Задание 1. Заполните таблицу «Виды монархии и их признаки »
Вопросы для сравнения | Абсолютная монархия | Дуалистическая монархия | Парламентская монархия |
Принадлежность законодательной власти | |||
Осуществление исполнительной власти | |||
Назначение главы правительства | |||
Ответственность правительства | |||
Право роспуска парламента | |||
Право veto монарха на решения парламента | |||
Чрезвычайно-указное законодательство монарха | |||
Современные страны (примеры) |
Задание 2. Заполните таблицу «Виды республик и их признаки »
Вопросы для сравнения | Президентская республика | Смешанная республика | Парламентская республика |
Порядок избрания президента | |||
Порядок образования правительства | |||
Ответственность правительства | |||
Право роспуска парламента у президента | |||
Наличие поста премьер-министра | |||
Объём полномочий президента | |||
Современные страны (примеры) |
Задание 3.
Заполните таблицу “Формы государственного устройства”
Вопросы для сравнения | Унитарное государство | Федеративное государство | Конфедерация |
Территория | |||
Статус административно-территориальных единиц | |||
Государственный аппарат | |||
Гражданство | |||
Правовая система | |||
Налоговая система | |||
Судебная система | |||
Современные страны (примеры) |
Задание 4.
На основании изученного материала нарисуйте схему «Форма государства».
Задание 5.
Дайте письменный ответ на вопрос “Почему большинство федеративных государств отказывают своим субъектам в праве сецессии?”
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6.
Определите форму правления государства.
Государство Ватикан образовано в 1929 году на основе Латеранского договора между Италией и главой Римской Католической церкви – Папой Пием XI. Глава государства Ватикан – Папа Римский (глава Католической церкви). Он избирается пожизненно коллегией кардиналов. Папе принадлежит верховная законодательная, исполнительная и судебная власть. Парламент в Ватикане отсутствует. Действуют только совещательные органы: Вселенский Собор Римской Католической церкви, собираемый раз в несколько десятилетий; коллегия кардиналов; епископский собор. Папа Римский назначает членов правительства (римской курии), которое непосредственно управляет делами церкви и государства. Римскую курию возглавляет государственный секретарь Ватикана, выполняющий одновременно функции премьер-министра и министра иностранных дел. Своеобразными министерствами являются конгрегации. Делами самого государства Ватикан ведает комиссия, назначаемая Папой и состоящая из трех кардиналов, губернатора и генерального советника.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7.
Проанализируйте с юридической точки зрения форму Российского государства.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 8.
В каких формах федерация осуществляет текущий и чрезвычайный контроль за субъектами федерации? Какие меры принуждения могут использоваться федеральной властью по отношению к субъектам федерации?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 9.
На примере развития Российской Федерации проанализируйте типы политических режимов.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 3.4. Механизм (аппарат) государства
Задание 1.
Понятие “механизма государства” нередко отождествляется с понятием “аппарат государства”. Используя полученные знания по данному вопросу, ответьте: тожественны ли эти два понятия.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2.
Проклассифицируйте по всем основаниям следующие государственные органы:
1. Конституционный суд РФ
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Президент США
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Губернатор штата Техас
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Министр иностранных дел Франции
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Парламент Англии
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3.
Найдите ошибку и исправьте ее. «Президент РФ является коллегиальным, временным органом. Он является высшим органом государственной власти в РФ. Это первичный орган».
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4.
Почему в соответствии с теорией разделения властей первое место среди ветвей государственной власти занимает власть законодательная?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5.
К какой ветви власти можно отнести: Правительство Санкт-Петербурга; Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, городской суд Санкт-Петербурга. Ответ обоснуйте.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6.
В чем отличие органа государства от учреждения государства? Приведите пример того и другого.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7.
Изучите главы 4–8 Конституции РФ и представьте механизм российского государства в виде схемы. Все ли государственные органы вписываются в классическую схему трех ветвей власти?
РАЗДЕЛ 4. ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
Тема 4.1. Государство в политической системе общества.
Задание 1.
Объясните, почему государство является «центральным звеном политической системы».
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2.
Запишите известные Вам политические партии и неполитические объединения России, связанные с политической деятельностью.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3.
Дайте аргументированный ответ на вопрос: «Всегда ли сильное государство является благом для граждан?» Приведите конкретные исторические примеры.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4.
Дайте обоснованный ответ на вопрос: “В чем выражается определенное воздействие общественных организаций на государство?”
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5.
Президент США Дж.Картер любил повторять одну остроту: «Политическая деятельность – вторая древнейшая в мире профессия, состоящая в близком родстве с первой». Вы разделяете его мнение? Какие негативы политической сферы Вы могли бы отметить?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6.
Один из анекдотов утверждает, что однажды Александр Македонский, Цезарь и Наполеон наблюдали парад войск на Красной площади.
– Если бы у меня были такие танки, – сказал Александр Македонский, – я был бы непобедим.
– Если бы у меня были такие самолеты, – говорит Цезарь, – я завоевал бы весь мир.
– А если бы у меня была современная пресса, – заметил Наполеон, – мир никогда не узнал бы о моем поражении при Ватерлоо.
Как Вы думаете, какую роль играют средства массовой информации в политико-правовых отношениях? Почему СМИ называют четвертой властью? Каковы должны быть взаимоотношения государственных и частных СМИ с государством?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________