Материалы к уроку «Социология – наука об обществе»
(повышенный уровень)
Эпиграфы к уроку:
Социология - это наука с максимальным множеством методов и минимальными результатами (Анри Пуанкаре).
Социология – наука о социальной жизни человека, групп и обществ (Э. Гидденс).
Социология не столько корпус знаний, который можно просто выучить, сколько отношение к социальным фактам, способ ставить и анализировать проблемы (Анри Мендра).
Интернет ресурсы:
1. Социология как наука. Предмет и функции социологии.09-21
https://www.youtube.com/watch?v=FKahEZD1C3A
2. Назначение социологических исследований.08-58
https://www.youtube.com/watch?v=Tdi8d1en5Ys
3. Социология как наука- Предмет изучения.04-24
https://www.youtube.com/watch?v=mmVIn64yJT8
4. Наука социология.05-57
https://www.youtube.com/watch?v=bGrOTlTG5Ak
ВОПРОС 1. Основные понятия социологии. Социоло́гия (от лат. societas — общество + др.-греч. λόγος — наука) — это наука об обществе, составляющих его системах, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.Социология изучает самый сложный объект — человеческое общество, его структуру, законы развития, поведение людей. Социологов интересуют ответы на вопросы: по каким причинам одни общества процветают и уходят в своем развитии далеко вперед, а другие запаздывают, почему происходят разводы и межнациональные конфликты, какие законы управляют поведением людей и управляемо ли оно вообще, в чем состоят закономерности социальных действий и массового поведения людей, какова роль личности в обществе.
Одним из первых решил поставить философские суждения на твердый фундамент эмпирических факторов французский мыслитель Огюст Конт в начале XIX века. Он предложил метод, каким можно соединить абстрактную теорию общества и проверенные данные о поведении людей. О. Конт дал имя новой науке, поэтому его считают родоначальником социологии. Однако Конт, будучи первооткрывателем социологии, не провел ни одного анкетного опроса, не построил ни одной статистической таблицы, не проверил на практике ни одной научной гипотезы. Только в конце XIX века появляется плеяда великих ученых (прежде всего это М. Вебер, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм), воплотивших его замысел в жизнь.
Социологию подразделяют на макросоциологию и микросоциологию в зависимости от того, на каком уровне изучается общество — макроуровне или микроуровне. Макросоциология изучает социальную структуру общества, социальные институты, большие социальные группы, социальные общности и слои, а также процессы, происходящие в них, микросоциология — малые социальные взаимодействия и группы, социальные сети и отношения, возникающие между отдельными людьми.
Выделяют такие отрасли социологии, как социология культуры, медицины, образования, политики, права, религии, науки. Есть и социология детства, семьи, молодежи, труда, девиантного поведения, публичной сферы и коммуникаций, и ряд других отраслей.
Ключевые понятия социологии: социальный институт, социальная роль, социальная структура, социальный статус, социальная страта, социальная стратификация, социальная группа, социальный контроль, культура, социализация.
ВОПРОС 2.
Методы социологического исследования. В социологии различают теоретические и практические методы. Первые относят к области упорядочивания и обобщения информации, вторые - к сбору эмпирических данных. При сборе первичных данных используют четыре основных метода, каждый из которых имеет две основные разновидности (они указаны в скобках):
опрос (анкетирование и интервьюирование);
наблюдение (невключенное и включенное);
Эксперимент (контролируемый и неконтролируемый)
анализ документов (качественный и количественный контент-анализ);
Самый популярный среди них – анкетирование (анкетный опрос).
Анкетирование – вопросно-ответная форма организации текста. Опрос, как вид исследования, разбивается на две большие разновидности – анкетирование и интервью. В свою очередь, в каждом из этих видов опроса используется несколько методов, например, метод телефонного интервью.
Каждый вид опроса зависит от многих обстоятельств: содержания анкеты или интервью (то есть перечня вопросов, в которых реализован предмет исследования); качества работы интервьюера, организующего и непосредственно обеспечивающего заполнение анкет; ситуации опроса, его условий, которые должны быть максимально благоприятными для спокойной и сосредоточенной работы респондента; психологического состояния респондента на момент опроса и других.
Метод опроса, опирающийся на достаточное число обученных интервьюеров, позволяет в максимально короткие сроки опрашивать большие совокупности людей и получать разнообразную информацию. Хотя познавательные возможности опроса весьма широки, информация, полученная с его помощью, отражает изучаемую реальность лишь в том виде, как она преломилась в сознании респондента. Поэтому социологи не спешат ставить знак равенства между объективной реальностью, выступающей предметом исследования, и данными, отражающими мнения людей о фактах, событиях и явлениях. Они тщательно учитывают и стараются нивелировать искажение информации.
При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии интервьюера или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. В последнем случае за короткое время можно опросить значительное число людей. Анкетирование бывает также очным и заочным. Наиболее распространенные формы последнего: почтовый опрос, опрос через газету.
Интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым, когда интервьюер сам задает вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть прямым или опосредованным, например, по телефону.
В зависимости от источника информации различают опросы массовые и специализированные. В первом случае источником информации выступают представители больших социальных групп (этнических, религиозных, профессиональных). Участников массовых опросов называют респондентами. В специализированных опросах главный источник информации - компетентные лица (знатоки, эксперты), обладающие необходимыми для исследователя профессиональными и теоретическими знаниями либо жизненным опытом, которые позволяют им давать авторитетные заключения. Такие опросы называют также экспертными.
Социологию чаще всего отождествляют с методом опроса, или анкетной процедурой. Действительно, в социологии самым популярным является анкетный опрос. Им пользуются приблизительно в 70-80% исследований. Социальные психологи больше склонны к тестам и социометрическим методам, но и анкетная процедура отнюдь не редкость в психологии, изучающей поведение людей, мотивацию деятельности и ценностные ориентации.
ВОПРОС 3. Интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым, когда интервьюер сам задает вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть прямым или опосредованным, например, по телефону.
Анкета – размноженный на компьютере или типографским способом документ, содержащий в среднем от 30 до 40 вопросов, адресованных выбранному множеству респондентов. Респонденты при этом рассматриваются в качестве объекта исследования.
Анкетой нельзя назвать любой перечень вопросов. Так, вопросы журналиста не считаются анкетой, хотя в них налицо своя логика и последовательность. Анкетой называется лишь то, что обращено к множеству людей, которых опрашивают стандартным образом. Именно потому к ним применим аппарат статистики.
Анкетирование или анкетный опрос бывает групповым и индивидуальным. Групповой опрос широко применяется по месту работы и учебы. Анкеты раздаются для заполнения в аудитории, куда приглашаются включенные в выборку респонденты. Обычно один интервьюер работает с группой из 15-20 человек. При этом обеспечивается стопроцентный возврат анкет, респонденты могут проконсультироваться по технике заполнения, выяснить трудные и неясные места, а интервьюер, собирая вопросники, может проконтролировать качество заполнения. При индивидуальном опросе вопросники раздаются на рабочих местах или по месту жительства (учебы) респондентов, а время возврата заранее обговаривается. Вторая форма опроса имеет те же преимущества, что и первая.
Эксперимент — это сбор информации на основе введения определённого индикатора в социальную среду и наблюдения за показаниями изменения индикатора. Эксперимент называют лабораторным, если он проводится в искусственно созданных условиях и в котором по мере возможности обеспечивается взаимодействие исследуемых субъектов только с теми факторами, которые интересуют экспериментатора. Полевой (естественный) эксперимент проводится в условиях обычной жизнедеятельности испытуемого с минимумом вмешательства экспериментатора в этот процесс.
Анализ документов — сбор социальных данных при изучении автобиографий, произведений, печатных СМИ и т. п. Необходимо отметить, что под документом в социологии понимается любой фиксированный носитель информации. Разновидностью данного метода является контент-анализ, подразумевающий перевод информации в количественные показатели и дальнейшая её статистическая обработка.
Социологические исследования необходимы для эффективного социального управления, принятия обоснованных решений, выделения проблем в общественной жизни и путей их реализации. Социология как система знания, опирающаяся на факты социальной деятельности, связывает воедино процессы, протекающие в различных группах и территориях. Правильно выбранные методология, методы и техника социологического исследования являются залогом успешного воздействия на различные общности, социального прогнозирования и конструирования программ решения сложных вопросов реальной жизни.
Вопросы и задания:
1. Кого называют родоначальником социологии?
2. С какими понятиями социологии вы уже знакомы? Дайте их определения.
3. Какое место занимает социология в системе научного знания?
4. Назовите методы социологии. Какой метод наиболее популярен в социологии?
5. Насколько допустим метод социального эксперимента? В каком случае он возможен?
6. Для чего проводятся социологические исследования?
7. Используя дополнительные источники, дайте определение следующих понятий: анкетный опрос, наблюдение, открытый вопрос, респондент, интервью, эксперимент, выборка, закрытый вопрос, репрезентативность, гипотеза.
8. Составьте анкету, посвященную какой-либо одной понятной вам теме, например, проведение свободного времени, подготовка к урокам, отношение учеников к школьным предметам, выбор профессии. В качестве респондентов могут выступить учащиеся вашей школы. Проведите анкетирование, обобщите, проанализируйте и обсудите результаты.
9. Вторым по популярности из методов социологии является интервью. Если анкету респондент заполняет самостоятельно, то в интервью вопросы зачитывает ему специалист. Его называют интервьюером. Подготовьте вопросы и проведите интервью по актуальным для учащихся вопросам.
10.Просмотрите публикации в СМИ и выберите примеры исследований, в которых эмпирическая информация собрана при помощи:
а) анкетного опроса
б) изучения документов
в) наблюдения
11. Проведите социологическое исследование по одной из предложенных тем «Профессия социолога» «Профессия социального работника».
12. Социальное знание принято подразделять на социальные науки и гуманитарное знание. К какой из этих частей можно отнести тезис Протагора «Человек есть мера всех вещей»?
13. Летописец Пимен из трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» поучает Григория Отрепьева: «Описывай, не мудрствуя лукаво, все то, чему свидетель в жизни будешь». Возможно ли в принципе описание исторических событий, свободное от интерпретаций? Конкретизируйте свой вывод, используя знания из курса истории.
14. Представьте себе, что вы, подобно Миклухо-Маклаю, отправились изучать жизнь туземных племен. На что вы обратите прежде всего внимание:
— на то, что более всего бросается в глаза при первой встрече;
— на то, что отличает жизнь туземцев от нашей;
— на устойчивые и повторяющиеся формы практической деятельности?
15. Напишите эссе по одной из предложенных тем:
«Социология должна быть учением об обществе, подобно тому, как существует общее учение о жизни» (Н.И. Кареев).
Двадцать первый век будет 100-летием гуманитарных наук — или его не будет вовсе (Клод Леви-Стросс).
16. Подготовьте реферат о жизни и деятельности одного из социологов (по выбору).