Все социальные организации можно подвергнуть классификации по определенным признакам. В курсе теории организации рассматриваются преимущественно как социальные системы, где основным связующим элементом является человек. Их особенности раскрываются через реализацию потенциальных возможностей и способностей человека, через формирование единства интересов людей (общественных, коллективных, личных). Единство целей и интересов служит системообразующим фактором.
В зависимости от поставленных целей социальные организации могут быть образовательными, экономическими, политическими, медицинскими и др. Каждый из этих видов имеет приоритет собственных целей. Так, для социально-экономических организаций главная цель заключается в получении максимальной прибыли; для социально-культурных – в достижении эстетических целей, а получение максимальной прибыли является вторичной целью; для социально-образовательных – достижение современного уровня знаний, а получение прибыли также является вторичной целью.
Социальные организации могут также различаться по
отраслевой принадлежности (промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, торговые и др.), самостоятельности принятия решений (головные / материнские, дочерние и зависимые) и др.
По степени формализации существующих связей, взаимодействий и отношений различаютформальные и неформальные социальные организации. Формальные организации – это зарегистрированные в установленном порядке общества, товарищества и т.д., которые выступают как юридические и неюридические лица. Неформальные организации – это организации, которые в силу своей малочисленности либо по каким-то другим причинам не зарегистрированы в государственном органе. К ним относятся объединения людей, связанных личными интересами в области культуры, быта, спорта и др., имеющие лидера и не ведущие хозяйственную деятельность, направленную на получение материальной прибыли.
В основе формальной организации лежит разделение труда, возникающее как результат необходимой специализации. Разделение труда выступает в виде системы статусов, или должностей. Каждая должность наделена специфическими функциями таким образом, что все задачи оказываются распределенными между членами организации. По сходству функций должностные статусы упорядочиваются в иерархическую структуру, в различные организационные подразделения по принципу руководящие – подчиненные, в лестницу зависимостей между низшими (подчиненными) и высшими (руководящими).
Поскольку в основе формальной организации лежит принцип целесообразности, сознательного движения к определенной цели, она рациональна по природе. Формальная организация имеет орган власти и аппарат управления, а также различные регуляторы своей деятельности: нормы и модели служебного поведения, принципы вознаграждения и др. Кроме того, она принципиально безлична, т.е. рассчитана на абстрактных индивидов, между которыми предполагается только служебные отношения.
Формальная организация имеет сильную тенденцию превращаться в бюрократическую систему. Формирование бюрократии, т.е. управленческого аппарата, Вебер считал главным аспектом процесса рационализации и эффективности организации. Для описания характерных особенностей бюрократии он использовал понятие идеального типа, или модели. Идеальный тип – это образец, обладающий существенными качественными признаками объектов определенного класса. Вебер выделилсемь основных черт бюрократии:
1. Разделение труда, обусловленное определенными правилами или законами. На любом предприятии, фирме имеется описание обязанностей директора, управляющего делами, менеджеров, работников, продавцов и т.д.
2. Порядок подчиненности: иерархия выше- и нижестоящих должностных лиц, которые, в свою очередь, являются начальниками других сотрудников. Иными словами, речь идет о системе вертикальной зависимости (сверху вниз), имеющейся в любой организации. Например, в современной фирме это совет директоров, руководители высшего и среднего уровней, нижестоящие начальники, осуществляющие контроль деятельности рядовых служащих.
3. Публичный офис (канцелярия или «бюро») – основа бюрократии, где собраны все письменные документы, касающиеся деятельности учреждения. (Современная фирма предполагает и электронный вид организационных документов).
4. Официальная процедура подготовки должностных лиц в организации. Требования к рядовому делопроизводителю сравнительно просты, тогда как программы подготовки ряда руководящих работников длинны и сложны.
5. Штатные сотрудники: сотрудники, работающие в организации на постоянной основе и посвятившие все свои силы деятельности данной организации, т.е. для них работа в организации – это главное занятие.
6.Достаточно устойчивые общие правила, регулирующие режим работы: начало и конец работы, обеденный перерыв, отпуска. В некоторых организациях они могут быть детально прописаны, например, в вузе: начало и окончание учебного года, расписание занятий, сроки экзаменационных сессий, каникулы и т.п.
7. Лояльность каждого работника по отношению к организации, стремление следовать установленным правилам. Это не обязательно означает преданность руководителю организации или любому другому ее сотруднику.
Все это делает поведение сотрудников организации предсказуемым, помогает руководству координировать деятельность работников. В свою очередь, предсказуемость и координация являются основными факторами, способствующими повышению эффективности и производительности труда. Именно высокая экономическая эффективностьявляется, по Веберу, главным достоинством бюрократии. Она включает постоянство управленческого процесса, единоначалие, субординацию, знание, точность, быстроту, служебную тайну и сведение к минимуму конфликтов.
В то же время социологи, в частности Т. Парсонс, А. Гоулднер и др., отмечали недостатки бюрократии. Ее главный недостаток состоит в игнорировании специфики конфликтных ситуаций, действиях по шаблону, отсутствии необходимой гибкости. Другим слабым местом является противоречие двух типов власти, когда власть бюрократа базируется на праве приказа, т.е. подчинение ему не является добровольным, тогда как подчинение авторитетному специалисту добровольно, поскольку связано с признанием его социального и профессионального статуса. Из этого следует, что данное противоречие может стать основой постоянных конфликтов. Следующий недостаток бюрократии – противоречие между бюрократической организацией управления и творческой деятельностью, восприимчивостью организации к нововведениям. Это противоречие проявляется в том, что характер связей и зависимостей, сложившихся в организации, препятствует ее инновационной деятельности: действия подчиненных трактуются как правильные только в том случае, если они соответствуют уставам и приказам начальства. Однако знания и способность к творчеству не могут передаваться в приказном порядке. Система поощрения в бюрократических организациях также способствует конформизму поведения и мышления, а не самостоятельности и творчеству, из чего можно заключить, что бюрократия не способна управлять творческим процессом.
Основанием для классификации организаций может также служить некоторая совокупность организационных признаков. Так, социальные организации могут быть:
· правительственные и неправительственные;
· коммерческие и некоммерческие;
· бюджетные и небюджетные;
· общественные и хозяйственные.
Статус правительственной социальной организации дается официальными органами власти. На них распространяются различные привилегии, льготы и жесткие обязательства. К неправительственным социальным организациям относятся все другие социальные организации, не имеющие такого статуса.
Коммерческие социальные организации главной своей целью считают получение максимальной прибыли в интересах учредителей, тогда как для некоммерческих основная цель состоит в удовлетворении общественных потребностей, при этом вся прибыль идет не учредителям, а на развитие социальной организации.
Бюджетные социальные организации строят свою деятельность исходя из выделенных государством средств, при этом они освобождаются от уплаты многих налогов, в том числе НДС. Небюджетные социальные организации сами изыскивают источники финансирования. Многие социальные организации пытаются привлечь для своего развития как бюджетные, так и небюджетные средства.
Общественные социальные организации строят свою деятельность на основе удовлетворения потребностей своих членов общества (во внутренней среде), а хозяйственные – на основе удовлетворения потребностей и интересов человека и общества во внешней для организации среде.
Таким образом, можно заключить, что, несмотря на различие классификационных признаков, все указанные организационные формы взаимосвязаны и пересекаются между собой.