Конспект занятия
По обучению детей математике
С использованием пособий Н.А.Зайцева
В группе «Фантазёры»
«В гостях у
Мухи-Цокотухи»
Программное содержание:
- совершенствовать счетные навыки, прямой счёт 3, 4-ками и обратный 5-ками в пределах 100 с опорой на числовую линейку;
- закреплять знание чисел в пределах 100 по памяти;
- упражнять:
a. в нахождении двух наименьших чисел для заданного числа с использовани-
ем пособия «Мне тесно в сотне»,
b. в измерении предметов (полосок) с помощью метра,
c. в умении соотносить длину с соответствующей цифрой;
- формировать умение сравнивать длину с использованием полученных числовых измерений,
- закрепить знание геометрических фигур,
- развивать внимание, память, умение составлять целое из частей (по образцу, по памяти), связную речь с использованием опорных картинок, мелкую моторику ру-
ки с помощью игры «Соедини точки»,
- воспитать умение работать парами, в коллективе.
Материал к занятию:
Продукты для магазина (муляжи), пособие «Мне тесно в сотне», числовая лента, числовые карточки, изображение стрекозы, геометрические фигуры на каждого ребенка (для составления сапожка), карандаши, ластики, грамзапись, наборы разных по длине и по цвету полосок (одна для двух детей), один метр для 2 детей, бейджи-
ки с именами детей (два бейджика с одинаковым цветом), муляжи или картинки “Насекомые”, аудиозапись.
Предварительная работа:
Повторить сказку К.И. Чуковского “Муха-Цокотуха”.
Ход занятия
Воспитатель: Дети, я знаю, что вы любите сказки. А какие сказки вы знаете? (ответы детей)
- А сказку Корнея Ивановича Чуковского “Муха-Цокотуха” вы знаете? (ответы детей)
- Предлагаю отправиться в гости к Мухе-Цокотухе.
Прямой счёт 3-ками до 50, дальше 4-ками до 100 по числовой ленте,
обратный счёт 5-ками от 100 до 0.
- Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муза по полю пошла,
Муха денежку нашла,
Пошла Муха на базар
И купила самовар!...
-Скажите, если бы вы нашли денежку, то на что бы ее потратили? Что бы вы купили? (ответы детей)
-Но денег мы с вами не нашли, поэтому предлагаю заработать их своим умом, решив задачи:
1. Три пушистых кошечки
Улеглись в лукошечке.
Тут одна к ним прибежала.
Сколько кошек вместе стало? (четыре)
2.Шесть веселых поросят
У корытца в ряд стоят!
Тут один улегся спать –
Поросят осталось… (пять)
3. Шесть щенят
Плюс мама – лайка.
Сколько будет?
Посчитай-ка! (семь)
Воспитатель: Теперь давайте пойдем, все вместе в магазин и купим угощение
для Мухи-Цокотухи. У каждого товара своя цена - число (карточка). Вы выбираете то, что хотите купить, берёте карточку и к ней подбираете два числа (карточки), которые если вместе сложить (составить), то получиться «цена-число» товара.
упражнение «Состав числа»
Воспитатель: Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали,
А букашки по три чашки
С молочком и крендельком.
Перечислите, кто пришел в гости Мухе-Цокотухе? (ответы детей)
-Давайте для гостей мы накроем праздничный стол.
Дети на столе оставляют купленные продукты.
- Молодцы! А кто ещё мог бы придти в
гости к Мухе-Цокотухе? (ответы детей)
- А теперь подойдите к своим столам, возьмите простые карандаши с ластиками и
«расколдуйте» рисунок, соедините точки по порядку.
Воспитатель: - Так кто ещё мог придти в гости к Мухе-Цокотухе? (стрекоза)
- А теперь внимательно посмотрите на сапожок. Постарайтесь запомнить, из
каких геометрических фигур состоит сапожок. Запомнили? Хорошо! А теперь сами составьте такой же сапожок из частей, которые лежат у вас на столах.
Дети составляют сапожок из частей и самостоятельно проверяют правильность выполнения задания по образцу.
- Какие геометрические фигуры вы использовали? (ответы детей)
- Сколько здесь квадратов? треугольников, …? (ответы детей)
-А теперь соедините свои сапожки в пары: сдвиньте свою фигуру с фигурой
вашего “соседа”.
А сапожки не простые,
В них застежки золотые.
Звучит фонограмма (музыка).
Вдруг какой-то старичок-Паучок.
Нашу Муху в уголок поволок.
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить.
Дорогие гости, помогите,
Муху вы освободите!
Воспитатель: Нужно срочно спасать нашу Муху-Цокотуху, распутать паутинку. Паутинка наша состоит из полосок разных по цвету и длине. Нужно измерить каждому свою полоску (у детей бейджики соответствующего цвета) с помощью метра и найти карточку с числом, соответствующим длине полоски.
-Какого цвета сама короткая паутина? (ответы детей)
- Какой длины эта полоска? (ответы детей)
-Какого цвета самая длинная полоска-паутинка? (ответы детей)
-Какой длины эта полоска? (ответы детей)
- Какой длины остальные полоски? (ответы детей)
Воспитатель:
Но жуки червяки испугалися,
По углам, по щелям разбежалися.
-Вы хотите узнать, где спрятались “жуки-червяки”? Тогда выполните задание:
- найдите на числовой ленте число 63.
Дети находят число, а под ним спрятана картинка, например, таракана.
- Найдите и назовите число, которое стоит между 75 и 77.
Там находят картинку с изображением другого насекомого и т.д.
- Найдите и назовите число, у которого 5 десятков и 3 единицы, 8 десятков и
4 единицы.
- Назовите последующее число от числа 23.
- Назовите предыдущее число от числа 18.
- Назовите соседей числа 98, 38.
Воспитатель: Молодцы! Всех гостей нашли.
Вдруг откуда-то летит
Маленький комарик,
И в руке его горит
Маленький фонарик.
Подлетает к пауку,
Саблю вынимает
И ему на всем скаку
Голову срубает.
Муху за руку берет
И к окошечку ведет…
Тара-тара, тара-ра,
Заплясала Мошкара!
Слава, слава Комару – победителю
Воспитатель: Ну вот, наше путешествие в гости к Мухе-Цокотухе подходит
к концу. Вам понравилось? (ответы детей)
- Что вам больше всего понравилось? (ответы детей)
-А теперь давайте выложим в ряд картинки: монета, сапожок, паук, стрекоза.
Вспомним, что было сначала, что потом (рассказ детей)
Воспитатель: Вот и сказке конец, а кто играл с нами – молодец!!!