БРИХАТ ПАРАШАРА ХОРА ШАСТРА




Коментарий к 1 Главе Брихад Парашара Хора Шастры

Опубликовал yasomati 23.06.2010 — Оставить комментарий

ПРЕДЫСЛОВИЕ

Спасибо огромное Марине Белогубец! Она взяла на себя нелегкий труд перевести с английского мой комментарий к первой, философской главе фундаментального астрологического трактата «Брихад-парашара-хора шастра». История появления этого комментария очень неожиданна, и я бы хотел сперва поделиться ей с вами, перед тем, как предоставить саму работу.

Дело было аж в 1999 году, когда я вместе с первыми учениками моего джьотиш-гуру Санджая Ратха, обложившись книгами и погрузившись в океан нашей астрологической группы на yahoo.com грыз гранит Джьотиш. Тогда моему Нароттаму еще не было года, и я как раз делил свое время между хлопотами о нем и изучением астрологии. Помню, голова у меня просто гудела от информационной перегрузки.

Все шло хорошо, Санджая давал уроки через Интернет, отвечал на многочисленные вопросы, разъяснял сложные моменты, давал задания, велись дискуссии. Единственное, что меня удручало, это типично «индуистское» пантеистическое настроение, которое пронизывали эти дискуссии. Что, дескать, все боги и богини – суть проявление одного безличного начала, без принятия различия между Личностью Бога и Его энергиями. Поэтому, согласно этой имперсональной точке зрения, кому хочешь, тому поклоняйся, хоть пню.

Всякий раз, когда очередная сентенция в этом духе всплывала в yahoo.группе, я ощущал, будто нож вонзается в сердце. И в какой-то момент, когда кто-то с энтузиазмом стал обсуждать, что, дескать, Шримати Радхарани и Кали суть одно, только в тамогуне, я подумал: «Финиш! Сил моих терпеть эти издевательства больше нету! Гори оно все синим пламенем! Я ухожу!» Я об этом прямо и написал Санджаю, надеясь, что меня выгонят из SJC (Международный Центр Шри Джаганнатха).

К моему удивлению, из школы меня не выгнали. Санджай ответил, что в действительности в головах у людей царит философская путаница, и предложил мне перевести и прокомментировать первую главу «Брихад-парашара-хора-шастры», которая как раз содержит в себе изложение фундаментальных философских истин, стоящих за ведической астрологией. Существующие английские переводы этого трактата содержат в себе много неточностей и неправильного понимания – как со стороны философии, так и Джьотиш.

Я обложился книгами Шрилы Прабхупады, в первую очередь Чайтанья Чаритамритой, и взялся за работу. К счастью, оказалось, что моего начального знания санскрита хватило, чтобы аккуратно перевести стихи. Через неделю работа была завершена, и я выслал ее Санджаю, надеясь, что меня таки выгонят из SJC, как «еретика». Но меня постигло разочарование. Санджай написал восторженный отзыв о переводе и комментарии, и к моей неожиданности дал посвящение в Брихаспати-гаятри мантру и уполномочил быть Джьотиш-гуру. Вот так оно все и произошло! Поскольку я переводил и комментировал сразу на английский, то этот комментарий долго валялся в недрах моих архивов. И вот теперь одна из моих выпускниц курса Джьотиш-практик 2009-2010, Марина Белогубец замечательно перевела его на русский язык. Вот он – ловите!

МАНГАЛА-ЧАРАНАМ

Я родился в глубоком невежестве, и мой духовный учитель открыл мои глаза факелом знания. Я склоняюсь в глубоком почтении перед ним. Когда же Шрила Рупа Госвами Прабхупада, начавший в этом материальном мире движение, призванное осуществить желание Господа Чайтаньи, даст мне прибежище у своих лотосных стоп?

В глубоком почтении склоняюсь я к лотосным стопам своего духовного учителя и всех Вайшнавов. Я приношу свои почтительные поклоны лотосным стопам Шрилы Рупа Госвами, его старшему брату Санатане Госвами, а также Рагхунатхе дасу и Рагхунатхе Бхатте, Гопалу Бхатте и Шриле Дживе Госвами. Я приношу свои почтительные поклоны Господу Кришне Чайтанье и Господу Нитьянанде вместе с Адвайтой Ачарьей, Гададхарой, Шривасой и другими последователями. В глубоком почтении склоняюсь я перед Шримати Радхарани и Шри Кришной вместе с их преданными Шри Лалитой и Вишакхой.

В глубоком почтении я склоняюсь перед Его Божественной милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой, который очень дорог Господу Кришне, ибо для него нет иного прибежища, кроме лотосных стоп Господа. О, духовный учитель, слуга Сарасвати Госвами, мы склоняемся перед тобой в глубоком почтении. Ты милостиво проповедуешь учение Господа Чайтаньядевы и несёшь освобождение странам Запада, в которых широко распространился имперсонализм и философия пустоты.

О мой дорогой Кришна, Ты – источник творения и друг всех страждующих. Ты повелитель гопи и возлюбленный Радхарани. В глубоком почтении я склоняюсь пред тобой.

Я выражаю своё почтение царице Вриндавана, Радхарани, чья кожа цветом подобна расплавленному золоту. Ты, о дочь царя Вришабхану. очень дорога Господу Кришне.

Я в глубоком почтении склоняюсь перед всеми вайшнавами, преданными Господа. Они исполнены сострадания к обусловленным падшим душам и подобны древу желаний, которое может исполнить любое желание.

Я приношу мои поклоны Шри Кришне Чайтанье, Прабху Нитьянанде, Шри Адвайте, Гададхаре, Шривасе и всем остальным в линии преданности.

Харе Кришна Харе Кришна
Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама
Рама Рама Харе Харе

ШРИ ГАНЕШАЯ НАМАХ

БРИХАТ ПАРАШАРА ХОРА ШАСТРА

перевод

Я в глубоком почтении склоняюсь к лотосным стопам Господа Вигнешвары, потомка Умы, причине разрушения печалей, которому служат все живые существа; лицо которого с бивнями, как у слона, и который питается экстрактами плодов Капитха и Джамбы.

комментарий

Сначала Шри Парашара Муни приносит поклоны Шри Ганешу, который является представителем Духовного Учителя. Изначальный Духовный Учитель – это Сам Верховный Господь, чьё сокровенное желание – это вернуть несчастные обусловленные души домой к Богу. Человек, который несёт эту миссию от имени Господа и есть Духовный Учитель. И только по милости Духовного Учителя кто-то может пересечь океан невежества, а никак не собственными усилиями. Поэтому здесь обращаются к Шри Ганапати как к Вигнешваре, или тому, кто разрушает все препятствия на пути самореализации. Как огромный слон, он может легко вырвать с корнем из нашего сердца все ненужные материальные желания. Единственным делом, занимающим Духовного Учителя, является испитее нектара преданного служения лотосным стопам Господа. И это есть сущность Вед, и её сравнивают с экстрактом плодов Джамбу и Капиты, и остатки этого нектара – божественные инструкции, исходящие с его уст разрушают все печали порожденные невежеством. Поэтому Духовному Учителю неизменно служат как обусловленные, так и освобождённые души.

Шри Ганапати – истинный Духовный Учитель. Он известен как личность, которая записала великий эпос Махабхарату, продиктованную ему Шрилой Вьясадевой, составителем Вед. Он согласился на это при условиях, что, во-первых, Шрила Вьясадева продиктует все 300 000 стихов без остановки. И, во-вторых, он запишет только то, что будет ему понятным. Получив согласие, Шри Ганеша начал писать своим клыком. Второе условие было своего рода облегчением для Шрилы Вьясадевы, потому что, когда он чувствовал усталость, он вставлял какое-нибудь непонятное, приводящее в замешательство утверждение. При этом Шри Ганеша останавливался и размышлял над ним, а Вьясадева тем временем мог передохнуть. Бхагавад-Гита является квинтэссенцией Махабхараты. Таким образом, Шри Ганеша получил и реализовал знание Бхагавад-Гиты по прямой ученической преемственности, парампаре, от Вьясадевы, став подлинным Духовным Учителем. Кроме того, Шри Ганапати отвечает за знание математики, которая лежит в основе всех астрологических расчетов. А для нас людей Кали-юги, чьи интеллектуальные способности очень сильно уступают оным времен Махариши, благословения Шри Ганеши ещё более важны, так как он управляет компьютерами и другими схожими технологиями.

ГЛАВА 1. ТВОРЕНИЕ

Тексты 1-4

перевод

Однажды давным-давно, выражая сложенными руками своё почтение всезнающему мудрецу Парашаре, Майтрея спросил: «О, Почтенный Астролог, главная ветвь Вед имеет три раздела: Хору, Ганиту и Самхиту. Среди названных трёх разделов, Хора – самая выдающаяся. Я желаю узнать от Вас о её выдающихся подходах. Будьте добры, расскажите мне о них. Как была создана эта вселенная? Как она придёт к своему концу? Будьте добры, расскажите мне в деталях о взаимоотношениях между рожденными на этой земле и существующими на небесах».

комментарий

Краткое изложение о Шри Парашаре Муни, данное Шрилой Прабхупадой:

«Он является внуком Васиштхи Муни и отцом Вьясадевы. Он – сын Махариши Шакти, и его мать звали Адришьяти. Он был в утробе своей матери, когда той было всего лишь двенадцать. И он начал изучать Веды, находясь в утробе матери. Его отец был убит демоном, Калмасападой, и он хотел уничтожить весь мир, чтобы отомстить за отца. Однако его удержал от этого его дедушка Васиштха. Позднее он провёл ягью убивающую ракшасов, но Махариши Пуластья остановил его. Он произвёл на свет Вьясадеву, увлёкшись Сатьявати, которая должна была стать женой Махараджа Сантану. По благословению Парашары Сатьявати стала благоухать за версту. Он также жил во времена смерти Бхишмы. Он был духовным Учителем Махараджа Джанака и великим преданным Господа Шивы. Он является автором многих Ведических трудов и социологических наставлений».

Из последних, особенно знамениты составленные им Вишнупураны, а так же этот трактат Брихат Парашара Хора Шастра. Он особенно почитается вайшнавами Шри Рамануджи Сампрадаи и он признан ими как Маха-бхагавата, чистый преданный Верховного Господа Нараяны.

Майтрея: «Великий Риши былых времён. Он был духовным учителем Видуры и великим религиозным деятелем. Он дал совет Дритараштре поддерживать хорошие отношения с Пандавами. Дурйодхана не согласился и поэтому был проклят им. Он встречался с Вьясадевой и они устраивали религиозные беседы». (Шрила Прабхупада)

Майтрея Риши присутствовал, когда Господь Кришна давал Свои наставления по самореализации и преданному служению Удхаве перед тем как закончить Своё пребывание на этой планете. Позднее он передал их Видуре. Эти два диалога составляют значительную часть Шримад Бхагаватам.

Особенно важно, что сначала Майтрея предложил свои поклоны мудрецу Парашаре и затем со сложенными руками начал свои расспросы. Это смирение – основное качество истинного ученика. Вызывающий настрой не позволяет ученику получать знания, так как его уши блокируются. Поэтому эти признаки смирения, служения и проявления любознательности очень важны, и это также подтверждается в Бхагавад-Гите.

Майтрея Риши начинает свои расспросы с основных истин, касающихся создания и уничтожения вселенной, а также различных живых существ и энергий её составляющих.

Это называется самбандха-гьяна или знание о взаимоотношениях между различными составляющими мироздания. Основательное знание самбандха-гьяны является основой, и прежде чем погружаться в технические детали астрологической науки, следуя по стопам Шри Майтреи, ученик должен получить достаточное знание этих основных законов. Получить эти знания можно только по милости Духовного Учителя.

Тексты 5-8

Парашара сказал: «О, Брахман, твой вопрос служит благородной цели благоденствия мира, и он был правильно задан. Сначала позволь мне принести поклоны Верховному Брахману, Господу Нараяне, Его внутренней энергии Маха-Сарасвати Деви, и его лучезарной экспансии Сурья-Нараяне, который является главным среди тех, кто владеет умами живых существ и является причиной мироздания. Теперь я расскажу тебе науку астрологию такой, как я её услышал от Брахмы. Обучаться этой науке астрологии должны только те ученики, которые достойны и миролюбивы, которые преданны своим учителям, которые говорят только правду и верят в Бога. И только при таких условиях благо от изучения будет полным. Обучать этой науке нельзя нежелающих учеников, атеистов, коварных и хитрых людей.

Комментарий

Мы должны заметить, что Брихат Парашара Хора Шастра была рассказана майтреи Риши, который был не только очень умным, но и великим преданным Господа. Таким образом, она была передана одним Маха-бхагаватой другому Маха-бхагавате. Кто-то может спросить, почему освобожденная душа интересуется вопросами, связанными со сложностями мирской жизни (чем и является Астрология). Ответ таков, что, во-первых, чистые преданные Господа видят всё в связи с Господом и поэтому для них просто не существует чего-то, что не имеет отношение к Нему. Однако есть предупреждение, что находясь в обусловленном состоянии, мы не должны имитировать этот уровень и воображать, что чтобы мы не говорили, имеет духовную значимость. В этом отношении мы должны строго следовать предписаниям Гуру, Садху (Махаришей и других авторитетных святых личностей) а также Священных Писаний.

Во-вторых, чистые преданные Господа – очень сострадательны по своей природе, и поэтому они задают вопросы для блага людей в общем, с конечной целью их очищения и приведения к Лотосным стопам Господа, которые являются единственным убежищем для тех, кто страдает в этом материальном мире. Это не материальное сострадание, и которое обозначается словом шрея, что значит полное, конечное благо, в отличие от слова прея, которое значит немедленное или кратковременное благо. Очень важно помнить это и ученикам и практикующим Астрологию, которые ответственны давать правильное руководство людям в общем. Они должны следовать строго по следам Шри Парашары и Майтреи Риши, стремиться развивать чистую преданность Господу Нараяне или Кришне и вести людей к Его лотосным стопам.

Другое важное заключение, которое исходит из природы личностей вовлеченных в диалог, это то, что Брихат Парашара Хора Шастра является очень сжатым трактатом. Майтрее Риши достаточно было лишь несколько намеков Шри Парашары, чтобы понять предмет. Мы явно не находимся на этом уровне. К примеру, хотя такие фундаментальные понятия Джьотиша как Дробные карты, знаковые аспекты, Арудха-пады, Аргалы, Знаковые периоды присутствуют в этом трактате, едва ли кто-нибудь в настоящее время знает, как ими правильно пользоваться. Что уж говорить о чисто духовных темах, которые только слегка затрагиваются мудрецом в первой главе и которым даются подробные объяснения в других работах специально посвященным этим темам. Поэтому с этой целью мы воспользуемся работами других Махаришей. Так мы сначала дадим небольшой обзор иерархии всего мироздания Господа, как оно дано Господом Брахмаджи в его Брахма-самхите, а также Шри Мадхавой и Шри Чайтаньей, которые относятся к его Сампрадаи.

Это будет особенно уместно, так как Шри Парашара тоже получил эти знания от Брахмаджи. Мы также воспользуемся работами линии Рамануджи Сампрадаи, которая тщательнейшим образом разбирает слова Шри Парашары Муни в разных работах. Мы избежим большого количества цитат, так как цель этой работы дать простое и краткое вводное описание темы. Мы будем отсылать читателя к изначальным работам выше упомянутых личностей и других ачарьев в их цепи ученической преемственности. Многие из этих перекрёстных ссылок цитируются в комментариях Шрилы Прабхупады к Шримад Бхагаватам и Шри Чайтанья Чаритамрите.

Невозможно понять истину с платформы чьего-то ума и знания санскрита, так как слова имеют многообразные, часто противоречивые значения. Правильное понимание достигается только благодаря добросовестному следованию ученической преемственности. Мы надеемся, что по благословению Махаришей это короткое вступление поможет лучше понять различные утверждения Шри Парашары, данные в этой главе.

Парам Брахман или Верховная Абсолютная Истина является недвойственным завершенным целым Его составляющих. Это представлено концепцией одновременного единства и различия Шактимана, Верховной Энергии, и шакти, энергии или потенции. Приводится пример Солнца и солнечных лучей. Они неразделимы, так как они не существуют отдельно друг от друга. И всё-таки Солнце является источником лучей. Оно обладает всеми качествами всех его лучей на всем их бесконечном протяжении. Частички солнечного света качественно неотличны от Солнца, но они являются его бесконечно малым расширением. Мы можем символически показать это на рисунке:

Эти шакти разнообразны и Шактиман простирает Себя в них просто для того чтобы наслаждаться своими неограниченными трансцендентными играми. Эта экспансия или мироздание должно быть понято в онтологическом смысле, в вечности или за пределами влияния времени, так как время это всего лишь одна из энергий Верховного Господа, относящаяся к этому материальному миру.

И так, Шактиман будучи источником всего является Верховной личностью. Он также обладает безличностным аспектом, который является Его блестящим сиянием, но он считается более низшим аспектом (нараяна паровьяктат). Исходная форма Парам Брахмана называется Сваям-Рупа или Сваям-Бхагаван, который известен под именем Кришна (всепривлекающий), Шьямасундара (цвета грозовой тучи), Джаганнатх (это тайное имя раскрывается Шри Чайтаньей махапрабху в 7ом стихе Его Шикшаштаки) и другие. Шри Кришна живёт в Своей Верховной личной обители в духовном небе называемом Голока Вриндаван. Он является на Земле в Своей изначальной личностной форме один раз в день брахмы и этот приход совпадает с явлением лила-аватары, чьё имя также Кришна и кто является экспансией Кширодакашаи Вишну.

Сваям-рупа Господь простирает Себя в неограниченное количество личностных форм, все из которых подпадают в одну из категорий вишну-таттв. Они не являются множеством Богов. Они – одна личность, которая является разной в Своих различных настроениях. Подобно тому, как на работе ваши коллеги уважительно называют вас Мистер Роберт, а дома ваш маленький сынок зовёт вас папа и игриво боксирует вас в живот. Это только для нас бесконечно малых джив Он может казаться как многие личности, в то время как на самом деле он один. Вечно освобожденные дживы в духовном мире служат с любовью Ему в форме соответствующей их конституционным взаимоотношениям с Ним. Таким образом, когда мы теперь объясняем разные экспансии Господа, мы должны помнить, что не существует более низкого или более возвышенного свойства Господа. В духовном мире нет зависти или соперничества.

Так, не входя в детали, первая экспансия Кришны – это Шри Баларама. От него происходит первая четвёрка экспансий: Васудева, Санкаршана, Прадьюмна и Анирудха, которые наслаждаются играми в Матхуре и Двараке Духовного неба. Санкаршана воплощается в безграничную четырёхрукую форму Нараяны, который управляет бесчисленными планетами Вайкунтхи Духовного неба. Из Господа Нараяны происходит следующая четвёрка форм Васудева, Санкаршана, Прадьюмна и Анирудха, которых также называют Его ближайшими помощниками (имейте в виду, они все одна личность). Эта четверка экспансий, или Чатур-вьюха, будет позднее объяснена Шри Парашарой в следующих стихах. Из Санкаршаны этой второй четвёрки происходит Маха-Вишну, который возлегает в водах причинного океана и из пор тела которого исходят бесчисленное количество материальных вселенных. Мы поговорим о процессе создания мира позже, сейчас мы продолжим с духовной иерархией. Маха-Вишну проявляет себя как Гарбходакашая Вишну в каждой вселенной и который является началом каждой части вселенского проявления. Гарбходакашая Вишну дальше проявляет себя в форме Кширодакашая Вишну или Параматмы (сверхдуши), который управляет вселенной, находясь в каждом атоме и в каждом сердце. Из Кширодакашая Вишну также происходят все аватары Господа, которые являются либо Его личными экспансиями, либо уполномоченными воплощениями. Все эти формы Господа по причине Их бескорыстной милости проявляют себя в этом материальном мире в своих арча, или формах Божества, чтобы помочь своим преданным поклоняться Им. Все эти формы – чисто духовны по своей природе и обладают качествами сат-чит-ананда, или вечностью, знаниями и блаженством, и их не возможно постичь обычными земными чувствами. Это выглядит так:

 

И так мы разобрали одно качество абсолютной Истины, называемое шактиман. Теперь перейдём к шакти. В шастрах говорится:

парашья шактир вивидхайва шруяте

свабхавики гьяна-бала-крия ча

«Верховный Господь имеет много разных потенций, которые действуют так слаженно, что всё сознание, сила и деятельность управляются только Его волей». (Светасватара Упанишад 6.8) Господь являет эти потенции, для того чтобы наслаждаться Своими различными играми. Эти потенции делятся на три основные категории, называемые чит-шакти, джива-шакти и мая-шакти, что есть внутренняя потенция, пограничная потенция или живые существа, и внешняя потенция. Все они не существуют отдельно и их назначение – быть задействованными в служении Господу.

Супруги Господа в духовном мире, такие как гопи на Голоке, царевны в Двараке, Лакшми на Вайкунтхе, также как и другие вечные спутники Господа, принадлежат к категории внутренней потенции. Они вечно вовлечены в преданное служение Господу и никогда не подвергаются падению в материальный мир. Чит-шакти делится на три аспекта, называемые сандхини-шакти или потенция вечного существования, самвит-шакти или познавательная потенция, и хладини-шакти или потенция удовольствия.

Другое описание духовной потенции делит ичха-шакти или волевую потенцию Господа на шри, бху, и нила-шакти, которые способствуют безграничным играм Господа в духовном мире. Шри-шакти осуществляет эти игры, бху-шакти поддерживает их новизну, и нила-шакти являет собой духовную обитель, где эти игры проходят.

Джива потенция Верховного Господа также называется пограничной потенцией. Дживы – это мельчайшие частицы верховного Господа, которые качественно не отличны от Него, но отличны количественно. Поэтому джив также считают принадлежащими к Его внутренней потенции, но будучи бесконечно малыми, дживы склонны подпадать под влияние либо внутренней, либо внешней потенций. Так объясняется их пограничное положение. Те, которые в духовном мире называются вечно освобожденными дживами, а те что в материальном мире, называются вечно обусловленными дживами. Этот термин «вечные» имеет отношение только к этому материальному миру. Обусловленная душа характеризуется желанием наслаждаться независимо от Господа или из зависти к Господу. Но всё-таки по милости гуру и Кришны, а также благодаря преданному служению, обусловленное существо может восстановить свое положение вечного слуги Верховного Господа.

Точнее дживы являются мельчайшими экспансиями Господа Брахмы, Маха-Санкаршаны или второго Санкаршаны – в зависимости от их изначального духовного положения на Голоке, в Двараке или Вайкунтхе. Нет онтологического различия между этими дживами – это только вопрос их вечного духовного вкуса и взаимоотношений с Господом.

Майя-шакти – это материальная потенция Господа, и её отличительная черта – это чувство отдельного существования от Господа, что, по сути, есть иллюзия. Фактически у неё есть отдельное существование от Господа, но эта связь здесь не прямая. Майа-шакти – это искаженное отражение внутренней потенции Господа. Она движется подобно тени, следующей за объектом. Господь в своих изначальных наставлениях Брахмаджи определяет её симптомы следующим образом:

«О Брахма, все, что кажется обладающим какой-то ценностью, но при этом не связано со Мной – нереально. Знай же, что это — Моя иллюзорная энергия, отблеск света во тьме». Шримад Бхагаватам 2.9.34)

Считается, что вся материальная энергия – безграничные материальные вселенные - составляют всего четверть всей энергии Господа (экапад вибхути), в то время как духовный мир составляет три четверти. Хотя она в основном населена обусловленными душами, «географическое» положение не является главной характеристикой материальной энергии. Когда живое существо восстанавливает связь с Кришной посредством вовлечения всего в служение Всевышнему, значение уже имеют качества духа или души. Поэтому ачарьи говорят, что:

«Человек, который задействует в своём служении Кришне своё тело, ум, разум и слова становится освобожденной душой, даже в материальном мире, хотя он может продолжать участвовать во многих, казалось бы, материальных занятиях». Единственное условие, это не должно осуществляться эксцентрично, а только под руководством гуру, садху или шастр. Это невозможно, если у человека нет настоящей любви к Всевышнему Господу, и он полностью не свободен от всех желаний кроме как порадовать Всевышнего Господа, включая желания кармы (деятельности ради плодов), гьяны (умения отличать материю от духа), йоги (мистического совершенства) и т.д.

Материальная энергия делится на три гуны, называемые раджо-гуна, тамо-гуна и саттва-гуна, которые относятся к процессам материального творения, разрушения и поддержания, управляемые Господом Брахмой, Шивой и Вишну соответственно. Хотя говорится, что Вишну отвечает за гуну благости, он не вовлечен в неё непосредственно. Творение осуществляется изначальной энергией изначального взгляда Всевышнего, брошенного на материальный мир, или вечным фактором времени. Всё в этом материальном мире имеет свой источник в духовном мире, в своей чистой форме. Таким образом, мы имеем здесь временное материальное существование, как подобие сандхини-шакти, ограниченное материальное знание, как подобие самвит-шакти и материальное желание как подобие хладини-шакти. Подобным образом, три материальные гуны являются искаженным отражением шри, бху и нила потенций Господа в духовном небе. Таким образом, как объясняют Мадхава и Рамануджа, три гуны иногда называются этими именами, особенно в отношении обусловленных джив. Но мы должны различать эти две разные группы потенций: в то время когда Господь Нараяна наслаждается своими играми со Своими духовными супругами на Вайкунтхе, Он никогда не имеет отношений с их материальными двойниками, оставаясь ниргуна или трансцендентным. Мы можем кратко представить описание энергий Господа в следующей схеме:

Эта концепция Абсолютной Истины, как качеств Шакти и Шактимана, описана Шри Парашарой в Вишну-пуране и называется Шакти-паринама-вада или концепция трансформации энергии. Её нужно не путать с так называемой теорией Брахма-паринама-вада, которая полагает, что Абсолютная Истина подвергается трансформации как целое, которая бессмысленна и полностью отвергнута Мудрецом, а также Шри Мадхавой, Шри Рамануджой и Шри Чайтаньей.

Теперь после этого вступления об основах мы возвращаемся к стихам. Шри Парашара известен как чистый преданный Господа в его четырёхрукой форме Нараяны. Поэтому это естественно, что в начале он приносит поклоны Верховному Брахману Господу Нараяне вместе с Его внутренней потенцией Маха-Сарасвати, которая является Его вечной супругой на Вайкунтхе и отлична от Майа-Сарасвати представляющей земное знание.

Затем Мудрец приносит поклоны Сурья-Нараяне, который является Сверхдушой Солнца и кто уполномочен освещать (во всех отношениях) эту мрачную вселенную. Это сияние есть экспансия трансцендентного сияния. То, что Шри Парашара обращается здесь к Сурья-Нараяне, а не к полубогу Сурье подтверждается термином джагадутпаттикаранам, что значит тот, кто творит вселенную и что может относиться только к Нараяне.

Другой термин, который Шри Парашара использует для обозначения объекта поклонений это грахапатим, что значит хозяин или повелитель грах. Значение слова граха – «тот, кто захватывает». Так все нава-грахи захватывают умы обусловленных душ в соответствии с их кармой. Но Верховный Господь Кришна или Нараяна является управителем всех грах потому что Своим великим именем, формой, качествами и играми Он захватывает умы даже освобождённых душ:

«Все различные виды атмарам (те, кто находят наслаждение в атме, или самом духе), особенно вставшие на путь самореализации, поэтому свободные от всех видов материальных привязанностей, желают отдаться искреннему преданному служению Личности Господа. Это значит, что Господь обладает трансцендентными качествами и поэтому может привлечь каждого, включая освобождённые души» (Шримад Бхагаватам 1.7.10)

Имена Кришна (всепривлекающий), и Хари (тот, кто захватывает ум) наряду с другими понятиями передают ту же идею. Это имеет особую важность, потому что, приняв прибежище у Верховного Господа, человек может преодолеть притяжение земных грах и оставаться полностью в «гравитационном поле» Господа Кришны, по примеру Шри Прахлады Махараджа, который всегда оставался в сиянии сознания Кришны:

«С самого раннего детства, Прахлада Махарадж оставался безучастным к детским забавам. На самом деле, он забросил все игры и оставался молчаливым и грустным, будучи полностью погруженным в сознание Кришны. Так как его ум был всегда привлечен Кришна-грахой, он не мог понять как мир живёт, будучи полностью погруженным в деятельность ради чувственных наслаждений». (Шримад Бхагаватам 7.4.37)

Это и есть значение слова граха-пати, используемого Шри Парашарой Муни.

В следующих нескольких строках Шри Парашара говорит Майтрее, что он ответит на его вопрос точно в соответствии с тем, что он слышал от Господа Брахмы. Это путь гуру-парампары или ученической преемственности и непогрешимая вера в этот принцип является необходимостью для стремящегося к трансцендентному. Он подтверждает это дальше в строчках описывающих качества ученика Астрологии, а также качеств, препятствующих получению этого знания.

Таким образом, в этом абзаце Шри Парашара в сжатой форме даёт полное знание об Абсолютной Истине в понятиях самбандхи, абхидхеи и прайоджаны. Он даёт знание самбандхи или взаимоотношений с Всевышним, обращаясь к Господу Нараяне, как к Верховному Брахману, которому служат его многочисленные энергии. Он даёт понятие абхидхеи или процесса установления этих взаимоотношений, подавая пример и предлагая поклоны Верховному Господу и Его духовной потенции. И под словом шрея он подразумевает прайоджану или конечную цель этого процесса преданного служения, которая есть ничто иное как чистая любовь к Богу. Нет границ комментарию, данному к этим строкам, но мы остановимся здесь. Это описание можно сравнить с каплей воды из океана, попробовав которую, мы можем сложить представление о целом океане.

Тексты 9-12

Перевод

Господь Вишну есть один без второго. Он не проявлен для земных чувств, не имеющий начала Верховный Господь и Управитель. Он есть форма чистейшей благости и Господь всего мироздания. Он властелин трёх гун, но Сам находится вне их влияния. Он контролёр самсары – круговорота рождений и смертей. Он обладатель прекрасной четырёхрукой формы, изначальная причина и обладающий бесстрашием. Предаваясь Своим играм, Он создаёт это материальное проявление, которое представляет только четверть Его безграничных богатств. Другие три четверти Его богатств включают Его духовную обитель, которая бесконечна и может быть познана только теми реализованными душами, которые могут видеть правду, и могут извлекать суть вещей. Будучи единым целым, Господь Вишну является одновременно и проявленным и непроявленным и прославляется именем Васудевы. В своей непроявленной форме Он наделён двумя потенциями.

Комментарий

В этих строках Шри Парашара описывает величие Верховного Господа Вишну или Нараяны. Он один без второго (эка), что значит, что Он не может быть изменён чем-то внешним, так как нет ничего внешнего по отношению к Нему. Он непроявлен материальным чувствам обусловленных живых существ (авьякта) и может быть увиден только глазу преданного служения. Он не имеет начала (анади) и Господь всех управляющих полубогов, начиная с Брахмы и Шивы. Он есть форма чистейшей благости (суддха-саттва), отличающаяся от материальной благости, которая всегда смешана со страстью и невежеством. Он есть все безграничные материальные вселенные (джагат-сарвами), которые есть всего лишь частица Его сияния. Три гуны материальной природы есть Его отдельные энергии (тригунанвита) и они действуют под Его косвенным контролем. Являясь управителем трёх гун, Он находится совершенно вне их влияния и не имеет с ними взаимодействий (ниргуна).

Как Сверхдуша он есть изначальный свидетель и учредитель самсары — круговорота кармических реакций (самсаракарака). Он обладает прекрасной четырёхрукой формой, держащей диск, лотос, раковину и палицу (шриман). Он есть причина всего сущего (нимиттатма), и обладает бесстрашием (пратапаван). Одна четвёртая всего Его творения это материальный мир, который Он являет как Свои игры, чтобы помочь неестественным желаниям тех несчастных живых существ, которые хотят попробовать и наслаждаться независимостью от Господа, давая им шанс осознать свою глупость и восстановить своё изначальное положение бесконечно любящего слуги Верховной Личности Бога.

Три четверти всего его творения это Его вечная духовная обитель Вайкунтха. Человек может достичь её, только если он теоретически понял природу духа, реализовал это знание практикой преданного служения и фактически достиг уровня чистой любви к Богу, где он сможет в каждый момент видеть Господа своего сердца, и который есть суть всего.

Господа Вишну называют Васудевой, что значит вездесущий. Он пронизывает всё творение, как духовное так и материальное, Своими разнообразными энергиями, но в тоже время Он лично присутствует в Своей духовной обители Голоке Вриндаване или Вайкунтхе (голока ева нивасати акхилатма-бхута- Брахма Самхита 5.37). Как говорится в Ведах (Светасватара Упанишад 6.8), парасйа шактир вивидхаива шруйате/ свабхавивки гьяна-бала крийа ча: Его энергии настолько обширны и всеобъемлющи, что они постоянно управляют всем в проявленном космосе без запинки, хотя верховный Господь находится далеко, далеко.

В последнем стихе Шри Парашара Муни говорит о проявленных (вйакта) и непроявленных (авйакта) качествах Господа Васудевы. К его непроявленным качествам относится Сам Господь со всеми Своими безграничными экспансиями. Они также включают Его внутреннюю потенцию (чит) и пограничную (джива) потенцию (шактидвайасаманвитах). Они все непроявленные для земных чувств и квалификация для возможности воспринимать их – это шраддха или трансцендентная вера. Её обретают посредством общения с чистыми преданными Господа, культивируют посредством садханы – регулируемого преданного служения, и человек может постичь всеблагие духовные формы Господа, его внутренние потенции и живые существа в соответствии со своей верой. Господь в форме божества (арча), а также Его разные личностные явления также принадлежат к этой категории, так как земные чувства не могут воспринять ничего кроме грубой материи.

Вйакта или проявленное качество Господа относится к этому материальному проявлению, состоящему из трёх гун. Поэтому Верховный Господь в Его различных качествах представляет завершенное абсолютное целое, которое подтверждает Своё имя Васудева. Он действительно пронизывает безграничное творение – как духовное так и материальное – либо в Своей личностной форме либо Своей энергией.

Кто-то может спросить какой смысл в том, чтобы называть материальное проявление Васудевой. Разве это не сбивает с толку? Прежде всего Сам Господь Кришна так описывает этот материальный мир в качестве Брахмана, отвечающего на вопрос Арджуны:

«Вся материальная субстанция, называемая Брахман, есть источник всего сущего, и это тот Брахман, которого я оплодотворяю, позволяя всем живым существам появиться на свет, О, потомок Бхараты». (БГ 14.3)

Поэтому вполне уместно для Шри Парашары следовать по Его стопам. Во-вторых, нам следует принять во внимание личность говорящего. Шри Парашара Муни – освобожденная душа и Маха-бхагавата или чистый преданный Господа. Душа такого калибра описана Господом Шри Кришной в Бхагават-Гите (7.19):

«Тот, кто пройдя через множество рождени



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: