старение человека как физиологический про­цесс, который определяет изменения, протекающие в течение всего жизненного цикла. Множество факторов (условия среды, заболевания и др.) влияет на ход «биологических часов», определяя различный ритм развертывания жизненных процессов. Хронологическая согласованность проявлений индивидуального раз­вития, в общем, снижается по мере удаления от начала онтогенеза и к началу инволюционных изменений измеряется пятилетиями, при этом индивидуальные различия в фазах старения могут достигать десятилетий. Стало аксиомой, что физические и психологические характеристики пожилых людей существенно раз­личаются по 5-летним периодам: 60-64 года, 65-69 лет, 70-74 года и т. д. Важно не смешивать все группы людей «третьего» возраста. Сопоставление биологического и хронологического возраста дает объективное представление о темпе старения, который может быть естественным, замедленным или преждевременным, а также о возможной продолжительности жизни. Г. П. Медведева считает, что в Россий­ской Федерации процесс старения протекает с существенными отклонениями от

нормы. По мнению главного геронтолога г. Москвы, доктора медицинских наук, профессора Л. Б. Лазебника, международные нормы, согласно которым старче­ским считается возраст от 75 до 89 лет, для России являются слишком оптимистич­ным показателем: в нашей стране старение и связанное с ним стойкое ограничение жизнедеятельности человека наступает, как правило, го- і------------------------------

раздо раньше. Люди пожилого возраста, являясь старыми Человек нуждается

ґ г г > v B ценностной системе

по своему физическому и психическому состоянию, с боль- отсчета, в философии

шими трудностями справляются с негативными послед- жизни... в соответствии

ствиями процесса старения. Тем не менее считается, что в с кот°рыми можно

r r жить и понимать жизнь,

настоящее время старые люди живут не только дольше, точно так же, как он

чем раньше, но они здоровее физически и психически, нуждается в солнечном

а также более работоспособны. Старение не обязательно свете, в кальции

,, „ „ и любви, способствует проявлению определенных заболевании. Со­циальной геронтологией предлагается такое определение ____________. аслоу

процесса старения человека: старение — сложный много­плановый и противоречивый процесс развития личности в инволюционном периоде, выражающийся в постепенно нарастающем снижении ее разнообразных возможно­стей и ухудшении ее социального функционирования.

Только биологическое и только социальное определение старения представля­ют собой суженый подход к процессу старения. Старение принято рассматривать как процесс, состоящий из трех компонентов:

1. Биологическое старение — возрастание уязвимости организма и возрастаю­щая вероятность смерти.

2. Социальное старение — изменение паттернов поведения, статуса, ролей.

3. Психологическое старение — выбор способа адаптации к процессам старения, новых стратегий преодоления трудностей.

Повышенная хрупкость к воздействию разного рода повреждающих факторов во многом кроется в структурах личности и ее опыте, приобретенном в различные периоды жизни до наступления старости. В формировании старости решающую роль играют стиль и образ жизни, который человек вел на протяжении жизни. Старый человек — это его история, это все люди, которые были в его жизни. На­стоящее старого человека нельзя понять без знания истории его жизни. Ни одна глобальная теория не может охватить все варианты взаимодействия между чело­веком и ситуацией в старости. С возрастом люди становятся все более разными.

Проблема старения личности разработана гораздо меньше, чем проблема пси­хического старения вообще, чем старения интеллекта, памяти, психомоторных ре­акций. Вопрос о том, стареет ли с возрастом личность подобно старению организ­ма, остается до настоящего времени дискуссионным. Преобладающей является точка зрения, согласно которой личность человека по мере его старения транс­формируется и регрессирует. Старение личности, как и старение организма, про­исходит по-разному в зависимости от ряда факторов, как биологических (консти­туциональный тип личности, темперамент, состояние физического здоровья), так и социально-психологических (образ жизни, семейно-бытовое положение, нали­чие творческой активности). На основе лонгитюдных исследований, проведенных в США, сделаны выводы, что в большой степени имеет место постоянство черт личности. Происходящие в старости изменения касаются снижения социальной

активности, мотива к достижению успеха и инициативности. Если изменения про­исходят, то скорее они вызваны тяжелыми переживаниями, утратами, ухудшени­ем здоровья. У пожилых и старых людей растет страх перед риском и стремление к безопасности. Зависит ли степень изменений от возраста или жизненной ситуа­ции — определить непросто. В старости у человека сильна тенденция к сохране­нию такого представления о себе, которое сформировалось в наиболее оптималь­ный период жизни.

Выявлена тесная связь между образом жизни и состоянием здоровья пожи­лых людей, связь между непосредственно старением и сохранением образа' жизни. Образ жизни в старости построен на привычных, повторяющихся действиях, ко­торые дают ощущение стабильности. Привычки проявляются в привязанности к определенным вещам и предметам, олицетворяющим возможность поддерживать сложившийся жизненный уклад.

Для людей, работающих с людьми старшего поколения, важно учитывать, что старые люди имеют разнообразный жизненный опыт — это их отличительная чер­та. Им приходилось преодолевать всевозможные трудности, принимать решения в различных ситуациях. Главное — ориентироваться на имеющиеся индивидуаль­ные возможности конкретной личности. У нас есть разнообразные представления о том, какими должны быть старички и старушки, как они должны себя вести, что им лучше делать или не делать. При взаимодействии с пожилыми людьми необхо­димо освободиться от этих представлений и обратить все свое внимание на то, что сам старый человек считает для себя важным. Оказание социальной под­держки и укрепление ощущения компетентного функционирования являются при­оритетными направлениями в работе с пожилыми людьми. Кроме этого, в работе со старыми людьми желательными и необходимыми для специалистов считаются такие качества, как:

1) подлинное, истинное уважение к старости;

2) положительный опыт жизни со стариками;

3) способность и желание научиться чему-то у стариков;

4) убеждение, что последние годы жизни могут быть очень насыщенными;

5) терпение;

6) знание их психологических и социальных особенностей;

7) способность противостоять стереотипам и мифам о стариках;

8) здоровые установки в отношении к собственной старости.

Н. Ф. Шахматов считает, что отношение к собственному старению — активный элемент психической жизни в старости. В оформлении этого чувства определя­ющими являются моменты осознания факта физических и психических возрастных изменений, признание естественности ощущений физического нездоровья. О сча­стливой старости правомерно говорить, когда имеется удовлетворенность этой новой жизнью, своей ролью в этой жизни. Это та форма психического старения, когда долгая жизнь приносит новые положительные эмоции, которых человек не знал в прошлом. Старик находит в своем новом положении явные преимущества по сравнению с ранними этапами жизни. Новая жизненная позиция отражает пе­ресмотр прошлых установок и выработку новых взглядов, основанием которых является созерцательная, самодостаточная установка. К этому времени выявляются

новые интересы, относящиеся к общим проблемам, гуманитарным наукам, обращен­ность к природе. Новая жизненная философия, являясь человеку на фоне возраст­ного снижения физических и психических сил, оказывается наиболее адекватной установкой для адаптации и реабилитации в окружающей обстановке. Подобный образ мыслей является старому человеку в форме личного і----------------------------

решения основных вопросов смысла существования, позна- Здоровые дети не бу-r, v J дут бояться жизни,

ния самого себя, сопровождается высокими положитель- если их старшИе обла-

ными эмоциями. Самоудовлетворение — важный момент дали достаточной це-

в благоприятной оценке своей жизни в старости. Важно, лостностью, чтобы не

,,. бояться смерти.

что подобная благоприятная форма психического старе-

, Э. Эриксон

ния формируется и утверждается на стадии поступатель- |___________________

ного движения деструктивных возрастных изменений, сле­довательно это может служить свидетельством высоких, чисто человеческих адап­тационных проявлений. Н. А. Коротчик считает, что наивысшим проявлением сущности старости в явлении христианской культуры является старчество, где старость не связана с биологическими проявлениями, а представляет высшую сте­пень духовного совершенства на пути к бессмертию и богоуподоблению. Святая старость — реализация подспудно заложенного в душе внутреннего неприятия, духовного иммунитета против физической старости и смерти.

Психологическая помощь подросткам Психологическое содержание подросткового периода

Подростковый возраст — один из самых сенситивных и критических периодов развития и становления человека как биологического вида и как личности. В этот период в организме человека и в его психике происходят революционные измене­ния. У большинства людей это время ассоциируется со стремлением к свободе, независимости, удовольствиям, переживанием выбора жизненного пути и пер­спективами. Но сам по себе это крайне сложный жизненный этап.

Период пубертата — это период полового созревания. С точки зрения онтоге­неза в это время происходит переход от детства к юности, сопровождающийся серьезнейшими биологическими изменениями в организме человека. Перемены в теле, связанные с гормональным дисбалансом в период полового созревания, тя­жело переживаются подростками. И телесные проблемы — одна из составляющих подросткового кризиса. Подростки чутко воспринимают несовершенство своего тела: угри, диспропорции конечностей, запаздывание формирования вторичных половых признаков, задержку формирования механизмов нервной регуляции и т. д. Подобные недостатки часто приводят к формированию дисморфофобии, т. е. стра­ху и раздражению против своей внешности. Крайним проявлением этой проблемы может быть подростковое аутоагрессивное или насильственное поведение, в осно­ве которого лежит гиперкомпенсация субъективно переживаемых телесных не­достатков. Основным биологическим содержанием пубертата является половое созревание и, как следствие этого, усиление полового влечения, с которым подро­сткам трудно справиться. Эта биологическая платформа является основой эмо­циональной неустойчивости и резкого усиления конфликтности в поведении, ха­рактерного для данного возрастного периода.

Психологическим содержанием подросткового периода (12-18 лет) является, по Э. Эриксону, кризис идентичности. Под идентичностью понимается определе­ние себя как личности, как индивидуальности. Ее кризис наступает после распада ---------------------------- детского Я, когда ребенок еще не отделяет себя от родите-

Психологическим со- Лей в психологическом и социальном плане. Собственно держанием подростко­вого периода (12- говоря, поиск идентичности имеет для этого периода наи-

18 лет) является, по более важное, самодовлеющее значение. Именно в про-

Э. Эриксону, кризис блемах этого поиска и сконцентрированы все причины

идентичности. ________ нарушений поведения подростков в этот период. Факто­ры окружающего мира имеют меньшее значение. В этом

возрасте человек начинает задаваться вопросами: «Кто я такой?» и «Что я могу?» Подросток начинает чувствовать, что в нем происходят некие изменения. Меняет­ся тело, поскольку именно в этом возрасте начинается новый этап физического созревания. Он перестает ощущать себя ребенком, у него появляется масса вопро­сов, на которые он пока не знает ответов, ему все больше и больше хочется при­влечь к себе внимание. Он становится очень чувствительным к мнениям и оцен­кам окружающих людей.

Как правило, подросток в этом возрасте идентифицирует себя с тем человеком, который является носителем наиболее привлекательной модели поведения. Че­ловек ищет того, кто мог бы стать его «зеркалом», через которое он проверял бы свои поступки. Он выбирает себе кумира, а остальных взрослых ставит в зави­симость от их отношения к своему выбору. Чаще всего «подростковый идеал» от­личается эпатажным поведением, опровергающим нормы морали «старшего» по­коления. Подросток делает из этого кумира «борца за справедливость». В этой ситуации больше всех страдают родители. В силу иных установок, сформирован­ных в юности, которые в среднем возрасте уже жестко закреплены в сознании, ро­дители противодействуют увлечению кумиром, резко негативно высказываются в его адрес, протестуют против манеры одеваться «в стиле идеала» и т. д., поэтому родителей подросток часто выдвигает на роль своих «врагов».

Когнитивное развитие подростков в этот период также претерпевает сущест­венные изменения. Меняется уровень мышления, человек уже способен мыслить на высоком уровне сложности, формируется абстрактно-логическое мышление. В подростковом возрасте дети чувствуют свои появившиеся интеллектуальные возможности. С этими новыми возможностями связаны такие явления, как поиск ошибок у взрослых (они начинают логически все прослеживать), выискивание редкой интересной информации, особенно если она противоречит общепринятым точкам зрения, и предъявление ее кому-либо из взрослых. В целом это можно оха­рактеризовать как проверку ранее выработанных решений и принятие новых, на­правленных на занятие собственной ниши в мире взрослых.

Тем не менее для подросткового мышления характерны определенные особен­ности, накладывающие серьезный отпечаток не только на интеллектуальную, но и на поведенческую сферу.

Во-первых, им свойственна склонность к крайним вариантам оценки фактов и событий — преувеличение или преуменьшение.

Во-вторых, подростки стремятся к глобализации мышления и делают реши­тельные и окончательные выводы из неполной, единичной информации.

И наконец, в-третьих, свои выводы они основывают на крайней степени мак­симализма, не различая нюансов. Для них существует только черное или белое. Это черно-белое мышление, максимализм являются яркой отличительной харак­теристикой подросткового возраста.

Подросток ищет и стремится занять свое место в мире взрослых, как-то обо­значить его и добиться признания своих прав на него. Зачастую он преодолевает сильнейшее сопротивление взрослых, которые (часто бессознательно) не хотят появления в своем мире конкурентов. Для подростка это его первый опыт, по­скольку раньше, будучи ребенком, он был лишен права такого выбора. Он начина­ет создавать свой мир и не хочет, чтобы в него вторгались без его разрешения. Подростку хочется доказать свою независимость и самостоятельность, доказать, что он уже не ребенок. Начинается поиск личностной автономии и глубоких ин­тимных отношений. Человек стремится к признанию права на существование соб­ственных мыслей, чувств, идей.

Межличностные проблемы подростков как раз и базируются на поиске глубо­ких интимных отношений с другим человеком, часто вообще лишенных сексуаль­ной подоплеки. Противоречивость этой ситуации заключается в том, что, «сражаясь» против взрослых, он выделяет среди них некоторых, поднимает их на пьедестал и чтит их больше всех, беспрекословно выполняя все, что скажет «учитель». Ему нужен такой человек, который объяснил бы ему его же собственные изменения и окружающий мир. Авторитетный взрослый появляется даже при хороших взаи­моотношениях с родителями, так как для подростка важно, что он не видел, не знал его маленьким, они встретились только сейчас. Роли авторитетного взросло­го и кумира совпадают крайне редко, так как носят разные функции. Кумир — это идеал, часто недостижимый, к которому нужно стремиться, на которого перено­сятся нереализованные и недифференцированные сексуальные потребности, ко­торый выступает в качестве образца для подражания. Авторитетный взрослый выполняет объясняющую, энциклопедическую функцию.

Многие подростки панически боятся одиночества. Для них очень важно обще­ние, особенно со сверстниками, важно быть принятыми в группу сверстников. Идентификация себя со сверстниками является частью поиска идентичности и способом эмансипации от родителей. Это период романтической любви, в основе которой лежит не сексуальное удовлетворение, а переживание опыта близких, ин­тимных отношений с другим человеком, с представителем противоположного по­ла. Очень часто именно в подростковых группах идет опробование себя в разных ситуациях и разных областях деятельности. В этих группах подростки имеют воз­можность применить определенный «ролевой мораторий» для общества: они име­ют возможность долгое время не определяться в ролевом статусе для всего обще­ства, а пробовать различные роли, по большей части — криминального характера (хулиганство, шалости, воровство, совместные заработки и т. д.).

Подростковый кризис — это кризис перехода в новую возрастную страту, ко­торый ведет к сильным культурным изменениям в окружении человека. Меняется даже тип ведущей деятельности — на смену учебной приходит трудовая. В архаи­ческих культурах этот кризис характеризовался меньшим расхождением между наступлением физической и социальной зрелости, а также находил конструктив­ное разрешение в системе инициации, практически уничтоженной с развитием

западной цивилизации. Этот парадокс отмечал И. И. Мечников. По его мнению, это привело к тому, что подростковый кризис не находит своего полноценного разрешения и весь подростковый возраст оказывается нестабильным временем. И действительно, в архаических культурах первая часть «подросткового» возрас­та — это подготовка к инициации, наполненная тяжелой духовной и физической работой. Сам процесс инициации, который может по времени растянуться на не­сколько лет, по своей специфике способствует процессу идентификации с груп­пой и формированию собственной идентичности, поэтому при вступлении во взрос­лое сообщество его новый член уже знает отведенное ему место, свои права и обязанности, а также круг людей, с которыми ему предстоит жить. Борьба за «ме­сто под солнцем» с другими взрослыми в этом случае нехарактерна, так как во взрослую жизнь подросток вступает не один, а вместе с другими подростками, ко­торых он уже хорошо изучил за время инициации. Кроме того, он приходит на за­ранее отведенное ему место.

Формирование противоправного поведения в подростковом возрасте

Формирование противоправного поведения в 12-16 лет — крайнее проявление многочисленных подростковых комплексов и компенсаторных реакций, направ­ленных на их преодоление. Суть этих комплексов — специфические подростковые поведенческие реакции па воздействие окружающей среды.

Одна из наиболее ярко выраженных реакций подростков — это реакция эман­сипации, т. е. стремление высвободиться из-под опеки взрослых. Она может рас­пространяться на установленные в обществе, т. е. взрослыми, правила и нормы. Из­вестными проявлениями подобной реакции являются бродяжничество и побеги из дома. У большинства подростков, содержащихся в местах лишения свободы за различные преступления, побеги из дому были первым этапом становления «пре­ступника».

Подросткам свойственно почти инстинктивное группирование со сверстника­ми. Многие подростковые группы жестко структурированы, в них есть лидер, его приближенные, «бойцы» и «оппозиция». Такие группы обладают «своей террито­рией», которую «защищают» от вторжения сверстников из других групп. Другой тип групп — так называемые «тусовки», которые отличаются более размытой струк­турой и отсутствием постоянного лидера. Надо сказать, что в закрытых учреж­дениях реакция группирования у подростков проявляется особо сильно: создают­ся «землячества» (объединения по этнотерриториальному принципу) и «семьи» (объединения по принципу «нравится — не нравится»). Подавляющее большин­ство правонарушений совершается именно в группе. Реакция группирования — главный регулятор поведения несовершеннолетних преступников, поэтому и со­вершаемые ими преступления по преимуществу являются групповыми.

Менее опасный с точки зрения правовых отношений характер носят реакции увлечения, или хобби-реакции, подростков. Хобби не связано со сферой инстинк­тов или безусловных рефлексов, но в отличие от интересов и наклонностей носит более эмоциональный характер. Увлечения являются личностно значимыми для подростков, поэтому они могут служить ключом для установления контакта с ним. Отсутствие же увлечений у подростков является тревожным симптомом.

Суды для несовершеннолетних

Большую опасность представляют реакции, обусловленные повышенным сек­суальным влечением. В первую очередь это непосредственные проявления сек­суальной активности — мастурбация, ранние и беспорядочные половые связи, транзиторный (проходящий) подростковый гомосексуализм. Подобное развитие сексуальных отношений, а особенно их закрепление в сознании, приводит к на­растанию дезадаптации и формированию устойчивого стереотипа поведения, от­рицающего нравственные и юридические нормы общества.

Исследования последнего десятилетия показали, что одной из важных причин формирования делинквентного поведения у подростков является страх перед бу­дущим. Совершение правонарушения становится попыткой преодолеть этот страх в той ситуации, когда ребенок не видит возможности рационального разрешения предполагаемых трудностей в будущем.

Большую роль в формировании противоправного поведения у подростков игра­ют особенности воспитания в семье. Например, гиперопека со стороны родителей приводит к формированию подчиненности и отсутствию критичности по отноше­нию к взрослым. Такие подростки сами редко идут на преступление, а оказываются втянутыми в него взрослыми преступниками. Вседозволенность формирует такие черты характера как эгоизм, претенциозность, нежелание считаться с мнениями, чувствами и правами других людей. Часто такие подростки даже не дают себе от­чета в том, что они совершили преступление. Эмоциональное отвержение со сто­роны близких людей приводит к тому, что подросток становится эмоционально неустойчивым, импульсивным. Он способен совершить самые тяжелые преступ­ления для того, чтобы добиться признания со стороны значимых для него лиц.

Ряд психологов и психоаналитиков считают, что подростковые суициды и пра­вонарушения — это явления одного порядка. Правонарушенияэто поведение суицидального характера, соединяющее в себе уход от реальности с поисками лег­кой жизни и желанием спровоцировать окружающих. От совершенных преступле­ний подростки получают почти сексуальное удовлетворение, которое позволяет забыть страх перед будущим.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: