К.Левин говорит о следующих случаях личностных К. мотивационного
характера, в основе которых лежит борьба мотивов:
1) когда ч-к оказывается перед необходимостью выбора между в равной мере привлекательными, но взаимоисключающими альтернативами. Пример – буриданов осел, который умер от голода, п.ч. не мог выбрать между двумя охапками сена. Мужчина выбирает между матерью и женой.
2) как в первом случае, только выбор надо сделать между непривлекательными возможностями. Неудачная семейная жизнь вынуждает мужчину мучительно решать – остаться в семье и поддерживать не сложившиеся семейные отношения или расстаться с ребенком.
3) когда одна и та же цель (возможность, выбор) в равной степени и привлекательна, и непривлекательна (и +, и -): выбрать денежную, но неинтересную работу.
Когнитивные конфликты.
Они основаны на столкновении несовместимых представлений. Теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера, когда индивид имеет одновременно два знания, не согласованные между собой: «он мой друг» и «друзья так не поступают». Ч-к знает, что курить вредно, но продолжает курить. Уйти от такого К. можно, уменьшив значение одной из сторон. «Я принял решение, но я не уверен, что это решение правильное». Ослабить диссонанс после принятия решения можно, по Д.Майерсу, оправдывая собственные действия или аргументируя свой выбор.
Ролевые конфликты:
1)К. между требованиями роли и возможностями личности, когда из-за неспособности личности соответствовать роли возникает проблема выбора. Ч-к может выбрать роль и изменить себя или отказаться от роли. Это личностно-ролевой К.
2)межролевой К., когда разные ролевые позиции личности (и ролевое поведение) оказываются несовместимыми. Противоречие между профессиональными и семейными ролями: семья или работа. Работающая америк.женщина может испытывать чувство вины перед семьей.
Анцупов и Шипилов (1999) все внутриличностные К. классифицируют следующим образом:
-мотивационный К. (между хочу и хочу);
-Нравственный К. (хочу и надо);
-К. нереализованного желания (хочу и могу);
-Ролевой К. (надо и надо)
- адаптационный К. (надо и могу)
- К. неадекватной самооценки (могу и могу)
Б) Межличностные К. – это противоречия, столкновения, разногласия между людьми.
В соответствии с психоаналитической традицией межличностные (интерперсональные) К., возникающие в отношениях ч-ка с др.людьми, интерпретируются через его внутренние К. (Хорни «К. материнства») – сверхпривязанность матери и сына, матери и дочери.
К.Левин рассматривал межличностные К. в контексте удов-сти\неуд-сти потребностей: Супружеские К., в основе которых лежат комплексы ожиданий, связанных с ролями, и достаточным пространством свободного движения. Неудовлетворенная потребность в жизненном пространстве мужа и жены создает напряжение (конфликт).
Для ситуационного подхода в работах М.Дойча характерно их описание в рамках конкурентного подхода. Он считает, что все отн-я между людьми можно описать с помощью след. пар:
1.Кооперация-конкуренция (близкие друзья или коллеги и политические оппоненты или личные враги)
2. Распределение власти (равное или неравное) как доминантность-подчиненность (близкие друзья или родитель\ребенок, учитель\ученик)
3. Формальный и неформальный характер и др.
Межличностные к.,\ как и внутри-, могут соответствовать мотивационному, когнитивному и ролевому типу конфликтов.
В) Межгрупповые К. по своему источнику делятся на мотив., ситуацион., когнитивные. Мотивационные подходы исходят из того, что межгрупповая враждебность, дискриминация я-я отражением внутренних проблем самой группы (З.Фрейд). К мотив. подходам могут быть отнесены работы по агрессии. Ситуац. подход описывает К. как следствие особенностей внешней ситуации. Когнитивные подходы: к. зависит от установок членов групп относительно друг друга.
Г) Внутригрупповые К. выделяются далеко не всеми учеными. Сторонами внутригр. К. я-я либо отд. члены группы, либо отдельные группировки, либо член группы и остальная часть («Чучело»). Чаще всего это либо межличностные, либо межгрупповые К.
Козер выделил позитивные функции внутригрупповых К., а К.Левин – основные факторы возникновения К. в малой группе.
Стадии
6. Cтратегии взаимодействия в к. ситуации.
Оригинально подошел к решению вопроса выхода из к. ситуации Н.Н.Обозов. Он нашел аналогию к. между странами (государствами) и между людьми, т.е. взял из дипломатии и международных отношений. Предложил 2 способа: 1) административный и 2) социально-психологический.
1). Административный. 1. Разделить конфликтную группу на 2.
2. Объединить с другой. Замечательная ситуация: новые взаимоотношения. Новый лидер. 3. Премии. Поощрения и наказания – грязные методы, но действенные.
2) Соц.-психологический: 1. Объявление о наличии конфликта. Из негласного (латентного, непроявленного) превращается гласный.
2. Создание экспертного совета по примирению из независимых людей, в который войдут референтные люди (т.е.те, кому доверяют). Это могут быть самые уважаемые и старейшие представители группировок с опытом работы, аксакалы + представители высокой группы (с точки зрения разных групп). Процедура регулирования: 20 мин. каждой стороне, например, суть претензий и предложения.
3. Встречи, беседы – строго регламентированные
4. Финал (соглашение) может быть устным или письменным, в нем оговаривается, какие претензии снимаются, а какие остаются у каждой группы. Эмоциональные последствия обиды минимизируются, т.к. часть претензий удовлетворяется, поэтому раздувать дальше нет смысла.