Порядок организации школ здоровья.
В лечебно-профилактических учреждениях, где организуются школы здоровья, инициатором, координатором, а так же исполнителем должны быть специалисты кабинета здорового образа жизни, т.е. валеологи.
При работе школ здоровья необходимо наличие следующих нормативных документов:
1. Программа – определяет цели (т.е. желаемый конечный результат работы), задачи (т.е. пути достижения цели), направления работы;
2. Приказ о создании и об организации работы школы здоровья - утверждаются ответственные лица, план и график работы школ, положение и программа, критерии оценки качества работы школы;
3. Положение о работе школы здоровья - включает общие положения, цели, задачи, порядок работы школы, оснащение;
4. Учебный план работы - включает темы, даты/сроки проведения занятий, количество часов на каждую тему, ответственный исполнитель по каждому занятию;
5. Материалы к каждому занятию – лекции и тезисы (могут утверждаться: главным врачом, заведующим профильного отделения, лекторской группой);
6. Журнал учета работы - указывается дата проведения занятия, тема, Ф.И.О. посещающего школу, подпись ответственного лица;
7. Анализ работы школы - (по итогам года) с учетом оценки эффективности проводимых мероприятий;
I. Программа. Работа «школы здоровья» начинается с разработки программы. В программе должны быть определены цели (т.е. желаемый конечный результат работы) и задачи школы здоровья (т.е. пути достижения цели), основные направления работы по данной программе (н-р: работа с детьми, работа с родителями, работа с сотрудниками, работа с больными и т.п.).
Например обучение в школе здорового образа жизни может решать следующие задачи:
формирование отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, как к важнейшей социальной ценности;
выработку умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения;
закрепление гигиенических навыков и привычек;
приобщение к разумной физической активности;
обучение умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.
II. Положение о работе. Следующим этапом в организации школы здоровья является разработка положения о школе здоровья, которое должно содержать следующие разделы:
1.Общее положение. Оговариваются следующие моменты:
На базе какого учреждения организуется работа школы здоровья (указывается полное название учреждения). Это могут быть подведомственные учреждения (ДДУ, школы, предприятия и т.п.), а так же поликлиника, ЦРБ (какое именно отделение);
Форма обучения: очная - образовательной работой занимаются только специалисты данного учреждения (врач, медицинская сестра) либо комбинированный вариант – в обучении принимают участи е специалисты других специальностей и учреждений (педагоги, психологи).
определяющие положения работы (так называемые этапы, направления). Например: 1)здоровый ребёнок – здоровая семья; 2) здоровая семья – здоровое общество; 3)здоровое общество – здоровое государство.
2. Задачи «школы здоровья». Например:
формирование мотивации здорового образа жизни, в т.ч. владение вопросами профилактики заболеваний и зависимостей;
выработка знаний, умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения, приобщение к физкультуре и спорту;
привитие и закрепление гигиенических навыков и привычек, обучение умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.
Цели «школы здоровья»
Научить членов общества заботиться о сохранении и укреплении своего здоровья, безопасному и ответственному поведению, умению предупреждать вредные привычки;
Выработать у населения отношение к здоровью как к главной человеческой ценности. Здоровье и хорошее психофизическое состояние – стиль жизни.
4. Порядок работы «школы здоровья». В нем оговариваются следующие моменты.
Что занятия в школе проводятся согласно «Учебного плана занятий». (В «школе здоровья» проводится два вида занятий – теоретические и практические. На практических занятиях обучают навыкам самопомощи. Формы проведения занятий в «школе здоровья» различные: «вечера вопросов и ответов», «киновидеолектории», «семинары-практикумы», тренинговые занятия.
Оснащение «школы здоровья»
информационно – методические материалы (памятки, листовки, буклеты и др.);
наглядные пособия (в соответствии с тематикой учебного плана);
анкеты для определения направления работы;
информационный список литературы;
теле-видео аппаратура.
III. Приказ. Школы организуются приказом руководителя медицинского учреждения. В приказе утверждаются ответственные лица, план и график работы школ, положение и программа, критерии оценки качества работы школы.
Руководитель учреждения обеспечивает подготовку специалистов для выполнения этой
работы, рассматривает возможность поощрения за работу, ее объем и качество.
IV. Учебный план работы. Вначале идет название. Н-р: учебный план занятий школы здоровья «Школа лиц третьего возраста» на 2005 год.
План мероприятий необходимо представлять в виде таблицы, содержащей следующие колонки.
Утверждаю:
Главный врач УЗ «__»
Дата, подпись
№п/п | Тема | Срок /дата проведения | Количество часов | Ответственный |