Костюмсуществуетвкультурномпространствеэпохи. Приизученииисторическогокостюмапереднамипредстаётсистемазнаков, складываемыхвсвоеобразныйязык. Народноеискусствофункционироваловизустно-зрительнойпередаче, т. е. передавалосьпосредствомязыковогообщенияииспользованиязримойсистемыестественныхикультурныхзнаков-символов: орнаментальныхидеограмм, образовживотных, птиц, растений, цветовыхсимволовит. п. Употреблениезнаковизнаковыхсистемупрощалопроцесснакопленияипередачичеловеческогознания, обеспечивалокультурнуюпреемственностьврамкахэтноса.
Вдревностичеловекунеобходимобылосказатьсвоимобликомокружающемумирукемонявляется, таккаконобщалсянетолькослюдьми, ноисбогами, духами, природой, прародителями, потомками. Сюжетыорнаментовстрогорегламентировалисьиотражалинебытовыесюжеты (хотясовременемнекоторыеизнихприобрелижанровыйхарактер), а былисвязанывсвоейосновесдревнимимифологическимипредставлениями.
Одеждасодержаламножествосмысловыхуровней, соответствовавшихосновнымвидамжизнедеятельностичеловека. Этосоциальная, эстетическая, мемориальная, утилитарная, индивидуальнаяирелигиозно-магическаяфункции. Нопреждевсего, костюмвыполнялрелигиозно-магическуюфункцию, каквтрудовых, такивпраздничныхобрядах. Костюмчерезсоставиорнаментациюсвязывалчеловекаиегородсвысшимисиламимироздания. Отдельныедеталикостюмавпредставлениидревнегочеловекаобладалимагическойсилой, спомощьюкоторойониоказываливоздействиенапредметыиявлениявнешнегомира–способствовалиисцелениюотнедуга, преумножениюбогатстваит.п.
Составузоров, ихкомпозиция, расцветкаразличалисьвзависимостиоттого, комупредназначалисьпредметы – мужчинеилиженщине, напримернавязаныхизделияхкоми, ввышивкахнародовПоволжья. Возрастныеразличиятакжеотражалисьввышивках (особенноголовныхуборов) убольшинстванародов.
Слово "орнамент" происходитотлатинскогослова "ornare" - украшать. Б. А. Эренгроссопределяетегокакповторение, чередование, варьированиеоднихитехжеизображений. "Повторизображения, - пишетона, - усиливаетизобразительностьобраза, ивэтомхудожественнаяприродаорнамента. Орнаментвозникизобычногорисунка. Изобраза, отображавшегореальныевещи, постепенноотбрасывалисьнезначительныештрихи, черты, несущественныеподробности. Осталосьтолькосамоехарактерное, ноионопретерпелоизменения: былопреувеличенно. Такобразовалсяорнаментальныйрисунок. Восновеорнаментальногоизображениялежатобобщенныеобразы, лишенныеконкретностииярковыраженнойиндивидуальности. Длянегохарактерныповторенияодногоитогожемотива, ритм, симметрия". ПоопределениюГ. Вейля, "симметрия - вширокомилиузкомсмысле... являетсятойидеей, посредствомкоторойчеловекнапротяжениивековпыталсяпостичьисоздатьпорядок, красоту, совершенство".
Орнамент - этооснованныйнаповтореичередованиисоставляющихегоэлементовузор. Слово«узор»являетсяпроизводнымотслова«узоръ», от«зреть» - смотреть. Всерисунки, изображающиесянаорнаментенародногокостюмасимволичноотражаютвидениемира.
Ворнаментеотражаетсяпредставлениеомироздании: одетаявсвойтрадиционныйкостюмкрестьянкаизюжновеликорусскихземельпредставлялакакбымодельвселенной: нижний, земнойярусодеждыпокрытсимволамиземли, семянирастительности, уверхнегокраяодеждымывидимптициолицетворениедождя, анасамомверхувсеэтоувенчанояснымиибесспорнымисимволаминеба: солнце, звезды, семьфигур, обозначающихсозвездия, птицы, солнечныекониит. д.
Орнаментрусскогонародногокостюма (тканыйиливышитый) могбытьрастительным, зооморфным, орнитоморфным, антропоморфнымгеометрическим. Весьмахарактернадлярусскогонародногоорнаментаполиморфность, т. е. гибридаостьобразов - сочетаниевнихантропоморфных, зооморфныхиорнитоморфныхчерт, причемчемдальшевглубьвремен, темярчеонапроявляется.
Расположениедекораотвечалотрадицииокаймлятьвсекраяодеждыилинииразрезов. Апотропейнаяфункция.
Послехристианизацииорнаментрусскойвышивкиотражаллишьчастицудревнегоязычества, наименееопаснуюдлягосподствующейрелигииинаиболееблизкуюземледельцу.
Связьорнаментасобрядамиземледельческогоцикла:
Сходствообрядовиихучастниковссюжетамииперсонажамивышивкичрезвычайновелико. Ивтехивдругихотраженаязыческаямагическо-заклинательнаясимволикаплодородия–почетаниеженскогоплодоносящегоначала, солнца, воды, растительности.
Центральныммоментоммногихобрядовявлялосьобряживаниедерева (чащевсегоберезы) вженскоеплатьеилиизготовлениекуклы-чучелаизрастительныхматериалов (тростника, соломы), похороныее: бросаниевводу, вржаноеполеилисжигание. Древнююосновуобрядовыхпохоронкуклы (иногдаживогочеловека), птицы, коняисследователисправедливовозводят кпредставлениямобумирающемивоскресающембожестверастительности. НеслучайноженскаямасленичнаякуклавКалужскомкраепредставлялась«молодой», сподчеркнутымиженскимиформами, символизирующимиееплодоносящееначало. Эротическийэлементвтойилиинойформевнихобычнотакжеприсутствовал.
Дляраскрытиясемантикиархаическихсюжетоворнаментасущественныидеталиобрядов. Быловобычаеукрашатьчучелоиучастниковветкамирастений. Великарольдерева (особенноввесенне-летнихобрядах), атакжеводы. Действиеобычнопроисходилоуисточника, вводубросаливетки, венки, ачастоисамочучело.
Связьссолнцем, огнемвыраженавдвижении«посолонь» (посолнцу, понаправлениюотвостокакзападу,почасовойстрелке), сжиганииколеса, разжиганиикостраит. д. Живительнаяиочистительнаясилаводы, солнцаирастенийвыступаетвесьмачетко.
Важнуюрольвобрядахигралконь. Пофольклорнымматериалам, женскиеантропоморфныеобразысвязанысконями. ВпеснеизМуромскогоуездаВладимирскойгуб.естьобращениекКостроме: «Твоиконивороныевополеночуют». ВпеснеизПсковскойгуб.говорится: «...нашамасленицагодовая...»; «усенакомоняхразъезжаить...»; «чтобыконибыливороные, чтобыслугибылимолодые».
Иногдаконяделалииздерева, соломы, использовалидляголовыконскийчереп, украшаяеговеткамиилентами. Торжественноеведениеконяподузцывпережиточнойформенапоминалоритуальноешествие.
Коньигралбольшуюрольивдругихобрядахаграрногоцикла. Известенобычайряженьяконем, кобылойнасвятках: коньбылпервоймаскойсредидругиханималистическихобразовсвяточныхигрищ.
Символикаэлементоворнамента:
Орнаментусвойственнанепрестаннаяизменяемость, егомотивывтечениемноговековойжизниподвергалисьпереработке. Темнеменее, архаическиесюжетылицевыхвышивокпозволяютпроследитьустойчивостьопределенныхчерт. Такимиустойчивымиэлементамиявляются образыженщины, дерева, всадниковвокруженииптиц, зверей, представленныхвопределеннойтрактовке, имеющихрядособенностей, чтопозволяетвнихвидетьархаическийпластввышивке.
Всечастисложнойкомпозиции взаимосвязаныиотражаютсоподчиненностьперсонажей, обращениекцентральнойантропоморфной, большейчастьюженскойфигуре (илидереву), котораякакбыниспосылаетокружающимблагословение, аиногдаивыражаетустремленностьвверх–ккакому-товысшемусуществу.
Композициязачастуюноситгеральдическийхарактер (симметриясторонотносительноцентрального.элемента).
Антропоморфныеперсонажи:
Вцентральномженскомперсонажеорнаментасевернойвышивки, какбыегониназывали (мать-сыраземля, великаяматьприроды, берегиня, рожаница, Мокошь), несомненно, изображалосьбожество, вкоторомвоплощалисьпредставленияоземлерождающейиоженщине, продолжающейрод.Изображениеегонеслучайнотакустойчивоворнаментерубах, передников, головныхуборовпросватаннойдевушки, невесты, молодойженщинывпервыегодызамужества.
Наблюдаетсяустойчивость антропоморфногоизображениясрогами. Головныеуборырусских (ивосточныхславянвцелом) отражалиопределенныерелигиозныепредставления. Насходство русскихсорокикокошниковсптицейикичексрогамикоровы неоднократноуказывалосьвэтнографическойлитературе. Рогатуюкичкуносилимолодыезамужниеженщины, меняяеевстаростинабезрогую. Отсюдаможнозаключить, что рогабылисвязаныспроизводительнымпериодомвжизниженщин. Понароднымпредставлениям, онисодействовалиплодородиюиблагополучиюсемьи.
Рогатыебожестваплодородиявженском (иногдавмужском) обликенередкивдревнемизобразительномискусствеВостока, Египта, малоазийском, греческом, кавказскомисвязанысразвитымаграрнымкультом, культомбыкаикоровы.
Простоволосаяженщинавызывалагневдомового (покровителядома, семьи), падежскота, неурожайхлебаиболезнилюдей.
Рожаница
Антропоморфныесущества впозелягушкитакже, по-видимому, былисвязанысмагиейплодородия, представляяпозуродящихженщин. Примечательно, чтоэтимотивыотмеченынаженскойодежде, простынеиполотенцах (игравшихбольшуюрольвсвадебнойиродильнойобрядности).
Женскиеизображенияввышивке, укоторыхрукикакбыпревращенывгребни длярасчесыванияльна (илишерсти), представленныечащевсеговвидефриза, могутбытьсопоставимысобразом покровительницыпряденияиткачества.
Рядженскихфигур (неотмеченныхособымизнаками) светкамивруках, представленныхорнаментально, возможно, изображаетвесеннеепразднество.
Всадники и лошади
Образвсадниканаконях, слитыхкорпусами, срукамивподчеркнутоблагословляющемжесте, случистымнимбомвокругголовы, возможно, являетсяотголоскомдревнегосолярногообраза.
«Пешие»рядымужскихи женских фигур. Чтокасаетсяузоров, гдепредставленырядмужскихирядженскихфигур, тоонинапоминаютхороводныеигры, когдадевушкиипарниразделялисьнадвепартии, выступаяпоочередно, чтоносилокогда-тоаграрно-продуцирующийхарактер.
Русалка-сирена ввышивкесвязанасводнойстихией. Врезьбеонавыступаетикакпокровительницажилищаиженскихдомашнихработ (изображаласьнавальке, ткацкомстанке, дверяхифронтонахжилища, иногдасверетеномвруке).
Отличительныечертыиконографииархаическихсюжетов – этоскупость, лаконичностьвизображениилюдейиживотных, строгостьиторжественностьзастывшихпоз, геометричностьихтрактовки. Ввышивкепредставлены идолоподобныефигуры. ОдеревянныхидолахнаРусиимеетсянемалосвидетельствсредневековыхисточником, былинайденыискульптурныеизображенияидолов, вчастностинаСевере. Высокаястолбообразнаяфигуравокруженииболеемелкихввышивкеимеетсходствосописаниемславянскихбожеств X в. Столбообразныйобликимелиидол, найденныйвр. Збруче.