Управление складской сетью оптовой торговой организации: типы складов и тенденции их развития, определение потребности в мощности складов




Понятие «складская сеть». Направления развития складской сети и факторы, их определяющие.

 

Складская сеть – это система складов, на которых предприятие хранит товар, подлежащий реализации. Представляет собой важное звено сбытовой инфраструктуры. Наличие разветвленной складской сети - один из решающих факторов продвижения товаров на рынок, позволяющих максимизировать их сбыт.

Склады разных конструктивных разновидностей могут по-разному объединяться в систему складского хозяйства.

Различаются два типа структур: независимые и объединенные структуры. В первом случае все запасы, включая общие страховые, концентрируются на центральном складе, а страховые конкретного назначения располагаются на складах подразделений или специализированных филиалов. Во втором случае и рабочие, и страховые запасы в полном объеме располагаются на складах подразделений или филиалов, а центральный склад используется для их подпитки. Одной из наиболее современных форм организации и ведения складского хозяйства является организация магазинов-складов.

В самом общем виде складская сеть представляет собой совокупность терминалов следующей специализации и иерархии: федеральные распределительные центры; региональные распределительные центры; региональные склады; перегрузочные платформы и склады доставки; склады при магазинах и в иных точках реализации. Федеральные распределительные центры обычно поддерживают весь ассортимент товарной номенклатуры. Региональные центры оперируют примерно 80% артикулов: остальная часть товарного запаса пополняется из федеральных центров и путем товарного обмена с другими региональными центрами. Региональные склады содержат ограниченный ассортимент товаров постоянного и высокого спроса, таким образом, сезонные колебания рынка сглаживаются подсистемами: региональный распределительный центр – региональный склад. Перегрузочные платформы и склады доставки решают проблему местной дистрибуции малотоннажным транспортом.

 

Алгоритм формирования складской сети. Определение потенциала целевого рынка, емкости, конкуренции. Прогнозная оценка объем продаж и товарных запасов.

Функционирование складской сети – процесс многогранный, включающий в себя технико-технологические, экономические, организационные, информационные, финансовые и другие аспекты. Задачи, которые возникают при проектировании логистических систем и непосредственно относящихся к складам, можно сформулировать как:

· сколько складов иметь в складской сети;

· где разместить склады;

· иметь собственный склад или пользоваться наемным;

· какие функции возлагаются на склад в проектируемой системе.

В соответствии с методом системного подхода, решения по складской сети принимаются в результате последовательности действий, приведенной в таблице.

Алгоритм выбора оптимального варианта складской сети

Определение стратегических целей логистической системы
Расчет прогнозируемой величины материального потока, проходящего через систему
Составление прогноза необходимой величины запасов по системе в целом и на отдельных участках материалопроводящей цепи
Изучение транспортной сети региона обслуживания, составление схемы материальных потоков в пределах логистической системы
Разработка различных вариантов построения логистической системы: с одним или несколькими складами, расположенными на тех или иных участках обслуживания и реализующими те или иные функции
Оценка логистических издержек для каждого из вариантов
Выбор для реализации одного из разработанных вариантов

Планирование объема продаж и регионов сбыта должно быть реализовано с помощью методов маркетинга на основании анализа рынка, сегментации областей сбыта.

 

Оценка формы присутствия оптового торгового предприятия на каждом целевом рынке и формы дистрибуции.

 

Оптовые торговцы должны принимать ряд маркетинговых решений, основные из которых касаются определения целевого рынка и выбора места размещения своей складской сети.

С развитием и ростом компании неумолимо встают вопросы изменения складской сети. Подчас при благоприятной тенденции расширения рынка и не полностью задействованном потенциале производственных мощностей, компании не удается сдвинуть объем продаж с мертвой точки достигнутых ранее показателей. Во многих случаях корни проблемы лежат именно в том, что компания переросла построенную ранее систему дистрибуции. Первоначально форма присутствия оптового торговца на рынке оценивается представляет собой количественную дистрибуцию. Необходимым условия функционирования оптовых торговых организация является переход на качественную дистрибуцию, которая подразумевает расширение сети и увеличение качества работы каждого отдельного члена сбытовой сети. Невозможно указать оптимальное количество складов, входящих в состав складской сети, так как для каждой отрасли, каждого типа продукта и даже ситуации оно должно быть свое и устанавливается эмпирически.

 

Определение потребности в складской мощности.

 

Потребность в складской площади определяется на стадии проектирования или реконструкции склада.

При решении вопросов нового строительства или реконструкции действующих складов определяется потребность в складских площадях и емкостях. Она рассчитывается по формуле

Sр = N*Q

где Sр - потребность в складской площади (емкости) на 1000 руб. запасов товаров;

N - норматив складской площади (емкости) на 1 тыс. руб. товарного запаса;

Q - товарный запас, подлежащий хранению на складе (средняя величина на 1 месяц или 1 год).

Определение потребности в конкретных объемах строительства может осуществляться по различным методикам.

Расчет площади склада можно осуществить по показателю товарных запасов, выраженному в условных двухосных вагонах (для общетоварных складов) и в кубических метрах, а также в условных тоннах (для холодильников и плодоовощехранилищ).

При этом сначала определяют максимальный товарный запас, но каждой группе товаров, подлежащей хранению на складе, по формуле

Qmax =ОК/365С,

где Qmax -- максимальный запас товаров в условных вагонах;

О - годовой складской товарооборот по соответствующей группе товаров, тыс. руб.;

К - коэффициент неравномерности образования товарных запасов, равный 1,2-1,3;

С - средняя стоимость одного вагона товаров, млн. руб. Затем рассчитывают площадь хранения по каждой товарной группе с учетом способа хранения товаров. При этом исходят из того, что для хранения товаров, уложенных в штабеля, установлена норма площади 25 м2 на каждый условный вагон, а для товаров, хранимых в распакованном виде на стеллажах при высоте укладки 2,5 м, -- 40 м2.

Емкость склада определяется в условных поддонах или вагонах. За условный поддон принят поддон объемом 1 м3 (800х1200х1050 мм). Двухосный вагон грузоподъемностью 20 т вмещает 42 условных поддона, условный контейнер (универсальный контейнер полезным объемом 6м3) вмещает шесть условных поддонов. Располагая данными о площади склада и соответствующими нормами объема, несложно рассчитать потребную емкость склада.

Второй способ определения потребной площади для хранения товаров основан на расчете с использованием следующей формулы:

Sn = QK1/K2h,

где Sn - потребная площадь для хранения товаров, м2; Q -- необходимый объем хранения, м3; К1 -- коэффициент неравномерности поступления товаров; K2 -- коэффициент использования объема складских помещений; h - высота складских помещений.

Необходимый объем хранения товаров соответствующей группы рассчитывается путем деления суммы средних товарных запасов, подлежащих хранению на складе, на стоимость 1 м3 товаров.

После определения потребной складской площади для хранения товаров определяют общую площадь помещения (камеры), предназначенного для хранения товаров. При этом наряду с площадью, занимаемой непосредственно товарами на поддонах, расположенных в стеллажах или штабелях (грузовая площадь), учитывают зазоры между поддонами и отступами грузов от стен, приборов отопления, а также площади, занимаемые магистральными проездами и проходами между стеллажами и штабелями. Сюда же включают площадь, отводимую под зону приемки товаров, отборки и комплектации товаров и т. д.

Площади экспедиционных и административно-бытовых помещений, фасовочных цехов, залов товарных образцов, кладовых для тары, грузовых коридоров и коридоров, соединяющих административно-бытовые помещения, определяются по специальным нормативам.

При определении грузовой площади холодильника учитывают показатель запасов скоропортящихся продуктов, выраженный в кубических метрах, фактических и условных тоннах хранения. Ее можно рассчитать по формуле

Sхол = Qзап/Nh

где Sхол -- грузовая площадь холодильника, м;

Qзап - запасы по соответствующей группе скоропортящихся товаров, фактические тонны;

N - нормы загрузки холодильника по данной группе товаров, т/м3;

h - высота укладки товаров, м.

Для определения площади камер хранения холодильника следует грузовую площадь разделить на коэффициент грузовой площади, который показывает соотношение грузовой и общей площади камер хранения.

Расчет площади для хранения картофеля и плодоовощной продукции основан на данных об объеме единовременной закладки соответствующей продукции, о площади и расчетной вместимости одного контейнера (при контейнерном способе хранения), количестве ярусов в штабелях и коэффициенте использования грузовой площади.

Необходимая длина фронта погрузочно-разгрузочных работ (длина автомобильной и железнодорожной рамп) может быть определена по формуле

Lфр = nl + (n - 1)l1,

где Lфр -- длина фронта погрузочно-разгрузочных работ; n -количество транспортных единиц, одновременно подаваемых к складу; l - длина транспортной единицы, м; l1 - расстояние между транспортными средствами, м.

 

 

Разработка программы размещения складской сети по вариантам развития и расчет потребности в капитальных затратах, их окупаемости.

.

Разработка проекта складского хозяйства включает проектирование самого склада и обслуживающей его инфраструктуры. Разработка проектных решений ведется для каждого конкретного склада, входящего в складскую сеть.

Существуют три варианта размещения складов:

1) вблизи получателей,

2) вблизи производителей,

3) промежуточное размещение.

Обычно склады размещают вблизи получателей, чтобы оперативнее пополнять запасы клиентов. Главным критерием при оценке работы этих складов является обеспечение необходимого качества услуг получателям (например, розничным торговцам). Быстрое реагирование на изменение их потребностей позволяет сократить расходы от упущенных продаж, снизить запасы товаров у получателей. Ассортимент товаров такого склада очень широк, продукция поставляется многими производителями, расположенными в разных местах. При выборе места для склада целесообразно располагать его ближе к потребителям, занимающим значительную долю в поставках, или в местах концентрации многих потребителей. Это обеспечит минимизацию транспортных расходов.

Размещение складов вблизи мест производства товаров обеспечивает возможность формирования крупных отправок в адрес получателей. Такая система складов эффективно действовала в советское время: крупнейшие склады находились в городах, где печаталась основная масса книжной продукции (Москва, Санкт-Петербург, Тверь, Саратов и др.). Они обеспечивали доставку товаров достаточно крупными партиями на книжные базы в областных центрах.

Промежуточное размещение складов может быть эффективным, если и производители, и получатели размещены достаточно равномерно и среди них нет очень крупных объектов, к которым целесообразно приближать склады.

 

Определение целесообразного места расположения (дислокации) склада с учетом местных условий.

Факторы, которые необходимо учитывать при выборе участка под склад.

1. Размер и конфигурация участка – большое количество транспортных средств, обслуживающих входные и выходные материальные потоки, требует достаточной площади для парковки, маневрирования и проезда. Отсутствие таких площадей приведет к заторам, потере времени клиентов. Необходимо принять во внимание требования, предъявляемые службами пожарной охраны: на случай пожара к складам должен быть свободный проезд пожарной техники.

2. Транспортная доступность местности – значимой составляющей издержек функционирования любого склада являются транспортные расходы. Поэтому при выборе участка необходимо оценить ведущие к нему дороги, ознакомиться с планами местной администрации по расширению сети дорог. Предпочтение необходимо отдавать участкам, расположенным на главных (магистральных) трассах. Кроме того, требует изучения оснащенность территории другими видами транспорта, в том числе и общественного, от которого существенно зависит доступность склада как для собственного персонала, так и для клиентов.

3. Планы местных властей – выбирая участок, необходимо ознакомиться с планами местной администрации по использованию прилегающих территорий и убедиться в отсутствии факторов, которые впоследствии могли бы оказать сдерживающее влияние на развитие распределительного центра.

4. Местное законодательство – необходимо учесть местные правила строительства, безопасности, высоту зданий, ограничения на типы зданий и др.

5. Строительные факторы – следует учесть общепринятые стандарты для аналогичных сооружений, то есть расстояния между зданиями, подъезд к ним и т.п.

Кроме перечисленных факторов при выборе конкретного участка под склад необходимо проанализировать расходы по облагораживанию территории, оценить уже имеющиеся на участке строения (если они есть), учесть возможность привлечения местных инвестиций, ознакомиться с ситуацией на местном рынке рабочей силы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: