Риторика 1 сем. 2018-19 уч. г.
Никонова М.Н.
Практическое занятие 5.
Язык и стиль публичного выступления.
Основные термины и понятия данной темы:
Риторика, ритор, оратор, публичное выступление, аудитория, контакт с аудиторией, литературный язык, нелитературные варианты национального языка, диалект, жаргон, просторечие, устная и письменная разновидности литературного языка, функциональные разновидности языка, стиль, подстиль, жанр, кодифицированный стиль.
Повторите ответы на вопросы, пользуясь материалом лекции.
1. Литературный язык. Понятие и признаки.
2. Нелитературные варианты национального языка.
3. Устная и письменная разновидности литературного языка.
4. Соотношение понятий стиль, подстиль и жанр.
5. Функциональные стили языка.
6. Стили кодифицированные (книжные) и некодифицированные (разговорный).
7. Характеристика каждого функционального стиля.
Задания
(выполняются письменно (!) в тетрадях для практических занятий)
Задание 1. Данные монологи являются классикой ораторского русского искусства.
Оцените, почему древнерусский текст XII века – Слово Кирилла Туровского – звучит так понятно и современно?
Почему так изящен для современного слуха текст Ломоносова (прекрасный материал для прочтения и развития ораторского дыхания)?
Какие тропы и фигуры речи используются в данных речах? Приведите примеры.
Кирилл Туровский. Слово в новую неделю по пасхе
Кирилл Туровский – выдающийся писатель и оратор второй половины ХII века.
Проанализируйте, как построено «Слово»: где используются повторы, на какой метафоре строится текст и каким образом автор распространяет свои мысли. Некоторые древнерусские слова исправлены и воспроизведены в современном написании, а ряд старых написаний сохранен для ощущения стилевого колорита древнерусского текста. При комментировании данного текста старайтесь объяснить древнерусские старинные слова и грамматические формы через современные, в то же время представить, почему данный текст обладает такой силой и привлекательностью.
…Ныне солнце, красуяся, к высоте восходит и радуяся, землю огревает, взыде бо нам от гроба праведное солнце Христос и вся верующая ему спасает. Ныне луна, с вышняго соступивше степени большему светилу честь подавает, уже бо ветхий закон по писанию с субботами преста и пророки, Христову закону с неделею[1] честь подает.
Ныне зима греховная покаянием престала есть и лед неверия богоразумием растаяся; зима убо языческаго кумирослужения апостольским учением и Христовою верою престала есть, лед же Фомина неверия показанием Христовых ребр растаяся.
Днесь весна красуется, оживляющи земное естество, бурные ветры, тихо повевающее, плоды гобьзуют[2] и земля, семена питающи, зеленую траву ражает. Весна убо красная есть вера Христова, яже крещением поражает человеческое паки естество, бурные же ветры – грехотворные помыслы, иже[3] покаянием претворшеся на добродетели, душеполезныя плоды гобьзуют; земля же естества нашего, аки семя Слово Божие примше и страхом его болящи, присно дух спасения ражает.
Ныне новоражаеми агньци[4] и уньци[5], быстро путь берущее, скачут и скоро к матереем возвращающиеся, веселятся, да и пастыри, свиряюще веселием Христа хвалят. Агньца глаголю – кроткия от язык люди, а уньца – кумирослужителя неверных стран, иже Христовым вчеловечиванием и апостольским учением и чудесы, скоро по закон емьшеся, ко святей Церкви взвратившеся, млеко си учения сьсуть, да и учители Христовав стада, о всех молящееся, Христа Бога славят, вся волкы и агньца во едино стадо собравшаго.
Ныне древа леторасли[6] испущают, и цветы благоухания процветают, и се уже ограды[7] сладку подавают воню, и делатели[8], с надежею тружающиеся, плододавца Христа призывают. Бехом бо преже аки древа дубравная не имущи плода, ныне же присадися Христова вера в нашем неверии и уже держащеся корене Иосеева, яко цветы, добродетели пущающе, райскаго паки жития о Христе ожидают, да и святители, о церкви труждающеся, от Христа мзды ожидают.
Ныне ратаи слова, словесныя уньца к духовному ярму приводяще и крестное рало в в мысленных браздах погружающе и бразду покаяния прочертающе, семя духовное всыпающе, надежами будущих благ веселятся.
Днесь ветхая конец прияша и се быша вся нова воскресения ради.
Ныне реки апостольския наполняются, и язычныя рыбы плод пущают, и рыбари, глубину Божия вчеловечивания испытывше, полну церковную мрежю ловитвы обретают. Реками бо, рече пророк, рассядется земля, узрят и разболятся нечестивые людье.
Ныне мнишескаго образа трудолюбивая пчела, свою мудрость показающи, вся удивляет; яко же бо они, в пустынях самокормием живуще, ангелы и человеки удивляют, и си, на цветы взлетающи, медвены соты стваряют, да человеком сладость и церкви потребная подаст.
Ныне вся доброгласная птица, церковных ликов гнеездящеся, веселятся. И птица бо, рече пророк, обрете гнездо себе - олтаря Твоя, и свою каяждо поющи песнь, славит Бога гласы немолчными. /…/