Дисциплина «Нормальная физиология» относится к базовой части образовательной программы (Б1.Б.17).
Обучение студентов осуществляется на основе преемственности знаний, умений и навыков, полученных в общеобразовательных учебных заведениях в курсах грамматики латинского языка, анатомии, гистологии, химии и биофизики.
Дисциплина «Нормальная физиология» является предшествующей для изучения таких дисциплин, как: патофизиология, внутренние болезни, пропедевтика, фармакология, педиатрия, неврология, офтальмология, оториноларингология, онкология, акушерство и гинекология, судебная медицина, фтизиатрия, дерматовенерология, хирургические болезни, травматология и ортопедия.
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Формируемые компетенции | Планируемые результаты обучения (показатели освоения компетенций) | |
Требования к формируемым знаниям, умениям, навыкам | ||
ОК-1 I этап | Способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу. | Знать: - основные понятия, используемые в нормальной физиологии, исторические этапы и современные тенденции развития нормальной физиологии. Уметь: - анализировать морфо-функциональные особенности органов и систем организма, синтезировать важнейшие физиологические показатели деятельности различных органов, абстрактно мыслить. Владеть:- навыками анализа, синтеза и мышления, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики. |
ОПК-1 I этап | Готовность решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической терминологии, информационно-коммуникационных технологий и учетом основных требований информационной безопасности. | Знать: - основную медико-биологическую терминологию на русском, латинском и греческом языках; Уметь: - правильно пользоваться медико-биологической терминологией при общении с коллегами и формулировке диагнозов; Владеть: - способностью и умением правильно пользоваться медико-биологической терминологией при общении с коллегами. |
ОПК-7 I этап | Готовность к использованию основных физико-химических, математических и иных естественно-научных понятий и методов при решении профессиональных задач | Знать:-основные научные и физиологические понятия, термины и методы, используемые в медицине, при решении профессиональных задач; Уметь: - грамотно использовать основные физико-химические, математические и иные естественно-научные понятия и методыпри решении профессиональных задач; Владеть: -методиками планирования и разработки основных физико-химических, математических и иных естественно-научных экспериментов, методами клинического исследования, позволяющими оценить физиологические функции организма. |
ОПК-9 I этап | Способность к оценке морфофункцио-нальных, физиологических состояний и патологических процессов в организме человека для решения профессиональных задач | Знать: - морфо-функциональную основу физиологических состояний в организме человека; Уметь: - оценивать морфофункциональные, физиологические состояния и патологические процессы в организме человека при решении профессиональных задач; Владеть: - навыками оценки морфофункциональных, физиологических состояний и патологических процессов в организме человека для решения профессиональных задач. |
ПК-21 I этап | Способность к участию в проведении научных исследований | Знать: -современные информационные и коммуникационные технологии, современные экспериментальные методы исследования органов и систем организма; Уметь: -анализировать современные теоретические и экспериментальные методы, самостоятельно ставить задачи, интегрировать идеи, замыслы, проекты; Владеть: -навыками проведения научных исследований, а также навыками работы с современной аппаратурой. |
Структура дисциплины и распределение ее трудоемкости
Виды учебной работы | Всего, кол | За III сем, кол. | За IV сем, кол. | |||
часов | занятий | часов | занятий | часов | занятий | |
1 Контактная работа | ||||||
Лекции (ЛК) | ||||||
Практические занятия (ПЗ) | ||||||
Лабораторные работы (ЛР) | ||||||
Семинарские занятия (С) | ||||||
Прочие виды аудиторных занятий | ||||||
2 Самостоятельная работа (всего) | ||||||
3Промежуточная аттестация экзамен | ||||||
Общая трудоемкость дисциплины в часах | ||||||
Общая трудоемкость дисциплины в зачетных единицах |
Содержание учебной дисциплины
Вид и № занятия | Темы занятий | Кон-так-тная работа час | Само-стояте-льная работа час | Всего час |
Семестр III | ||||
Раздел I: Возбуждение и сокращение. Нервная и гуморальная регуляция. | ||||
Лекция 1. | Введение в курс нормальной физиологии | |||
Лекция 2. | Физиология возбудимых тканей | |||
Лекция 3. | Физиология мышц и синапсов | |||
Лекция 4. | Физиология ВНС | |||
Лекция 5. | Основы гуморальной регуляции | |||
Практическое занятие 1. | Вводное занятие | |||
Практическое занятие 2. | Физиология возбудимых тканей | |||
Практическое занятие 3. | Электрогенез одиночного цикла возбуждения | |||
Практическое занятие 4. | Молекулярный механизм мышечного сокращения | |||
Практическое занятие 5. | Физиология синапсов. Этапы синаптической передачи. | |||
Практическое занятие 6. | Физиология ЦНС. Координационная деятельность и интегрирующая роль. | |||
Практическое занятие 7. | Физиология ВНС. | |||
Практическое занятие 8. | Физиология эндокринных желез. | |||
Практическое занятие 9. | Итоговое занятие 1. | |||
Итого по разделу | ||||
Раздел II: Кровообращение. Сердечно-сосудистая система | ||||
Лекция 1. | Физиология сердца | |||
Лекция 2. | Физиология сердечно-сосудистой системы. Функциональная система АД. | |||
Лекция 3. | Методы исследования ССС. ЭКГ | |||
Лекция 4. | Кровь как внутренняя среда организма | |||
Практическое занятие 1. | Одиночный цикл сердечной деятельности | |||
Практическое занятие 2. | Физиология сосудов. Функциональная система, поддерживающая АД. | |||
Практическое занятие 3. | Регуляция сердца и сосудов | |||
Практическое занятие 4. | Методы исследования сердца и сосудов. ЭКГ. | |||
Практическое занятие 5. | Кровь – внутренняя среда организма. Функциональная система, поддерживающая КОС и осмотическое давление | |||
Практическое занятие 6. | Физиология ФЭК. Плазма и её функции. Свёртывающая и противосвёртывающая системы. Группы крови и резус-фактор. | |||
Практическое занятие 7. | Итоговое занятие 2. | |||
Итого по разделу | ||||
Итого за семестр | ||||
Семестр IV | ||||
Раздел III: Системы организма: дыхание, пищеварение, выделение. Обмен веществ и терморегуляция. | ||||
Лекция 1. | Физиология дыхания. Функциональная система, поддерживающая постоянство газового состава крови. | |||
Лекция 2. | Терморегуляция. Некоторые вопросы обмена веществ. | |||
Лекция 3. | Пищеварение в ротовой полости и желудке | |||
Лекция 4. | Пищеварение в кишечнике | |||
Лекция 5. | Физиология почек | |||
Практическое занятие 1. | Этапы дыхания. Функции лёгких. Функциональная система, поддерживающая газовый состав крови. | |||
Практическое занятие 2. | Регуляция дыхания. Локализация структур дыхательного центра и его ритмическая активность. Спирометрия. | |||
Практическое занятие 3. | Терморегуляция. Функциональная система, поддерживающая оптимальную для метаболизма температуру крови. | |||
Практическое занятие 4. | Обмен веществ. Энергетический обмен. Расход энергии при физической нагрузке. Основной обмен и методы его определения. | |||
Практическое занятие 5. | Типы пищеварения. Физиологические основы голода и насыщения. Пищеварение в ротовой полости и желудке | |||
Практическое занятие 6. | Пищеварение в кишечнике. Печень и поджелудочная железа. Регуляция желчеотделения и желчевыделения. Всасывание. | |||
Практическое занятие 7. | Физиология выделения. Процесс мочеобразования и мочевыведения. Поворотно-противоточная система. | |||
Практическое занятие 8. | Итоговое занятие 3. | |||
Итого по разделу | ||||
Раздел IV: Сенсорные системы. Поведение человека. Высшие психические функции. | ||||
Лекция 1. | Физиология сенсорных систем. | |||
Лекция 2. | Физиология ВНД. Условный и безусловный рефлекс. | |||
Лекция 3. | Физиология сна | |||
Лекция 4. | Функциональная система поведенческого акта. Физиология памяти. | |||
Практическое занятие 1. | Понятие об анализаторах. Кодирование информации. Зрительный анализатор и его структурно-функциональная характеристика. | |||
Практическое занятие 2. | Слуховой анализатор и его структурно-функциональная характеристика. Механизм передачи звуковых колебаний. Бинауральный слух. | |||
Практическое занятие 3. | Ноцицептивный анализатор и его структурно-функциональная характеристика. Физиология боли. Антиноцицептивная система. | |||
Практическое занятие 4. | Учение о ВНД. Условный и безусловный рефлекс. Торможение на фоне условных и безусловных рефлексов. | |||
Практическое занятие 5. | Физиология сна: виды, стадии, признаки, значение. Сновидения. Мотивации и эмоции и их биологическая роль. | |||
Практическое занятие 6. | Физиология памяти. Функциональная система поведенческого акта. | |||
Практическое занятие 7. | Итоговое занятие 4. | |||
Итого по разделу | ||||
Итого за семестр | ||||
Промежуточная аттестация: экзамен | ||||
Итого по дисциплине |