Г Р А Ф И К А
Вид изобразительного искусства. Основное средство выразительности – ТОН, ЛИНИЯ
Произведения: КАРТИНЫна плоской основе (картоне, дереве, бумаге,)
Материалы: мелки,уголь, мел, краски, тушь, чернила.
Инструменты: карандаши, ручки, перья, резцы, кисти, фломастеры
стерки, растушевки, нож для заточки.
Типы Графики.
I. УНИКАЛЬНАЯ – то есть, неповторимая, в одном экземпляре
1. Рисунок –
a. Набросок – краткосрочный, линейный или штриховой рисунок предмета
b. Зарисовка - линейный или штриховой рисунок предмета, с более подробной проработкой формы, тона, фактуры и текстуры предмета.
c. Этюд - (франц. etude, англ. study, нем. Studie) - художественное произведение вспомогательного характера, выполненное с натуры и служащее для ее изучения. В этюдах художник разрабатывает некоторые детали и образы будущей композиции. Иногда, отталкиваясь от натуры, он создает отличную от нее работу в расчете на задуманную картину. Этюды могут иметь вполне самостоятельное значение и играть важную роль в творчестве живописца
d. Штудия (от нем. studieren — "изучать, учиться" от лат. studere — "стараться, прилежно изучать, добиваться") — учебная работа, многократно повторенное упражнение. В более широком значении штудия — тщательная проработка всех деталей формы, нюансов объема и цвета, например в живописном этюде с натуры.
II. ПЕЧАТНАЯ – образец можно повторить (напечатать) не один раз, получая оттиски
1. Гравюра –изображение-оттиск на бумаге с рельефной плоскости, бывает выпуклая и углубленная(в зависимости от того, куда наносят краску – на выступы или в углубления) и подразделяется также по материалам для печатной доски на:
a. ксилографию (на дереве)
b. литографию (на камне-известняке, без гравировки)
c. оффорт (на медной пластине)
d. линогравюру (на линолеуме)
e. на картоне
f. на оргстекле
g. на гипсе…….. и так далее – разновидностей и подвидов каждой великое множество
2. Промышленная графика (этикетки, упаковки)
3. Плакат, афиша – может быть и уникальным
4. Книжная графика - иллюстрации произведений музыки и литературы, которые печатают.
5. Компьютерная графика – изображения, созданные в компьютерных графических редакторах CorelDRAW, Photoshop, Illustrator и тп)
III. Калиграфия – искусство создания шрифтов, надписей, оформление писем, может быть и печатным
Художник–график как и живописец должен наиболее полно изучить технологию ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО искусства, особенно науки: ЦВЕТОВЕДЕНИЕ, ПЕРСПЕКТИВУ, РИСУНОК, КОМПОЗИЦИЮ, ИСТОРИЮ ИСКУССТВ, О КРАСЯЩИХ ВЕЩЕСТВАХ.
Также заботится о воспитании своей эстетической и духовной культуры.
Книжная графика
– составная часть книжного издания. Книга включает в себя литературу, графику, искусство шрифта и полиграфическое искусство.
Художники книги разрабатывают
1. тип издания,
2. конструкцию книги,
3. декоративное оформление книги,
4. иллюстрационный цикл.
Конструкция книги традиционна:
книжный блок, обложка, переплет, суперобложка,
форзац, титульный лист, шмуцтитулы,
иллюстрации (фронтиспис, полосы, заставки, концовки, инициалы и т.д.),
шрифты. (Шрифты Шрифты Шрифты Шрифты Шрифты)
Эти элементы, подчиняясь законам композиции, объединяются в единый ансамбль.
История книги начинается с папирусных свитков (с 3 тыс. до н.э. в Древнем Египте), в первых веках н.э. появляются пергаментные кодексы (тип современной книги) – те и другие украшались рисунками и миниатюрами. Эта система оформления богато и сложно разрабатывается в бумажной книге средних веков Европы и Азии. Изобретение книгопечатания в середине 15 в. создало классическую европейскую книгу с сочетанием шрифта и гравюр (сначала на дереве, с 17 в. на металле). В 19 – нач. 20 вв. быстрое развитие репродукционной техники сблизило книжную графику с полиграфией, создало профессию художника книги, иллюстратора.
Ж И В О П И С Ь
Вид изобразительного искусства. Основное средство выразительности – ЦВЕТ
Произведения: КАРТИНЫна плоской основе (холсте, картоне, дереве, бумаге, стене и др.)
Материалы: краски, растворитель.
КРАСКИ = ПИГМЕНТ (цветной порошок) + СВЯЗУЮЩЕЕ (клей, смола, масло, воск и т.п.)
Инструменты: кисти (щетина, белка, колонок, синтетика и др./ плоские, круглые, веерные, лопатообразные, отводочные и др/ размеры от 000 до 50),
палитра, емкость для растворителя, тряпка.
Типы Живописи.
I. МОНУМЕНТАЛЬНАЯ – крупного размера, основа – стена в здании
1. Фреска – роспись по штукатурке
2. Мозаика – из кусочков цветного непрозрачного стекла (смальты) и др. цветных элементов
3. Витраж – картина в оконном проеме из цветного стекла в свинцовом контуре
II. СТАНКОВАЯ – созданная на СТАНКЕ (мольберте)
рабочее пространство художника-станковиста
1. Акварельная – прозрачная, легкая. Белый = бумага, разбавитель - вода
2. Гуашевая – плотная, декоративная, на основе мела, поэтому немного белесая, водная.
3. Акриловая – яркая, плотная, но может быть прозрачной. Не смывается. Разб. – вода/спец.раствор
4. Темперная – плотная, меловая, плохо смывается, декоративная. Разбав. – вода
5. Масляная – самая распространенная, плотная и прозрачная, стойкая, яркая. Основа – холст на подрамнике, картон, оргалит. Разбавитель для масляных красок.
III. МИНИАТЮРНАЯ – особо малых размеров, как и станковая Ж., разделяется по типам красок с добавлением ЭМАЛЬЕРНЫХ красок (роспись – Финифть). Может быть самостоятельной картиной (менее 10*15 см.), украшать предмет интерьера или мебели, быть частью ювелирного украшения или иллюстрацией в книге (книжная миниатюра)
Художник–живописец должен наиболее полно изучить технологию ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО искусства, особенно науки: ЦВЕТОВЕДЕНИЕ, ПЕРСПЕКТИВУ, РИСУНОК, КОМПОЗИЦИЮ, ИСТОРИЮ ИСКУССТВ, О КРАСЯЩИХ ВЕЩЕСТВАХ.
Также заботится о воспитании своей эстетической и духовной культуры.
Жанры станковой живописи.
Портрет, пейзаж, натюрморт, сюжетно-тематическая картина и беспредметный жанр.
Пейзаж.
Пейза́ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа.
Пейзаж обычно изображает открытое пространство. В нём, как правило, представлено изображение водной и/или земной поверхности. В зависимости от направления — растительность, здания, техника, метеорологические (облака, дождь) и астрономические (звёзды, солнце, луна) образования.
Иногда художник использует также фигуративные включения (люди, животные), преимущественно в виде относительно мимолётных сюжетных ситуаций. В пейзажной композиции им, однако, отводится однозначно второстепенное значение, часто роль стаффажа.
Типы пейзажей.
По содержанию.
1. Сельский
2. Городской (в том числе архитектурный — ведута и индустриальный)
3. Морской пейзаж или марина
По размеру/формату
Камерные, вертикальные, горизонтальные, панорамные.
По характеру
эпический, исторический, героический, лирический, романтический, фантастический и даже абстрактный.
Проверочная работа №1
1. К какой категории искусств относится театр/ музыка/ изобразительное искусство?
2. Какой вид изобразительного искусства характеризуется работой в глине, пластилине, мраморе?
3. В каком жанре изобразительного искусства преобладают люди?
4. Как называется древний вариант книги?(назвать и нарисовать)
5. 6. 7. 8. 9. Определить вид, подвид(если известен), жанр и его подвид (если известен)
5.
6.
7. 8. 9.
Жанры (что собой представляет изображение?):
Портрет – изображение человека, группы людей.
Разновидности: камерный(домашний), парадный, конный, групповой, в полный рост, голова, оплечный, с руками, поясной, сидя, в образе.
Натюрморт – (фр. nature morte — «мёртвая природа») — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве.
Разновидности: учебный, тематический («музыка», «дичь», «цветы» и т.п.), персональный, настенный («обманка»), декоративный.
Сюжетно-тематическая картина
Разновидности: историческая \мифологическая\религиозная, батальная, бытовая, анималистическая, интерьер.
Историческая, включает мифологическую (сказки, фантастика) и религиозные темы.
Батальная, (от англ. batle – битва) военная, сцены сражений, военных событий, обстановки.
Бытовая, сцены повседневной жизни обычных людей.
Анималистическая, (от англ. animal – животное) сцены из жизни живой природы.
Интерьер, изображение внутренней обстановки каких-либо помещений, иногда с фигурами людей.