Понятие и виды рентабельности




Введение

Актуальность выбранной темы связанна с тем, что занимаясь определенной хозяйственной деятельностью, следует всегда анализировать ее результаты, эффективность затраченных усилий (прям как по принципу Парето) и делать соответствующие выводы о перспективах развития и именно поэтому, знать, что такое рентабельность необходимо, если вы так или иначе связана с анализом деятельности предприятия.

Цель курсового проекта: изучить теоретические аспекты по выбранной теме и пробрести практические навыки расчета локальной сметы.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

- изучить методику расчета рентабельности предприятия;

- рассмотреть виды рентабельности;

- проанализировать рентабельность ОАО «Газпром нефть»;

- выполнить расчет локальной сметы строительства подземного стального газопровода.

Для выполнения курсового проекта использованы учебники по экономике, труды экономистов, а также Интернет-ресурсы: сайты, содержащие нормативно-правую информацию, необходимую для выполнения локального сметного расчета.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Понятие и виды рентабельности

 

Итоги работы компании во внешней торговле подлежат оценке за любой отчетный период. В связи с этим по данным учета и отчетности исчисляется система различных количественных и качественных показателей, призванная дать

всестороннюю оценку деятельности компании. Показатели эффективности дают ориентировочную оценку выгодности экспортных и импортных операций. Прежде всего рассмотрим, что представляет собой рентабельность.

Одно из его определений звучит так: рентабельность (от нем. rentabel –

доходный, прибыльный), показатель экономической эффективности производства на предприятиях. Комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов. Рентабельным считается предприятие, которое приносит прибыль.

Можно привести еще одно понятие рентабельности: рентабельность – показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы используемого для организации своей деятельности (т.е соотношение расходов и доходов).

Разделяют рентабельность как общую – процентное отношение балансовой (общей) прибыли к среднегодовой суммарной стоимости производственных основных фондов и нормируемых оборотных средств, и рентабельность расчетную – отношение расчетной прибыли к среднегодовой стоимости тех производственных фондов, с которых взимается плата за фонды. Применяется также показатель уровня рентабельности к текущим затратам – отношение прибыли к себестоимости товарной или реализованной продукции.

Каждое предприятие самостоятельно осуществляет свою производственную и хозяйственную деятельность на принципах самоокупаемости и прибыльности.

Предприятие имеет определенные расходы по изготовлению продукции и ее реализации. Эти расходы представляют издержки производства данного предприятия (себестоимость), или индивидуальные издержки. Однако издержки отдельного продукта по предприятиям могут отклоняться от средних издержек по

отрасли, которые принимаются за общественно необходимые затраты или стоимость, денежное выражение которых составляет цену продукта. Наличие индивидуальных издержек, порождает обособление другой части стоимости продукции – прибыль, а, следовательно, и относительного ее измерения рентабельности. Однако абсолютная величина прибыли не дает представления об уровне и изменении эффективности производства или торговли. Сумма прибыли может увеличиваться, а эффективность производства может оставаться на прежнем уровне или даже снизиться. Это происходит в том случае, если прирост прибыли

получен за счет экстенсивных (количественных) факторов производства –увеличения численности работников, роста парка оборудования и т.д. Если же при росте численности работников их производительность осталась прежней или

снизилась, то эффективность производства соответственно не изменяется или даже снижается.

Основными отличительными признаками рентабельности в системе торговых и производственных отношений являются следующие:

1) отношение прибыли к издержкам производства, характеризующие уровень прибыльности текущих затрат (на приобретение сырья, материалов, топлива, на амортизацию средств труда, расходы по управлению и обслуживанию производства и заработной плате работников);

2) отношение прибыли к среднегодовой стоимости производственных фондов, характеризующие относительный размер возрастания авансированных затрат и дающее оценку экономической эффективности производственных фондов.

Реальный смысл имеют признаки рентабельности, которые характеризуют эффективность затрат по прибыли, полученной после реализации.

Распределительная функция рентабельности конкретно проявляется в том, что ее величина является одним из основных критериев для распределения части прибавочного продукта – прибыли.

Виды

Поскольку показатели эффективности традиционно различаются в зависимости от вида бизнеса, то стоит говорить о разных видах рентабельности. Также стоит заметить, что при расчете разных видов рентабельности используются разные коэффициенты и, следовательно, формулы будут весьма отличаться. Мы можем говорить о следующих видах рентабельности:

- общая рентабельность активов (оборотных и внеоборотных) – характеристика, показывающая, какие денежные средства были привлечены компанией для получения прибыли в 1 рубль. Ее оценку можно провести исходя из соотношения прибыли до уплаты налогов и средней величины стоимости всех активов компании за конкретный промежуток времени (возьмем, к примеру, год). Другими словами, это способность активов компании (про пассивы и активы подробнее тут) создавать прибыль. Если мы говорим о рентабельности формирования самих активов компании, то в данном случае нам необходимо вычислить ее путем деления прибыли компании (опять же до уплаты налогов) на среднюю стоимость привлеченных активов опять же за конкретный промежуток времени (к примеру, год).

- рентабельность продукции (товара) – соотношение между прибылью от продажи товара и средствами, затраченными на его изготовление (производство). Показатель характеризует насколько выгодным является производство того или иного товара или услуги.

- рентабельность производства – экономический показатель, характеризующий целесообразность того или иного вида бизнеса. В данном случае мы говорим о соотношении между затратами производства и полученной в итоге чистой прибылью. Как уже упоминалось выше, рентабельным является производства с положительным балансом прибыли и затрат. К мерам увеличения рентабельности производства стоит отнести снижение себестоимости продукта и повышение качества производства.

 

1.2 Показатели рентабельности

 

Было бы неполным вести рассказ о том, что такое рентабельность и рассказывать о ее видах без предоставления наглядных формул и производимых расчетов. Выделяют следующие показатели рентабельности:

1. Рентабельность активов (ROA)- этот показатель характеризует прибыль, получаемую предприятием с каждого рубля, авансированного на формирование активов. Рассчитывается рентабельность активов по следующей формуле:

ROA = Прибыль/Стоимость активов*100% (1)

В данном случае уместно говорить не только о собственных активах предприятия, но и привлеченных (например, кредиты или дебиторская задолженность).

2. Рентабельность основных производственных фондов (ROFA) – аналогичный предыдущему показатель, оценивающий эффективность деятельности основных производственных фондов, а не активов. Соответственно, и в формуле учитывается именно их стоимость.

3. Рентабельность капитала (ROE) – параметр, показывающий, насколько эффективно используются собственные средства предприятия (или банка). В данном случае она высчитывается как отношение между чистой прибылью и суммой уставного капитала (а иногда и дополнительного):

ROE =прибыль/капитал*100% (2)

Разница в рентабельности активов и капитала показывает величину финансового рычага (то есть размер заемных средств), используемого при ведении бизнеса. Следует, отметить, что коэффициент ROE признается одним из основных показателей при анализе деятельности предприятия в развитых странах.

4. Рентабельность инвестиций (ROI) – показатель, оценивающий, какая прибыль была получена от изначальных инвестиций, то есть это соотношение между получившейся прибылью и суммой первоначальных вложений. Эффективность инвестиций легко показать на примере с акциями. К примеру, инвестор купил сначала акции Газпрома по цене 149,5 рублей, а затем, заметив нисходящий тренд на рынке акций, решил ликвидировать открытую позицию и продал ценные бумаги по цене 135,2 рубля за штуку (убыток в 14,3 рубля). В итоге он получил отрицательную эффективность инвестиций в размере: -14,3/149,5*100% = -9,56%. Коэффициент ROI и его уровень не являются основными показателями успешной деятельности компании, поскольку не отражает ситуации с некоторыми оперативными потоками (например, финансовыми вложениями заемного капитала и т.п.) но, тем не менее, эффективность главного оперативного оборота отражена достаточно наглядно.

5. Расчет эффективности хозяйственной деятельности можно производить с учетом как единовременных, так текущих затрат. Различают рентабельность производства и продукции. Поясним в чем отличия. Коэффициент рентабельности производства оценивает, с какой степенью эффективности используется имущество организации (то есть основные фонды и оборотные средства).

Формула данного коэффициента выглядит следующим образом:

Рп = (Пб / (Фос.фонд. + Фобор.средств))*100%, где (3)

Рп – это рентабельность производства (измеряемая в процентах);

Пб – прибыль балансовая (измеряется тыс.рублей);

Фос.фонд. – стоимость основных фондов (в среднем за год, тыс.руб.);

Фоборот.средств – размер оборотных средств (тыс.рублей).

6. Рентабельность продукции (ROM) показывает, насколько эффективными были понесенные затраты. В данном случае вычисляется отношение между прибылью от реализации продукции к ее себестоимости. Данный показатель можно вычислять как в целом, для всей сбываемой продукции, так и для отдельных наименований товара. Формула же будет выглядеть следующим образом:

Рп = (П / Сп)*100%, где (4)

Рп – рентабельность реализуемой продукции,

П – прибыль от реализации

Сп – себестоимость реализуемой продукции.

7. В дополнение к данным коэффициентам существует и так называемый коэффициент рентабельности продаж, обозначаемый как ROS (return on sale). Его значение вычисляется путем соотношения между прибылью от продаж (операционной прибылью) и выручкой компании. Иными словами это соотношение между чистой прибылью, оставшейся после налогообложения, и объемом продаж. А если говорить еще более просто, то данный параметр отражает, сколько процентов прибыли содержится в каждом полученном (заработанном) компанией рубле. Несомненно, это один из показателей, исходя из которого, формируются цены на товары и услуги, продаваемые компанией и показывающий, насколько существенны издержки компании.

8. Рентабельность персонала (ROL) – отношение между чистой прибылью и среднесписочной численностью персонала (то есть средней численностью за определенный промежуток времени). Другими словами, всегда необходимо соблюдать определенный порог численности, для того, чтобы прибыль была максимальна.

9. Рентабельность подрядных услуг – вычисляется путем деления разницы между затратами в случае предоставлении подрядчиком работ и затратами в случае их не предоставления к затратам, в случае выполнения заказчиком услуг. В виде формулы это можно представить следующим образом:

Рподр.услуг = (Знепред. – Зпредстав.) / Зпредстав. (5)

При этом, в случае невыполнения подрядчик понесет большие убытки, связанные со штрафами, нежели в случае выполнения всех работ в срок.

Действительно, понять, что такое рентабельность во всем многообразии форм – задача непростая, но, тем не менее, решаемая. Эти показатели используются при качественной всесторонней оценке деятельности хозяйственного субъекта (например, в форме акционерного общества) и способны сказать многое и потенциале дальнейшего развития.

 

 

1.3 Рентабельность ОАО «Газпром нефть»

 

Рассмотрим использование показателя рентабельности предприятия на примере одной из крупнейших энергетических компаний ОАО «Газпром нефть».

«Газпром нефть» — российская нефтяная компания. По итогам 2014 года входит в четвёрку крупнейших российских вертикально-интегрированных нефтяных компаний по объёмам добычи, и в тройку по объёмам переработки нефти. В 2014 году «Газпром нефть» была лидером среди других нефтегазовых компаний отрасли по приросту добычи в физическом выражении, увеличив добычу более чем на 4 млн тонн до 66,3 млн тонн в год (+6,4 % к результатам прошедшего года).

«Газпром нефть» — первая компания начавшая добычу нефти на российском шельфе Арктики. В настоящее время доля высокотехнологичных скважин у «Газпром нефти» достигает порядка 40 % по итогам 2014 года — такое соотношения является рекордным для российской отрасли. Также компания является отраслевым лидером по ряду показателей экономической эффективности, в частности, возврату на вложенный капитал.

За 2014 год добыча компании составила 66,25 млн.т. нефтяного эквивалента, переработка — 43,48 млн.т., экспорт нефти — 9,63 млн.т. Объём продаж за 2014 год по МСФО достиг 1,7 трлн. руб., чистая прибыль — 122 млрд.руб. На конец 2014 года численность персонала предприятий «Газпром нефти» составила около 57,5 тыс. человек.

В таблице 1 отражена рентабельность ОАО «Газпром нефть» за последние 3 года.

 

 

Таблица 1

Анализ рентабельности ОАО «Газпром-Нефть»

Наименование показателя 01.01.2012 01.01.2013 01.01.2014 Отклонение 01.01.2014 01.01.2012 (01.01.2013)
1. Рентабельность совокупных активов 0.13 0.13 0.099 -0.031
2. Эффективность внеоборотного капитала 0.284 0.284 0.156 -0.128
3. Рентабельность оборотного капитала 0.188 0.188 0.169 -0.019
4. Рентабельность собственного капитала 0.27 0.27 0.198 -0.072
5. Рентабельность вложенного капитала 0.174 0.174 0.122 -0.052
6. Рентабельность перманентного капитала 0.133 0.133 0.153 0.02
7. Рентабельность инвестиций 0.159 0.159 0.122 -0.037
8. Рентабельность заемного капитала 0.156 0.156 0.173 0.017
9. Рентабельность производства и реализации расходов по обычным видам деятельности 0.148 0.064 0.077 -0.071
10. Рентабельность совокупных расходов 0.06 0.069 0.057 -0.003
11. Рентабельность производства 0.163 0.089 0.103 -0.06
12. Рентабельность продаж 0.129 0.06 0.072 -0.057
13. Рентабельность валовой продукции 0.209 0.324 0.304 0.095

Рентабельность совокупных активов характеризует эффективность использования всего имущества предприятия. Уменьшение показателя на 3.04% свидетельствует о снижении спроса на товары, что является отрицательным.

Рентабельность внеоборотного капитала характеризует эффективность использования основных средств организации, определяя, насколько соответствует общий объем имеющихся основных средств масштабу бизнеса организации. Эффективность использования внеоборотного капитала снизилась на -12.76%, что свидетельствует о сокращении масштаба бизнеса организации.

Рентабельность оборотного капитала отражает эффективность использования оборотного капитала организации. Он определяет сколько рублей прибыли приходится на один рубль, вложенный в оборотные активы. Коэффициент рентабельности оборотного капитала в отчетном периоде снизился на 1.9 и составил 16.89%, что говорит о снижении эффективности использования оборотного капитала и увеличении вероятности возникновения сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности, росте степени коммерческого риска.

С точки зрения акционеров важнейшей оценкой эффективности вложения средств является наличие прибыли на вложенный капитал. Показатель прибыли на вложенный акционерами (собственниками) капитал, называется рентабельностью собственного капитала.

Рентабельность заемного капитала отражает величину прибыли, приходящейся на каждый рубль заемных средств. В отчетном периоде рентабельность заемного капитала находится на уровне 17,3 %.

Рентабельность расходов по обычным видам деятельности отражает величину прибыли от продаж, приходящуюся на каждый рубль общей величины расходов по обычным видам деятельности (себестоимости производства и реализации). В отчетный период прибыль с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции составила 7,71 %, что на 1.32 пункта выше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Таким образом, эффективность производственной деятельности (окупаемость издержек) возросла.

Рентабельность совокупных расходов – это величина чистой прибыли, полученной организацией за анализируемый период, приходящаяся на каждый рубль величины совокупных расходов. Окупаемость издержек снизилась на 1,15 копеек чистой прибыли на рубль совокупных затрат.

Рентабельность производств представляет собой величину прибыли, приходящуюся на каждый рубль себестоимости проданной продукции (производственных расходов). Наблюдается рост рентабельности производств.

Рентабельность продаж характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Валовая рентабельность отражает величину валовой прибыли, приходящейся на каждый рубль выручки от продаж. При оценке значений данных показателей следует иметь в виду, что динамика соотношений доходов и расходов зависит не только от эффективности использования ресурсов, но и от применяемых на предприятии принципов ведения учета.

В рассматриваемом случае отмечается рост показателя рентабельности продаж на 1,16 %, что, несомненно, является положительным результатом.

Доля валовой прибыли в выручке при этом снизилась на 1,99 % и составила 30,38 %.

Вывод:

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: