Содержание
[показать]
Понятие[править | править вики-текст]
Термин «научная школа» употребляется в двух случаях:
1. Общие взгляды, идеи и интересы объединяют учёных, и приводят к тесному сотрудничеству. Это привлекает новые молодые таланты и на многие годы определяет пути и темпы развития новых областей науки. Рождение такой школы связано со счастливым стечением обстоятельств и требует внешней поддержки.
2. Небольшой научный коллектив, объединённый организационно, конкретной темой, общей системой взглядов, интересов и традиций, которые сохраняются и развиваются при смене научных поколений.
Признаки научной школы:
· общность научных интересов и значимость исследования
· высокий уровень научных результатов и признание школы
· преемственность, определяющая роль лидера и хорошие перспективы школы
В теории науки различают понятия:
· научная школа
· научное направление
· научная проблема
История[править | править вики-текст]
На этапе протонауки существующие тогда школы могли выступать в качестве самостоятельных центров или институтов. В дальнейшем под научными школами стали понимать реальные неформальные коллективы ученых.
В древности возникали школы искусств и философской мысли — аристотелевские перипатетики.[2].
В средние века книгопечатание создало важную техническую предпосылку возникновения школ учёной мысли, охватывающих сразу несколько географических центров. Это облегчило процесс обучения и распространения идей разных школ. Каждая из них обрела инструмент пропаганды — периодически выходящие сборники, журналы, бюллетени и прочую научную периодику. Собственный печатный орган — существенный признак школы научной мысли. Он отражён в истории науки и облегчает поиск научных результатов её деятельности.
Современной Научной школой часто являются университеты. Их структурообразующие единицы, кафедры — аналоги творческим мастерским, а возглавляющие их учёные (обычно профессора) — самим мастерам, «первым лицам» школ, нередко усваивающим впоследствии их прославленные имена. Не менее крупные по научному значению школы возникают в разных странах и вокруг академических исследовательских центров, научно-исследовательских институтов.
Т.И. Заславская выделяет два значения: 1) иерархизированное и самовоспроизводящееся научное сообщество, внёсшее крупный вклад в мировую науку; 2) сообщество, занимающее определённую нишу в отечественной науке, воспроизводящее себя в новых поколениях специалистов и отличающееся определённой методологией[3].
По мнению биохимика Гарри Абелева если в середине прошлого столетия было видно чёткое разделение учёных на школы, то это скорее относилось к допарадигмальному периоду, ныне же, когда сложились парадигмы[4]
Школ становится всё меньше и меньше, потому что все наши знания становятся всё более структурированными. Школы, возможно, остаются как организационные объединения – лаборатории, отделы, в которых вследствие малой текучести кадров сохраняются стабильные группы сотрудников в течение многих лет. У них вырабатывается некоторое сходство во взглядах, в критериях, и это, на мой взгляд, больше похоже на школы. Но в целом, по-моему, в иммунологии и вирусологии школы расплываются, растворяются в общей структуре знаний данной области.
Характеристика[править | править вики-текст]
Школа предполагает наличие научного лидера (учителя или идеи, после его смерти) и последователей (учеников)[5].
Несколько научных школ могут одновременно решать одни и те же научные задачи, однако при этом различаться в теоретических основах (принципах) и практических подходах к их решению, программах, методах и инструментах. Этим объясняется разнообразие результатов, достигнутых учёными разных школ.
Научные школы становятся очагами наиболее интенсивной концентрации творческой энергии, наиболее активно воздействуя на научный прогресс[6].
Школы - симптом незрелости науки. С утверждением парадигмы и переходом к "нормальной" науке школы сходят со сцены. Устанавливается общность теоретических и методических позиций всех представителей данной науки[7].
Научная школа характеризуется общими
· научным языком
· системой взглядов
· методами исследований
· научными ценностями
Научная школа стремится к пропаганде своей научной традиции и своих результатов. Её самоидентификация и обособленность достигается через определение границ исследований.
Этапы через которые проходят научные школы
1. Исследовательская программа объединяет учёных.
2. Исследовательский коллектив превращается в школу.
3. Зарождение нового научного направления, раздела или дисциплины.
4. Научно-образовательная школа для новых поколений учёных.
5. Возникновение новых школ из предшествующих.
6. Конкуренция школ в развитых науках.
7. Исчерпанность исследовательской программы. Затухание и распад школы.
Вопрос о жизненных циклах научных школ менее всего разработан в научной литературе. Иногда они прекращают своё существование просто из-за нехватки финансирования. Однако, при определении ведущих школ часто не учитывается их жизненный цикл, поэтому зачастую получают поддержку именитые, но застывшие в своем развитии, а не становящиеся и весьма перспективные научные школы[8].
Вырождение научных школ (их угасание) происходит в двух основных формах: бюрократизации и коммерциализации. Обе эти формы связаны с модернизацией и модификацией уже имеющихся результатов, сводятся к управлению проектами вместо научного поиска, что убивает творчество, а следовательно саму научную школу[9].
Типы[править | править вики-текст]
Основные типы научных школ:
· Научное направление
· Научно-исследовательская (научный инкубатор)
· Научно-образовательная
· Научно-производственная