«Справочник экономиста» №6 2018 / Себестоимость и ценообразование
От размера себестоимости напрямую зависят размер сбытовой наценки и возможный объем продаж. В рыночных условиях компания не может формировать цену реализации своей продукции путём простого добавления к производственной себестоимости необходимой ей сбытовой наценки, а вынуждена ограничивать предельную цену реализации среднерыночным уровнем цен.
Конкурентное преимущество всегда будет у тех производителей, чья себестоимость выпуска продукции оказывается ниже чем у конкурентов. И наоборот, компании с наиболее высокой себестоимостью производства продукции, всегда будут испытывать трудности со сбытом продукции и финансовой устойчивостью, потому что их небольшой размер сбытовой наценки не позволит получать доходы, достаточные для покрытия всех затрат и получения прибыли. Исходя из этого можно сказать что главной целью снижения себестоимости производства продукции является поддержание конкурентоспособности компании на рынке сбыта и обеспечение необходимого ей для развития размера прибыли.
КАК СНИЗИТЬ СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ?
1. УВЕЛИЧЕНИЕ ОБЪЕМОВ ПРОИЗВОДСТВА
Увеличение объемов производства — самый очевидный и действенный способ снизить себестоимость продукции. Это связано с тем, что все производственные затраты компании можно отнести к переменным или постоянным.
Переменные расходы меняются в определенной пропорции вместе с динамикой объема производства: производство увеличивается — растут и затраты, производство уменьшается — затраты падают.
Типичные переменные затраты — расход сырья и материалов на выпуск продукции, зарплата производственных рабочих, расход энергоресурсов при работе производственного оборудования.
Постоянные расходы мало зависят от динамики производства, они необходимы вне зависимости от того, какой объем продукции выпущен в отчетном периоде (амортизация производственного оборудования, расходы на ремонт и содержание производственных помещение, расходы энергоресурсов для общецеховых нужд и т. п.).
2. ПОВЫШЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА
3. ЭКОНОМИЯ ОПЕРАЦИОННЫХ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО
Наибольший эффект дает минимизация прямых производственных расходов — затрат на энергоресурсы при работе производственного оборудования, расходов по оплате труда производственных рабочих и расходы по содержанию и ремонту производственных основных средств.
4. УМЕНЬШЕНИЕ ЗАКУПОЧНЫХ ЦЕН НА СЫРЬЕ И МАТЕРИАЛЫДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА
Удельный вес сырьевых затрат в цеховой себестоимости большинства производственных компаний достаточно велик (как правило, от 50 до 80 %). К тому же в состав закупочной стоимости сырья и материалов кроме цен приобретения их у поставщиков, включаются и расходы на доставку от склада поставщика до склада покупателя. Обычно расходы на закупку сырья и материалов уменьшают по двум направлениям:
снижают среднюю цену закупки сырья и материалов у поставщиков;
минимизируют транспортные расходы по доставке приобретенных у поставщиков сырья и материалов.
Чтобы снизить стоимость закупки сырья и материалов у поставщиков, компания может параллельно использовать несколько методов — поиск более выгодных ценовых предложений на рынке, использование скидочных и бонусных программ у действующих поставщиков, а также кооперацию закупок с дружественными компаниями (в рамках агентского договора или договора совместной деятельности).
5. СОКРАЩЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПОТЕРЬ И ПРОИЗВОДСТВЕННОГО БРАКА
Технологические потери — это безвозвратные отходы сырья и материалов, которые образуются в процессе производства продукции, перенастройке и наладке производственного оборудования, а также в процессе ремонта и проверки работоспособности этого оборудования. Причины производственного брака — недостаточная квалификация персонала, несоответствующее качество сырья и материалов, технические проблемы в работе оборудования.
6. ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ
Этот способ, конечно, требует гораздо больше предварительного анализа ситуации и более трудоемкий по сравнению с другими, так как потери и излишние затраты в результате неэффективности процессов нельзя выявить просто на основании данных отчетов о производстве продукции.
В то же время положительный эффект по снижению себестоимости продукции в результате оптимизации производственных процессов вполне может оказаться значительным и даже превосходящим другие способы. К тому же если в результате этой работы у компании действительно повышается эффективность процессов, то почти всегда она приводит к дополнительному снижению себестоимости и по другим путям.
АЛГОРИТМЫРАСЧЕТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА ОТ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ
ПРИМЕР 1
Расчет снижения себестоимости продукции при увеличении масштабов производства
В каждой компании разное соотношение условно-переменных и условно-постоянных расходов в общей сумме затрат ввиду особенностей технологического цикла производства, организационной структуры и цепочки бизнес-процессов.
Но в любом случае для того, чтобы спрогнозировать эффект снижения себестоимости продукции от увеличения объема ее выпуска, необходимо сначала проанализировать затраты компании и рассчитать их динамику в привязке к динамике производства.
В таблице 1.1 представлена калькуляция производственной себестоимости компании «Альфа» на выпуск 1000 единиц продукции.
Таблица 1.1
Калькуляция производственной себестоимости на 1000 ед. продукции
Статьи затрат | Доля затрат | Сумма затрат на 1000 ед. продукции | |||
Условно-переменные | Условно-постоянные | Всего | Условно-переменные | Условно-постоянные | |
Сырьё и материалы | 100 % | 0 % | 1 000 000 | 1 000 000 | |
ФОТ рабочих | 80 % | 20 % | 300 000 | 240 000 | 60 000 |
Отчисления с ФОТ рабочих | 80 % | 20 % | 90 000 | 72 000 | 18 000 |
ФОТ ИТР | 40 % | 60 % | 100 000 | 40 000 | 60 000 |
Отчисления с ФОТ ИТР | 40 % | 60 % | 30 000 | 12 000 | 18 000 |
Энергоресурсы производственного оборудования | 90 % | 10 % | 100 000 | 90 000 | 10 000 |
Ремонт и содержание ОС | 20 % | 80 % | 50 000 | 10 000 | 40 000 |
Амортизация ОС | 0 % | 100 % | 175 000 | 175 000 | |
Инвентарь и хознужды | 15 % | 85 % | 55 000 | 46 750 | |
Материальные расходы | 80 % | 20 % | 100 000 | 80 000 | 20 000 |
Итого цеховые расходы | 78 % | 22 % | 2 000 000 | 1 552 250 | 447 750 |
Расходы вспомогательных производств | 30 % | 70 % | 300 000 | 90 000 | 210 000 |
Общепроизводственные расходы | 20 % | 80 % | 200 000 | 40 000 | 160 000 |
Производственная себестоимость всего | 67 % | 33 % | 2 500 000 | 1 682 250 | 817 750 |
Как видим, цеховые расходы компании на производство продукции на 78 % являются переменными, а на 22 % — постоянными по отношению к динамике выпуска продукции.
Производственная себестоимость продукции с учетом влияния структуры расходов вспомогательных производств и общепроизводственных расходов уменьшает долю переменных расходов до 67 % и увеличивает долю постоянных до 33 %.
Проецируем сложившееся соотношение переменных и постоянных расходов на увеличение объемов производства на 25 %, т. е. до 1250 единиц продукции. При этом переменные расходы должны увеличиться также на 25 %, а постоянные — остаться в том же размере, что и при производстве 1000 единиц продукции.
Рассчитываем сумму увеличения производственной себестоимости, делим ее на увеличенное количество единиц продукции и сравниваем полученную себестоимость одной единицы с аналогичным показателем фактического объема производства (табл. 1.2).
Таблица 1.2
Динамика производственной себестоимости при расширении производства
Выпуск продукции, ед. | ||||||
Цеховые расходы | 1 552 250 | 447 750 | 2 000 000 | 1 940 313 | 447 750 | 2 388 063 |
Расходы вспомогательных производств | 90 000 | 210 000 | 300 000 | 112 500 | 210 000 | 322 500 |
Общепроизводственные расходы | 40 000 | 160 000 | 200 000 | 50 000 | 160 000 | 210 000 |
Производственная себестоимость | 1 682 250 | 817 750 | 2 500 000 | 2 102 813 | 817 750 | 2 920 563 |
Производственная себестоимость единицы продукции |
Итак, при сложившейся структуре переменных и постоянных производственных расходов рост выпуска продукции на 25 % приведет к снижению себестоимости выпуска одной единицы продукции на 6,5 % (с 2500 руб. до 2336 руб.).