В последнее десятилетие большое значение придается изучению проблем старения и старости. Связано это не только с демографическими и культурно-историческими изменениями, происходящими во всем мире. Значительное увеличение доли пожилых и старых людей в общей структуре населения влияет на многие сферы жизнедеятельности, затрагивая области политики, экономики, медицины,
общественно-социальных институтов. Старение населения і---------------------------
большинства стран, России в том числе, ставит вопросы и Жить ~~ значит разви-поднимает новые проблемы перед наукой и практикой,
стимулируя их развитие на уровне всего общества и на |____________ '. ______
уровне каждой конкретной личности. Пристальное и постоянное внимание к проблемам стареющих людей в нашей стране помогает увидеть их актуальность и злободневность, а также понять, что старость и старение являются неизбежной и неотъемлемой частью окружающей действительности.
Одна из особенностей сложившейся у нас в стране ситуации состоит в том, что «вхождение в старость» происходит на фоне снижения уровня жизни многих людей. Очень часто это влечет за собой не только бедность и экономическую зависимость, но и чрезмерное ухудшение здоровья, усугубляя тем самым социальную изолированность, психическое и психологическое неблагополучие. Несомненно, что пожилые и старые люди попадают в группу высокого риска, становятся очень зависимыми от медико-социальных и экономических услуг и особенно нуждаются в психологической поддержке.
Одним из элементов социальной политики, активно развивающихся в современной России, является социальная работа с пожилыми людьми. Для того чтобы научиться оказывать эффективную и квалифицированную помощь старым людям, необходим индивидуализированный подход к каждому. Это означает, что знание психологических особенностей пожилых, их потребностей и возможностей приобретает решающее значение для специалистов, результат деятельности которых во многом зависит от успешного взаимодействия со старыми людьми.
Среди мер, предлагаемых в области социальной работы именно с людьми пожилого и старого возраста, по мнению А. А. Козлова, было бы полезно придерживаться существующей концепции «селективной оптимизации жизнедеятельности пожилых людей с компенсацией социальных амортизаторов». Она исходит из необходимости различать нормальный, патологический и оптимальный процесс старения. Иметь в виду межличностное разнообразие (гетерогенность) пожилого населе-
ния. Учитывать гибкость в подходах к потенциальным резервным способностям пожилых лю-* дей. Считаться с возрастными ограничениями в развитии резервных способностей пожилых людей. Принимать во внимание обогащающие теорию и практику, а также компенсирующие возрастные ограничения возможности личных и общественных знаний, включая область новейших технологий. Учитывать негативные возрастные изменения в соотношении парадигмы «обретений и утрат». Принимать во внимание пластичность или гибкость психики пожилого человека. При такой организации социальной работы с пожилыми людьми практическая деятельность складывается из трех основополагаю-Сократ считал старость лучшим щИХ элементов. Во-первых, из селекции (или временем человеческой жизни отбора)і подразумевающей поиск основных или стратегически важных составных элементов жизнедеятельности пожилого человека, которые были утрачены с возрастом. Речь идет о том, чтобы индивидуальные запросы были приведены в соответствие с реальной действительностью, что позволило бы индивиду испытывать чувство удовлетворения и контролировать свою повседневную жизнь. Во-вторых, из оптимизации, которая заключается в том, что пожилой человек при содействии квалифицированного специалиста по социальной работе находит для себя новые резервные возможности, оптимизирует свою жизнь как в количественном, так и в качественном отношении. В-третьих, из компенсации, состоящей в создании дополнительных источников, компенсирующих возрастную ограниченность в адаптивном процессе, в использовании новых современных мнемонических техник и технологий, улучшающих память, компенсирующих потерю слуха и т. д.
В современной науке сосуществуют различные точки зрения на старость и сопутствующие ей процессы и явления. «Многоплановость процесса старения не позволила до настоящего времени создать единую всеобъемлющую теорию, которая была бы способна научно обоснованно представить все аспекты этого процесса во всем объеме», — пишут К. П. Кискер, Г. Фрайбергер, Г. К. Розе и др., авторы руководства по психиатрии, психосоматике и психотерапии. Самые многочисленные биологические теории анализируют всевозможные возрастные изменения на уровнях генетически запрограммированного старения отдельных клеток, групп клеток, имеющих отношение к отдельным органам. В теориях, изучающих изменения на клеточном уровне, процесс старения самих клеток считается определяющим. Такие «одномерные» взгляды учитывают только естественно-биологические законы старения и не придают серьезного значения постоянному взаимодействию генетического потенциала с факторами окружающей среды. Теории «непро-граммированного» старения обращены к исследованию процесса изменений, происходящих на уровне отдельных органов. Разного рода случайные нарушения в обмене веществ или в структуре ДНК, например, рассматриваются как процессы, ответственные за старение и окончание жизни. Объяснения процессов старения в рамках биологических подходов позволяют не только расширить представления
о сложности старения человеческого организма, но и помогают формировать социальную политику по отношению к старикам.
Дефицитарная модель. Если представлять старение как процесс неуклонного разрушения и распада, ведущего к потерям эмоциональных и интеллектуальных способностей, затруднениям в приспособляемости, приверженности к старому и привычному, полной утрате активности, снижению и замедлению реакции, то таким образом за этим периодом закрепляются ущербность и неполноценность, которые позволяют обществу рассматривать старость как болезнь. Вытекающий из этого негативный стереотип старения не подтвержден научно. Позиция дефицитарной модели уже потому является сомнительной, что эмпирические наблюдения и статистические выводы, распространенные высказывания создали базис для общепризнанных стереотипов, но не для построения теории. В своей тривиальной форме дефицитарная модель определяет отношение общества к старому человеку, формируя представление о том, что дряхлость, болезни, утрата социальной роли, недомогания естественным образом являются признаками старости и, следовательно, не могут стать объектом терапевтических усилий. Такое представление упрощает сложность процессов старения. Эмпирическое изучение отношения к пожилым людям редко дает адекватную картину. Недостатком здесь является смешение эмоционального отношения к ним и рационального суждения об их положении, т. е. знания. Опросы и исследования, проведенные в США и Швеции, показали, что молодое поколение не имеет ясного понимания жизни и проблем пожилых. Молодежь склонна драматизировать социальное положение пожилых в противовес их субъективному восприятию своих условий как удовлетворительных. Источниками стереотипов о старости считаются: отсутствие объективной информации о жизни старших поколений, страх перед старостью у молодых людей, социальные системы.
Одной из самых известных социальных теорий старения, которую можно отнести к дефицитарной, является теория отчуждения, которая исходит из того, что для продолжения нормального функционирования и развития общества пожилые люди должны постепенно дистанцироваться от социальных систем и снижать свое взаимодействие с другими людьми. Такое освобождение от социальных ролей и отдаление от межличностных контактов предоставляет им возможность подготовиться к следующему этапу — смерти.
Современные социально-геронтологические исследования, исходящие из одного общего и концептуального принципа, который гласит, что старение — естественный и психосоциальный процесс, выходящий за пределы оценочных суждений, и должен быть освобожден от нега-
Э. Эриксон считал, что именно
в пожилом возрасте происходит
интеграция Эго
гпивных стереотипов, созданных человеком на протяжении многих веков. Передовая наука в значительной мере ориентирована на создание нового социального образа «торжествующей старости» и разрушение тех устойчивых предрассудков, связанных со старостью, которые являются следствием небрежной или некритичной интерпретации демографических и исторических сведений. Если принять за аксиому непрерывность развития и сохранение способности к изменению на всем протяжении жизни, то очевидно, что процесс старения представляет собой нарастание уникальности человека, зависимости от внешних обстоятельств и взаимодействия множественности взаимосвязанных факторов его жизнедеятельности. Такое видение процесса старения подчеркивает возможность динамики в состоянии старых людей и несет позитивное, оптимистичное отношение к старости.
Активно разрабатываемая концепция так называемой -«торжествующей», или благополучной, старости противостоит теории отчуждения. Первая в своей основе содержит теорию деятельности, или активности. В ней речь идет о создании в обществе и в самом человеке условий, которые обеспечили бы оптимальное течение процесса старения и качества жизни в пожилом возрасте как естественного цикла жизни человека. Пожилые люди должны быть активными членами общества, стараясь сохранять потребности и желания, стиль жизни и ценности, присущие им в течение прежних, средних лет жизни. Критиками этой теории отмечается, что большинство пожилых людей вряд ли сможет в силу разных причин поддерживать уровень своей жизнедеятельности неизменным. При сравнении этих теорий, негативизма одной и идеализма другой, представляются вполне реалистичными и оптимистичными предлагаемые М. Леве и Ш. Пеллетье социокультурные характеристики старости. Они считают, что старость — это слабость в отличие от силы молодости, но закон выживания сильного в постоянной борьбе отходит на второй план: у старика не отнимешь его «место под солнцем». Пожилые люди полностью располагают собой и своим досугом, у них меньше стрессов, меньше дел, отложенных «на потом». Престарелые перестают выполнять общественные функции, они становятся самими собой, приобретая самоидентичность. В старости постепенно приходит осознание качества вещей, их значимость в собственной жизни. В сознании старого человека прочно утверждается ценность сегодняшнего дня, остаются лишь непосредственно переживаемые моменты и заботы настоящего.
ВОЗ предлагает рассматривать старение человека как физиологический процесс, который определяет изменения, протекающие в течение всего жизненного цикла. Множество факторов (условия среды, заболевания и др.) влияет на ход «биологических часов», определяя различный ритм развертывания жизненных процессов. Хронологическая согласованность проявлений индивидуального развития, в общем, снижается по мере удаления от начала онтогенеза и к началу инволюционных изменений измеряется пятилетиями, при этом индивидуальные различия в фазах старения могут достигать десятилетий. Стало аксиомой, что физические и психологические характеристики пожилых людей существенно различаются по 5-летним периодам: 60-64 года, 65-69 лет, 70-74 года и т. д. Важно не смешивать все группы людей «третьего» возраста. Сопоставление биологического и хронологического возраста дает объективное представление о темпе старения, который может быть естественным, замедленным или преждевременным, а также о возможной продолжительности жизни. Г. П. Медведева считает, что в Российской Федерации процесс старения протекает с существенными отклонениями от
нормы. По мнению главного геронтолога г. Москвы, доктора медицинских наук, профессора Л. Б. Лазебника, международные нормы, согласно которым старческим считается возраст от 75 до 89 лет, для России являются слишком оптимистичным показателем: в нашей стране старение и связанное с ним стойкое ограничение жизнедеятельности человека наступает, как правило, го- і------------------------------
раздо раньше. Люди пожилого возраста, являясь старыми Человек нуждается
ґ г г > v B ценностной системе
по своему физическому и психическому состоянию, с боль- отсчета, в философии
шими трудностями справляются с негативными послед- жизни... в соответствии
ствиями процесса старения. Тем не менее считается, что в с кот°рыми можно
r r жить и понимать жизнь,
настоящее время старые люди живут не только дольше, точно так же, как он
чем раньше, но они здоровее физически и психически, нуждается в солнечном
а также более работоспособны. Старение не обязательно свете, в кальции
,, „ „ и любви, способствует проявлению определенных заболевании. Социальной геронтологией предлагается такое определение ____________. аслоу
процесса старения человека: старение — сложный многоплановый и противоречивый процесс развития личности в инволюционном периоде, выражающийся в постепенно нарастающем снижении ее разнообразных возможностей и ухудшении ее социального функционирования.
Только биологическое и только социальное определение старения представляют собой суженый подход к процессу старения. Старение принято рассматривать как процесс, состоящий из трех компонентов:
1. Биологическое старение — возрастание уязвимости организма и возрастающая вероятность смерти.
2. Социальное старение — изменение паттернов поведения, статуса, ролей.
3. Психологическое старение — выбор способа адаптации к процессам старения, новых стратегий преодоления трудностей.
Повышенная хрупкость к воздействию разного рода повреждающих факторов во многом кроется в структурах личности и ее опыте, приобретенном в различные периоды жизни до наступления старости. В формировании старости решающую роль играют стиль и образ жизни, который человек вел на протяжении жизни. Старый человек — это его история, это все люди, которые были в его жизни. Настоящее старого человека нельзя понять без знания истории его жизни. Ни одна глобальная теория не может охватить все варианты взаимодействия между человеком и ситуацией в старости. С возрастом люди становятся все более разными.
Проблема старения личности разработана гораздо меньше, чем проблема психического старения вообще, чем старения интеллекта, памяти, психомоторных реакций. Вопрос о том, стареет ли с возрастом личность подобно старению организма, остается до настоящего времени дискуссионным. Преобладающей является точка зрения, согласно которой личность человека по мере его старения трансформируется и регрессирует. Старение личности, как и старение организма, происходит по-разному в зависимости от ряда факторов, как биологических (конституциональный тип личности, темперамент, состояние физического здоровья), так и социально-психологических (образ жизни, семейно-бытовое положение, наличие творческой активности). На основе лонгитюдных исследований, проведенных в США, сделаны выводы, что в большой степени имеет место постоянство черт личности. Происходящие в старости изменения касаются снижения социальной
активности, мотива к достижению успеха и инициативности. Если изменения происходят, то скорее они вызваны тяжелыми переживаниями, утратами, ухудшением здоровья. У пожилых и старых людей растет страх перед риском и стремление к безопасности. Зависит ли степень изменений от возраста или жизненной ситуации — определить непросто. В старости у человека сильна тенденция к сохранению такого представления о себе, которое сформировалось в наиболее оптимальный период жизни.
Выявлена тесная связь между образом жизни и состоянием здоровья пожилых людей, связь между непосредственно старением и сохранением образа' жизни. Образ жизни в старости построен на привычных, повторяющихся действиях, которые дают ощущение стабильности. Привычки проявляются в привязанности к определенным вещам и предметам, олицетворяющим возможность поддерживать сложившийся жизненный уклад.
Для людей, работающих с людьми старшего поколения, важно учитывать, что старые люди имеют разнообразный жизненный опыт — это их отличительная черта. Им приходилось преодолевать всевозможные трудности, принимать решения в различных ситуациях. Главное — ориентироваться на имеющиеся индивидуальные возможности конкретной личности. У нас есть разнообразные представления о том, какими должны быть старички и старушки, как они должны себя вести, что им лучше делать или не делать. При взаимодействии с пожилыми людьми необходимо освободиться от этих представлений и обратить все свое внимание на то, что сам старый человек считает для себя важным. Оказание социальной поддержки и укрепление ощущения компетентного функционирования являются приоритетными направлениями в работе с пожилыми людьми. Кроме этого, в работе со старыми людьми желательными и необходимыми для специалистов считаются такие качества, как:
1) подлинное, истинное уважение к старости;
2) положительный опыт жизни со стариками;
3) способность и желание научиться чему-то у стариков;
4) убеждение, что последние годы жизни могут быть очень насыщенными;
5) терпение;
6) знание их психологических и социальных особенностей;
7) способность противостоять стереотипам и мифам о стариках;
8) здоровые установки в отношении к собственной старости.
Н. Ф. Шахматов считает, что отношение к собственному старению — активный элемент психической жизни в старости. В оформлении этого чувства определяющими являются моменты осознания факта физических и психических возрастных изменений, признание естественности ощущений физического нездоровья. О счастливой старости правомерно говорить, когда имеется удовлетворенность этой новой жизнью, своей ролью в этой жизни. Это та форма психического старения, когда долгая жизнь приносит новые положительные эмоции, которых человек не знал в прошлом. Старик находит в своем новом положении явные преимущества по сравнению с ранними этапами жизни. Новая жизненная позиция отражает пересмотр прошлых установок и выработку новых взглядов, основанием которых является созерцательная, самодостаточная установка. К этому времени выявляются
новые интересы, относящиеся к общим проблемам, гуманитарным наукам, обращенность к природе. Новая жизненная философия, являясь человеку на фоне возрастного снижения физических и психических сил, оказывается наиболее адекватной установкой для адаптации и реабилитации в окружающей обстановке. Подобный образ мыслей является старому человеку в форме личного і----------------------------
решения основных вопросов смысла существования, позна- Здоровые дети не бу-r, v J дут бояться жизни,
ния самого себя, сопровождается высокими положитель- если их старшИе обла-
ными эмоциями. Самоудовлетворение — важный момент дали достаточной це-
в благоприятной оценке своей жизни в старости. Важно, лостностью, чтобы не
,,. бояться смерти.
что подобная благоприятная форма психического старе-
, Э. Эриксон
ния формируется и утверждается на стадии поступатель- |___________________
ного движения деструктивных возрастных изменений, следовательно это может служить свидетельством высоких, чисто человеческих адаптационных проявлений. Н. А. Коротчик считает, что наивысшим проявлением сущности старости в явлении христианской культуры является старчество, где старость не связана с биологическими проявлениями, а представляет высшую степень духовного совершенства на пути к бессмертию и богоуподоблению. Святая старость — реализация подспудно заложенного в душе внутреннего неприятия, духовного иммунитета против физической старости и смерти.
Психологическая помощь подросткам Психологическое содержание подросткового периода
Подростковый возраст — один из самых сенситивных и критических периодов развития и становления человека как биологического вида и как личности. В этот период в организме человека и в его психике происходят революционные изменения. У большинства людей это время ассоциируется со стремлением к свободе, независимости, удовольствиям, переживанием выбора жизненного пути и перспективами. Но сам по себе это крайне сложный жизненный этап.
Период пубертата — это период полового созревания. С точки зрения онтогенеза в это время происходит переход от детства к юности, сопровождающийся серьезнейшими биологическими изменениями в организме человека. Перемены в теле, связанные с гормональным дисбалансом в период полового созревания, тяжело переживаются подростками. И телесные проблемы — одна из составляющих подросткового кризиса. Подростки чутко воспринимают несовершенство своего тела: угри, диспропорции конечностей, запаздывание формирования вторичных половых признаков, задержку формирования механизмов нервной регуляции и т. д. Подобные недостатки часто приводят к формированию дисморфофобии, т. е. страху и раздражению против своей внешности. Крайним проявлением этой проблемы может быть подростковое аутоагрессивное или насильственное поведение, в основе которого лежит гиперкомпенсация субъективно переживаемых телесных недостатков. Основным биологическим содержанием пубертата является половое созревание и, как следствие этого, усиление полового влечения, с которым подросткам трудно справиться. Эта биологическая платформа является основой эмоциональной неустойчивости и резкого усиления конфликтности в поведении, характерного для данного возрастного периода.
Психологическим содержанием подросткового периода (12-18 лет) является, по Э. Эриксону, кризис идентичности. Под идентичностью понимается определение себя как личности, как индивидуальности. Ее кризис наступает после распада ---------------------------- детского Я, когда ребенок еще не отделяет себя от родите-
Психологическим со- Лей в психологическом и социальном плане. Собственно держанием подросткового периода (12- говоря, поиск идентичности имеет для этого периода наи-
18 лет) является, по более важное, самодовлеющее значение. Именно в про-
Э. Эриксону, кризис блемах этого поиска и сконцентрированы все причины
идентичности. ________ нарушений поведения подростков в этот период. Факторы окружающего мира имеют меньшее значение. В этом
возрасте человек начинает задаваться вопросами: «Кто я такой?» и «Что я могу?» Подросток начинает чувствовать, что в нем происходят некие изменения. Меняется тело, поскольку именно в этом возрасте начинается новый этап физического созревания. Он перестает ощущать себя ребенком, у него появляется масса вопросов, на которые он пока не знает ответов, ему все больше и больше хочется привлечь к себе внимание. Он становится очень чувствительным к мнениям и оценкам окружающих людей.
Как правило, подросток в этом возрасте идентифицирует себя с тем человеком, который является носителем наиболее привлекательной модели поведения. Человек ищет того, кто мог бы стать его «зеркалом», через которое он проверял бы свои поступки. Он выбирает себе кумира, а остальных взрослых ставит в зависимость от их отношения к своему выбору. Чаще всего «подростковый идеал» отличается эпатажным поведением, опровергающим нормы морали «старшего» поколения. Подросток делает из этого кумира «борца за справедливость». В этой ситуации больше всех страдают родители. В силу иных установок, сформированных в юности, которые в среднем возрасте уже жестко закреплены в сознании, родители противодействуют увлечению кумиром, резко негативно высказываются в его адрес, протестуют против манеры одеваться «в стиле идеала» и т. д., поэтому родителей подросток часто выдвигает на роль своих «врагов».
Когнитивное развитие подростков в этот период также претерпевает существенные изменения. Меняется уровень мышления, человек уже способен мыслить на высоком уровне сложности, формируется абстрактно-логическое мышление. В подростковом возрасте дети чувствуют свои появившиеся интеллектуальные возможности. С этими новыми возможностями связаны такие явления, как поиск ошибок у взрослых (они начинают логически все прослеживать), выискивание редкой интересной информации, особенно если она противоречит общепринятым точкам зрения, и предъявление ее кому-либо из взрослых. В целом это можно охарактеризовать как проверку ранее выработанных решений и принятие новых, направленных на занятие собственной ниши в мире взрослых.
Тем не менее для подросткового мышления характерны определенные особенности, накладывающие серьезный отпечаток не только на интеллектуальную, но и на поведенческую сферу.
Во-первых, им свойственна склонность к крайним вариантам оценки фактов и событий — преувеличение или преуменьшение.
Во-вторых, подростки стремятся к глобализации мышления и делают решительные и окончательные выводы из неполной, единичной информации.
И наконец, в-третьих, свои выводы они основывают на крайней степени максимализма, не различая нюансов. Для них существует только черное или белое. Это черно-белое мышление, максимализм являются яркой отличительной характеристикой подросткового возраста.
Подросток ищет и стремится занять свое место в мире взрослых, как-то обозначить его и добиться признания своих прав на него. Зачастую он преодолевает сильнейшее сопротивление взрослых, которые (часто бессознательно) не хотят появления в своем мире конкурентов. Для подростка это его первый опыт, поскольку раньше, будучи ребенком, он был лишен права такого выбора. Он начинает создавать свой мир и не хочет, чтобы в него вторгались без его разрешения. Подростку хочется доказать свою независимость и самостоятельность, доказать, что он уже не ребенок. Начинается поиск личностной автономии и глубоких интимных отношений. Человек стремится к признанию права на существование собственных мыслей, чувств, идей.
Межличностные проблемы подростков как раз и базируются на поиске глубоких интимных отношений с другим человеком, часто вообще лишенных сексуальной подоплеки. Противоречивость этой ситуации заключается в том, что, «сражаясь» против взрослых, он выделяет среди них некоторых, поднимает их на пьедестал и чтит их больше всех, беспрекословно выполняя все, что скажет «учитель». Ему нужен такой человек, который объяснил бы ему его же собственные изменения и окружающий мир. Авторитетный взрослый появляется даже при хороших взаимоотношениях с родителями, так как для подростка важно, что он не видел, не знал его маленьким, они встретились только сейчас. Роли авторитетного взрослого и кумира совпадают крайне редко, так как носят разные функции. Кумир — это идеал, часто недостижимый, к которому нужно стремиться, на которого переносятся нереализованные и недифференцированные сексуальные потребности, который выступает в качестве образца для подражания. Авторитетный взрослый выполняет объясняющую, энциклопедическую функцию.
Многие подростки панически боятся одиночества. Для них очень важно общение, особенно со сверстниками, важно быть принятыми в группу сверстников. Идентификация себя со сверстниками является частью поиска идентичности и способом эмансипации от родителей. Это период романтической любви, в основе которой лежит не сексуальное удовлетворение, а переживание опыта близких, интимных отношений с другим человеком, с представителем противоположного пола. Очень часто именно в подростковых группах идет опробование себя в разных ситуациях и разных областях деятельности. В этих группах подростки имеют возможность применить определенный «ролевой мораторий» для общества: они имеют возможность долгое время не определяться в ролевом статусе для всего общества, а пробовать различные роли, по большей части — криминального характера (хулиганство, шалости, воровство, совместные заработки и т. д.).
Подростковый кризис — это кризис перехода в новую возрастную страту, который ведет к сильным культурным изменениям в окружении человека. Меняется даже тип ведущей деятельности — на смену учебной приходит трудовая. В архаических культурах этот кризис характеризовался меньшим расхождением между наступлением физической и социальной зрелости, а также находил конструктивное разрешение в системе инициации, практически уничтоженной с развитием
западной цивилизации. Этот парадокс отмечал И. И. Мечников. По его мнению, это привело к тому, что подростковый кризис не находит своего полноценного разрешения и весь подростковый возраст оказывается нестабильным временем. И действительно, в архаических культурах первая часть «подросткового» возраста — это подготовка к инициации, наполненная тяжелой духовной и физической работой. Сам процесс инициации, который может по времени растянуться на несколько лет, по своей специфике способствует процессу идентификации с группой и формированию собственной идентичности, поэтому при вступлении во взрослое сообщество его новый член уже знает отведенное ему место, свои права и обязанности, а также круг людей, с которыми ему предстоит жить. Борьба за «место под солнцем» с другими взрослыми в этом случае нехарактерна, так как во взрослую жизнь подросток вступает не один, а вместе с другими подростками, которых он уже хорошо изучил за время инициации. Кроме того, он приходит на заранее отведенное ему место.
Формирование противоправного поведения в подростковом возрасте
Формирование противоправного поведения в 12-16 лет — крайнее проявление многочисленных подростковых комплексов и компенсаторных реакций, направленных на их преодоление. Суть этих комплексов — специфические подростковые поведенческие реакции па воздействие окружающей среды.
Одна из наиболее ярко выраженных реакций подростков — это реакция эмансипации, т. е. стремление высвободиться из-под опеки взрослых. Она может распространяться на установленные в обществе, т. е. взрослыми, правила и нормы. Известными проявлениями подобной реакции являются бродяжничество и побеги из дома. У большинства подростков, содержащихся в местах лишения свободы за различные преступления, побеги из дому были первым этапом становления «преступника».
Подросткам свойственно почти инстинктивное группирование со сверстниками. Многие подростковые группы жестко структурированы, в них есть лидер, его приближенные, «бойцы» и «оппозиция». Такие группы обладают «своей территорией», которую «защищают» от вторжения сверстников из других групп. Другой тип групп — так называемые «тусовки», которые отличаются более размытой структурой и отсутствием постоянного лидера. Надо сказать, что в закрытых учреждениях реакция группирования у подростков проявляется особо сильно: создаются «землячества» (объединения по этнотерриториальному принципу) и «семьи» (объединения по принципу «нравится — не нравится»). Подавляющее большинство правонарушений совершается именно в группе. Реакция группирования — главный регулятор поведения несовершеннолетних преступников, поэтому и совершаемые ими преступления по преимуществу являются групповыми.
Менее опасный с точки зрения правовых отношений характер носят реакции увлечения, или хобби-реакции, подростков. Хобби не связано со сферой инстинктов или безусловных рефлексов, но в отличие от интересов и наклонностей носит более эмоциональный характер. Увлечения являются личностно значимыми для подростков, поэтому они могут служить ключом для установления контакта с ним. Отсутствие же увлечений у подростков является тревожным симптомом.
Суды для несовершеннолетних
Большую опасность представляют реакции, обусловленные повышенным сексуальным влечением. В первую очередь это непосредственные проявления сексуальной активности — мастурбация, ранние и беспорядочные половые связи, транзиторный (проходящий) подростковый гомосексуализм. Подобное развитие сексуальных отношений, а особенно их закрепление в сознании, приводит к нарастанию дезадаптации и формированию устойчивого стереотипа поведения, отрицающего нравственные и юридические нормы общества.
Исследования последнего десятилетия показали, что одной из важных причин формирования делинквентного поведения у подростков является страх перед будущим. Совершение правонарушения становится попыткой преодолеть этот страх в той ситуации, когда ребенок не видит возможности рационального разрешения предполагаемых трудностей в будущем.
Большую роль в формировании противоправного поведения у подростков играют особенности воспитания в семье. Например, гиперопека со стороны родителей приводит к формированию подчиненности и отсутствию критичности по отношению к взрослым. Такие подростки сами редко идут на преступление, а оказываются втянутыми в него взрослыми преступниками. Вседозволенность формирует такие черты характера как эгоизм, претенциозность, нежелание считаться с мнениями, чувствами и правами других людей. Часто такие подростки даже не дают себе отчета в том, что они совершили преступление. Эмоциональное отвержение со стороны близких людей приводит к тому, что подросток становится эмоционально неустойчивым, импульсивным. Он способен совершить самые тяжелые преступления для того, чтобы добиться признания со стороны значимых для него лиц.
Ряд психологов и психоаналитиков считают, что подростковые суициды и правонарушения — это явления одного порядка. Правонарушения — это поведение суицидального характера, соединяющее в себе уход от реальности с поисками легкой жизни и желанием спровоцировать окружающих. От совершенных преступлений подростки получают почти сексуальное удовлетворение, которое позволяет забыть страх перед будущим.