РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
Интерфейс и команды программы Scratch
Направленность | Общеинтеллектуальное и общекультурное направление |
Целевая группа | Обучающиеся классов |
Сроки реализации | |
Авторы-составители | Козлюкова Татьяна Александровна |
С.Сыропятское
Пояснительная записка
Актуальность | Актуальность данной образовательной программы состоит в том, что мультимедийная среда Scratch позволяет сформировать у детей интерес к программированию, отвечает всем современным требованиям объектно-ориентированного программирования. Среда Scratch позволяет формировать навыки программирования, раскрыть технологию программирования. Изучение языка значительно облегчает последующий переход к изучению других языков программирования. Преимуществом Scratch, среди подобных сред программирования, является наличие версий для различных операционных систем, к тому же программа является свободно распространяемой, что немало важно для образовательных учреждений России. Именно в настоящее время имеет смысл рассматривать программы с открытым кодом, что позволяет сформировать у учащихся более широкое представление о возможностях работы с цифровой техникой. |
Цель программы | · Формирование отношения к информатике как к части общечеловеческой культуры; · развитие логического и критического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры; · овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни и для изучения смежных дисциплин; · воспитание средствами информатики культуры личности; · формирование понимания значимости информатики для научно-технического прогресса. |
Задачи | · формирование у детей базовых представлений о языке программирования Scratch, алгоритме, исполнителе; · формирование навыков разработки, тестирования и отладки несложных программ; · знакомство с понятием проекта, его структуры, дизайна и разработки; · своение навыков планирования, создания проекта, публикации его в сети Интернет; · выработка навыков работы в сети для обмена материалами работы; · предоставление возможности самовыражения в творчестве; · •выработка навыков и умения безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в сети Интернет, умения соблюдать нормы информационной этики и права |
Планируемые результаты | Личностные результаты: · широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в предметно- продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления; · готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ; · интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни; · способность увязать учебное содержание с собственным жизненным · опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; · готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности; · способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; · развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды; · способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ. |
Метапредметные результаты: · владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; · планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; · прогнозирование – предвосхищение результата; · контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данным и с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); · коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; · оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача; · владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; · поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; · структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; · самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; · владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; · • умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; · умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; · использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни. | |
Предметные результаты: · умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике; · умение составлять линейные, разветвляющиеся и циклические алгоритмы управления исполнителями на языке программирования Scratch; · умение использовать логические значения, операции и выражения с ними; · овладение понятиями спрайт, объект, скрипт, обработка событий; · умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов; · умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в программе Scratch; · навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.. |
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Название раздела программы и темы учебных занятий | Количество часов |
Знакомство средой Scratch. | ||
Особенности среды Scratch. | ||
Выбор и создание спрайта | ||
Управляющие программами скрипты | ||
Блок внешнего вида | ||
Блок движение | ||
Блок перо. Блок чисел | ||
Блок контроля. | ||
Блок звуков | ||
Блок сенсоров | ||
Всего |
Содержание программы
Тема | Форма проведения занятия | Виды учебной деятельности | Формы организации деятельности | Формы и вопросы оценки и контроля |
Знакомство средой Scratch. | Лекция с элементами практикума | Наблюдение за демонстрацией учителя. Выполнение работ практикума | Индивидуальная | Наблюдение. Практическая работа |
Особенности среды Scratch. | Лекция с элементами практикума | Наблюдение за демонстрацией учителя. Выполнение работ практикума | Индивидуальная | Наблюдение. Практическая работа |
Выбор и создание спрайта | Лекция с элементами практикума | Наблюдение за демонстрацией учителя. Выполнение работ практикума | Индивидуальная | Наблюдение. Практическая работа |
Управляющие программами скрипты | Лекция с элементами практикума | Наблюдение за демонстрацией учителя. Выполнение работ практикума | Индивидуальная | Наблюдение. Практическая работа |
Блок внешнего вида | Лекция с элементами практикума | Наблюдение за демонстрацией учителя. Выполнение работ практикума | Индивидуальная | Наблюдение. Практическая работа |
Блок движение | Лекция с элементами практикума | Наблюдение за демонстрацией учителя. Выполнение работ практикума | Индивидуальная | Наблюдение. Практическая работа |
Блок перо. Блок чисел | Лекция с элементами практикума | Наблюдение за демонстрацией учителя. Выполнение работ практикума | Индивидуальная | Наблюдение. Практическая работа |
Блок контроля. | Лекция с элементами практикума | Наблюдение за демонстрацией учителя. Выполнение работ практикума | Индивидуальная | Наблюдение. Практическая работа |
Блок звуков | Лекция с элементами практикума | Наблюдение за демонстрацией учителя. Выполнение работ практикума | Индивидуальная | Наблюдение. Практическая работа |
Блок сенсоров | Лекция с элементами практикума | Наблюдение за демонстрацией учителя. Выполнение работ практикума | Индивидуальная | Наблюдение. Практическая работа |
Контрольно-оценочные средства
Виды контроля:
· Входящий: беседа, опрос.
· Текущий контроль: педагогическое наблюдение, самостоятельная работа
· Промежуточный контроль: педагогическое наблюдение, самостоятельная работа
· Итоговый контроль: педагогическое наблюдение, самостоятельная работа