По отношению к организации культура выполняет функций: [4, стр. 48]
1. Охранная функция состоит в создании барьера от нежелательных внешних воздействий;
2. Интегрирующая функция формирует чувство принадлежности к организации, гордости за нее, стремление посторонние лиц включиться в нее, что чрезвычайно важно для решения кадровых проблем;
3. Регулирующая функция поддерживает необходимые правила и нормы поведения членов организации, их взаимоотношений, контактов с внешним миром, что является гарантией стабильности, уменьшает возможность нежелательных конфликтов.
4. Адаптивная функция облегчает взаимное приспособление людей друг к другу и к организации. Она реализуется через общие нормы поведения, ритуалы, обряды, с помощью которых осуществляется также воспитание сотрудников.
5. Ориентирующая функция культуры направляет деятельность организации и ее участников в необходимое русло;
6. Мотивационная функция создает для этого необходимые стимулы. Известно, например, что великие цели пробуждают в людях активность, стремление к их достижению, самореализации;
7. Функция формирования имиджа организации, то есть ее образа в глазах окружающих.
Желательно иметь умеренно сильную культуру в организации и поддерживать ее с помощью методов поддержки организационной культуры.
Методы сведены в шесть основных групп: [5, стр. 67]
1. Первая группа. Четко выделяя свои ежедневные зоны, объекты, предметы внимания, оценки и формы контроля, менеджеры указывают тем самым своим работникам на приоритеты их деятельности;
2. Вторая группа. Реакция руководства на кризисы указывает работникам на приоритеты, которые те имеют (сокращение численности персонала, рабочего дня, переквалификация, сохранение рабочих мест);
3. Третья группа. Моделирование ролей, обучение и тренировка работников должны осуществляться в рамках программ постоянного совершенствования их квалификации;
4. Четвертая группа. Критерии наград и статусов - это четко сформулированные подходы к мотивации сотрудников;
5. Пятая группа. Критерии подбора, продвижения и увольнения сотрудников, доведенные до них, начиная с процедур приема на работу;
6. Шестая группа. Традиции, ритуалы и символика, используемые организацией в периоды праздников (работникам дается возможность почувствовать свою сопричастность фирме.)
Таким образом, основное внимание в данной главе было уделено изучению понятия «организационная культура». Мы приходим к выводу, что организационная культура – это убеждения, нормы поведения, установки и ценности, которые являются неписанными правилами, определяющими как должны работать и вести себя люди в данной организации.
Организационная культура – один из важнейших факторов эффективности организации. Личная вера, ценности и стиль поведения руководителя организации во многом определяет культуру организации.
Глава 2. Аналитическая.
Полное наименование банка исследуемой организации - Открытое Акционерное Общество Национальный банк “ТРАСТ”. Сокращенное наименование- НБ “ТРАСТ”.
Банк предлагает целый ряд услуг как для физических, так и для юридических лиц.
Банковские услуги для клиентов - юридических лиц:
1. Расчетно-кассовоеобслуживание счетов юридических лиц в рублях и иностранной валюте:
2.Валютные операции:
3.Документарные операции в рублях и иностранной валюте с использованием аккредитивов и инкассо.
4. Операции на рынке ценных бумаг, покупка и продажа ценных бумаг по поручению клиента.
5. Кредитование и инвестиционные операции:
6. Неторговые операции:
Банковские услуги для клиентов - физических лиц:
Операции с вкладами физических лиц:
2. Осуществление переводов по системе электронных платежей WESTERN UNION.
3. Кредитование физических лиц.
4. Операции с пластиковыми картами.
В рамках данной работы, был проведен анализ влияния внешней среды на организационную культуру компании с помощью Pest-анализа и интервьюированием. Цель анализа – выявить недостатки организационной культуры на данном предприятии, чтобы в дальнейшем разработать рекомендации по устранению этих недостатков.
Таблица 1. Pest –анализ влияния внешней среды на организационную культуру компании.
Наименование среды | Наименование фактора | Экспертная оценка (балл) | |||
общая | |||||
Политическая | Конституция РФ | 4,33 | |||
Гражданский кодекс | 4,00 | ||||
Налоговый кодекс | 4,66 | ||||
Трудовой кодекс | 4,33 | ||||
Экономическая | Среднегодовая численность безработных | 4,00 | |||
Среднегодовой денежный доход населения | 5,00 | ||||
Потребительские расходы в среднем на душу населения | 4,66 | ||||
Численность населения с доходом ниже прожиточного минимума | 4,66 | ||||
ВВП на душу населения | 4,66 | ||||
Демографическая | Численность населения | 4,00 | |||
Возрастной состав населения | 4,00 | ||||
Коэффициент миграционного прироста | 3,33 | ||||
Благоустройство жилищного фонда | 4,00 | ||||
Культурная | Число учащихся в дневных общеобразовательных учреждениях | 4,00 | |||
Число музеев | 3,66 | ||||
Число спортивных учреждений | 3,66 | ||||
Общедоступные библиотеки | 3,66 | ||||
НТС | Число организаций использующих НКТ | 4,66 | |||
Число ПК на 100 работников | 4,33 | ||||
Число организаций выполняющих исследования и разработки | 4,33 | ||||
Затраты на технологические инновации | 4,66 | ||||
Инновационная активность организации | 4,00 | ||||
Природная | Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу | 3,00 | |||
Использование свежей воды | 2,33 | ||||
Сброс загрязненных сточных вод | 2,33 |
Таблица 2
Наименование фактора | Количество факторов | Общая экспертная оценка | Доля | Ранг |
Политический | 17,32 | 17,27 | ||
Экономический | 22,98 | 22,92 | ||
Демографический | 15,33 | 15,29 | ||
Культурный | 14,98 | 14,94 | ||
Научно-технический | 21,98 | 21,95 | ||
Природный | 7,66 | 7,64 | ||
Всего | 100,25 |
Цель проведения PEST-анализа выявить прогнозный фон. К прогнозному фону относятся факторы двух сред: Научно-технической и экономической. Их совокупное влияние практически равно 50% (44,9). Количество факторов – 10.
Было проведено интервьюирование для выявление мнения коллектива филиала компании ОАО «НБ ТРАСТ» относительно организационной культуры компании по 10 пунктам. Была подобрана репрезентативная выборка в количестве 10 человек. Респонденты должны были оценить каждый из параметров по 5ти балльной шкале в зависимости от удовлетворенности той или иной категорией.
Респонденты | ||||||||||||
Вопросы | Сред | |||||||||||
1. Степень удовлетворения отношениями в компании | 3,5 | |||||||||||
2. Уровень соблюдения субординации в коллективе | 3,9 | |||||||||||
3. Велик ли уровень корпоративного духа? | 3,9 | |||||||||||
4. Ценности компании-ценности команды работников? | 4,1 | |||||||||||
5. Близка ли вам организационная культура? | 4,3 | |||||||||||
6. Всегда ли сотрудник мотивирован предельно? | 4,2 | |||||||||||
7. По праву ли распределены должности компании? | 4,5 | |||||||||||
8. Степень удовлетворенности оценкой собственных усилий (зар. плата) | 3,8 | |||||||||||
9 Количество и частота конфликтных ситуаций | 2,4 | |||||||||||
10. Возможность карьерного роста | 4.00 | |||||||||||
Таблица 3
Для того чтобы определить направление политики развития компании необходимо провести анализ его внутренней и внешней сред. Одним из таких методов является SWOT-анализ.
SWOT-анализ ОАО «НБ ТРАСТ» представлен в Таблице 4.
Таблица 4
Сильные стороны - надежность банка - доступ к «длинным» денежным ресурсам - известность торговой марки - опыт привлечения и удержания клиентов, индивидуальное обслуживание клиентов - динамичное реагирование на рыночные изменения - концентрация на определенных продуктах и услугах - передовые информационные технологии и высокое качество обслуживания - профессиональный персонал и высокопрофессиональная система управления - эффективная связь с местными органами власти - удачное месторасположение | Возможности - улучшение инвестиционного климата в Санкт-Петербурге и рост доходов населения - резкий рост спроса на отдельные виды банковских услуг и продуктов - разработка новых маркетинговых стратегий - развитие недостаточно освоенных видов обслуживания (ипотечное кредитование, Интернет- банкинг) - более выгодные условия предоставления кредита - ухудшение позиций конкурентов - увеличение количества предприятий, сотрудничающих с банком - предложение долгосрочных отношений с добросовестными клиентами - наличие большой клиентской базы - региональная экспансия | Угрозы - сложность возврата просроченных кредитов - постоянный выход на рынок новых конкурентов - насыщенность рынка услугами кредитования - изменений предпочтений клиентов - минимальное время оформления кредита и минимальный пакет документов для оформления кредита у конкурентов - нехватка качественных заемщиков - наличие неплательщиков, затраты на судебные разбирательства - большое количество предприятий, на которых люди работают за «черную» зарплату - ужесточение политики ЦБ - паника на банковском рынке |
Как воспользоваться открывающимися возможностями, используя сильные стороны? - передовые информационные технологии позволят расширить круг потенциальных клиентов среди молодежи и офисных работников - расширение и повышение эффективности региональной сети - открытие дополнительных офисов банка, установка банкоматов в каждом районе города - контроль над издержками банка и их рациональное сокращение - увеличение ассортимента банковских услуг, предлагаемых непосредственно одному клиенту | За счет каких сильных сторон можно нейтрализовать существующие угрозы? - отслеживать предпочтения клиентов поможет внедрение клиентоориентированной стратегии и структуры (усиление маркетингового подразделения, постоянный мониторинг рынков, анализ клиентской базы, анализ предпочтений клиентов, планов их развития) - усиление работ по созданию привлекательности образа банка – за счет узнаваемости брэнда выделяется на фоне других банков, тем самым, привлекая потенциальных клиентов - разработка и внедрение системы обучения и мотивации персонала - возрастающий уровень образованности клиентов приводит к тому, что клиенты перестанут брать кредиты «вслепую» | |
Слабые стороны - неочевидные преимущества от новых проектов - плохое управление активами - не совершенствует основные бизнес-процессы - не отслеживает конкурентов - не обучает персонал - отрицательная динамика по сравнению с конкурентами. | Какие слабые стороны могут помешать воспользоваться возможностями? - в результате отсутствия информации о конкурентах и их предложений возникает возможность потери клиентов - низкая квалификация персонала снизит качество и количество предлагаемых услуг | Каких угроз, усугубленных слабыми сторонами, нужно больше всего опасаться? - появление большого количества новых банков может повлечь за собой полный пересмотр ценовой политики и снижение стоимости услуг, что приведет к финансовым потерям - нехватка качественных заемщиков влечет за собой высокий процент не возврата кредитов |