Заголовок печатного текста
Nicko72@mail.ru
1. «Минотавр – миф или реальность?» любая новостная лента.
2. «Британские ученые работают над созданием… Минотавра!» Желтая пресса
3. «Проблема стволовых клеток решена?» Какая-нибудь медицинская газета на уровне области.
Литература:
Лазарева «Заголовок в газете», Свердловск, 1989 год.
Функции заголовка:
1. Номинативная – назывная, информационная. Заголовок дает представление, о чем материал.
2. Рекламная – заголовок косвенно, ассоциативно связан с содержанием статьи.
Типы заглавий (по классификации Марины Шосток):
1. Заголовок-хроника. – заголовок, передающий новость. «Началось строительство газопровода в обход Чечне».
2. Заголовок-бегущая строка – заголовок как начало статьи (с тремя точками часто). «Всего семь процентов… занимает золото в золотовалютном запасе Японии».
3. Заголовок-резюме – Заголовок с комментарием автора. Прямое, игровое резюме, с ироничным смыслом, с подчеркнутым комментарием, резюме-парадокс. «Ожидали свистка, дождались поражения».
4. Заголовок-интрига – интригующее своим названием. «За что берут взятки в московской полиции?» «Где нефть, там и шпионы», «Зачем ГИБДД спаивают пингвинов?»
5. Заголовок-цитата – наиболее интересная фраза выдергивается из контекста и помещается в заголовок. «Брынцалов: мне не зачем поднимать народ с колен. Пусть ползает, но с толстыми карманами».
6. Заголовки-ужастики – заголовки, шокирующие читателя.
7. Вирши – рифмованные заголовки. «Великий Той под Алма-Атой»
8. Цветные заголовки – где используется название цветов (Черное золото, голубой экран). «Белые перчатки и черные дубинки», «Зеленое знамя Аллаха».
9. Аллитерация – «За одним столом со Сталлоне»
10. Лозунги и призывы – «Даешь новый праздник: день зарплаты»
11. Фривольности, легкий намек – «Убили ребенка Чубайса» - про котенка кота по имени Чубайс.
Актуализация заголовков – приемы привлечения внимания к заголовку.
1. Синтаксические приемы – позволяют выделять главное. Больше свойственны консервативной, официальной прессе.
1) Эллиптические (неполные) конструкции: «С дружеским визитом» - неважно, кто приехал, куда приехал, зачем, но подчеркивается, что именно с дружеским.
2) Разделение заголовка: «Помним. Всех», «Мода: за и против». Подчеркивается значимость той и другой части заголовка.
3) Сочетание в заголовке сущ+сущ. Или сущ.+нареч. «Экономиста – в президенты»
4) Инверсия. Неправильный в предложении слов порядок, вот что инверсия значит такое. «Комсомольский выполнен заказ»
2. Лексико-фразеологические приемы. Строятся на нарушении привычного изложения. Используются новые слова, изменяются известные, огромное количество прецедентных текстов.
1) Окказионализмы – Отличаются от неологизмов тем, что не входят в обиход, а остаются необычными, новыми. «Сверхнечеловек».
2) Периферийные слова – «Всероссийская студенческая тусня»
3) Заголовки-парадоксы – «Валенки из Италии», «Внучка Чехова не говорит по-русски»
4) Омонимы (омоформы), антонимы, паронимы – «Сила слабости», «Стройка на тройку»;
5) Аллюзии – стилистический прием, заключающийся в соотнесении описываемого с устойчивым общеизвестным понятием или высказыванием литературного, исторического, мифологического характера. Мишенью аллюзий могут быть пословицы, поговорки, афоризмы, литературные цитаты и прочее…
6) Прецедентные тексты – использующиеся во второй, третий раз, имеют отсылку к чему-то, существующему ранее. «Очки прилетели» (отсылает к «Грачи прилетели»)
Заголовок и формат
Формат – стандарт СМИ, обусловленный их типом, каналом распространения, объемом и полиграфическим форматом или хронометражем, особенностями аудитории, периодичностью, редакционной политикой.
1. Информационный свойственен деловой прессе, консервативной, региональной, многим интернет и бульварным изданиям (желтая пресса)
2. Рекламный. Свойственен массовой прессе, глянцевым и аналитическим журналам. Это связано с интеллектуально развитой аудиторией. Поэтому таким изданиям присуща игра слов.
Задание: Письменная работа. По результатам заголовков отдельного печатного издания. Должны быть отмечены основные принципы создания заголовков, выделены наиболее продуктивные модели, сделаны выводы о «политике заголовка» в исследуемом издании.
Сперва представляем, что из себя представляет издание – ниша, аудитория. Какие превалируют типы заголовков, проанализировать заголовочную политику – насколько она соответствует формату, имиджу издания, запроса аудитории. Примеры, доказывающие наши выводы. Анализ делает на основе нескольких номеров, а не одного-двух.
Формат А4, единичный интервал, 14 шрифт, 3-4 страницы.