В МБОУСОШ п.Пионерский создана материально-техническая база, позволяющая обеспечить коррекционно-развивающую среду, в виде кабинета дефектолога, оборудованного в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению учебного кабинета. Как необходимое условие реализации программы в кабинете создан и пополняется информационно-методический фонд, состоящий из методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности учителя-дефектолога, наглядных пособий, мультимедийных, аудио– и видеоматериалов. Подробно материально–техническое и информационное обеспечение кабинета описано в «Паспорте кабинета»
Методическое обеспечение.
В процессе реализации программы коррекционной работы используются коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, рекомендуемые А.Вильшанской для осуществления профессиональной деятельности учителя-дефектолога. Для обследования детей используется 1.«Педагогическая диагностика учащихся с задержкой психического развития» (Авторы Г.А.Карпова, Т.П.Артемьева)
2.«Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» (С.Д.Забрамная, О.В.Боровик); 3) адаптированный вариант теста Г. Витцлака «Диагностика уровня развития поступающих в начальную школу» (Досмаева Г.Н., Лидере А.Г., 1985), тест умственного развития младшего школьника (ТУРМШ) Е.М. Борисовой, В.П. Арсланьян (1999) и др.),
-«Уровневая диагностика» А.Д.Вильшанская.
Коррекционно-развивающая работа построена в соответствии с методическими рекомендациями А. Д.Вильшанской. Этот подход имеет не только коррекционную, но и профилактическую направленность: позволяет охватить значительное количество учащихся, вести коррекционно-развивающую работу в преодолении отклонений познавательных способностей детей. А так же занятия проводятся с использованием пособий для учителя-дефектолога:
- О.Холодовой «Юным умникам и умницам (информатика, логика, математика)» для 2класса- Москва, Изд-во «Рост» 2011г.;
-Е.В. Языкановой –Программа «Учись учиться.Развивающие задания 2 класс»-Москва, Изд-во «Экзамен»2014г.; -- -Узоровой О.В. 350 упражнений для подготовки детей к школе: игры, задачи, основы письма и рисования. – М.:АСТ: Астрель, 2005г.;
-Шамаринй Е.В. Обучение грамоте в подготовительный период: Занятия с младшими школьниками с задержкой психического развития. М.: Книголюб, 2007.;
-Симановского А.Э. Развитие пространственного мышления ребенка. – М.: Рольф, 2000г.
Планируемые результаты освоения коррекционно-развивающей работы
Личностными результатами» является формирование следующих умений:
-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира.
-ориентация на понимание причин успеха в своей деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.
-способность к самооценке на основе критериев успешности деятельности;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Познавательные УУД:
-строить сообщения в устной и письменной форме;
-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Коммуникативные УУД:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
-формулировать собственное мнение и позицию; ·задавать вопросы;
-использовать речь для регуляции своего действия.
Предметными результатами коррекционно-развивающих занятий являются формирование следующих умений:
Базовый уровень.
Обучающийся научится:
- различать основные виды заданий на развитие памяти, внимания, мышления и участвовать в различных деятельности, используя различные материалы и приёмы работы с ними для выполнения заданий;
- организовывать своё рабочее место.
Повышенный уровень.
Обучающийся получит возможность научиться:
- развивать фантазию, воображение, внимание, память, мышление.
-приобрести навыки восприятия;
- научиться анализировать предложенный материал;
Применять полученные знания в учебном процессе.
Система оценки: наблюдение за выполнением предложенных заданий, устный опрос, письменные работы.