Практика проведения местных референдумов в Российской Федерации




После принятия Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"[49] произошли изменения границ муниципальных образований во многих регионах Российской Федерации. По поводу этих изменений были проведены местные референдумы в некоторых из этих регионах.

Например, в феврале 2010 года Тульской области проводился референдум по вопросу отделения Новомосковска от Новомосковского района. Состоялся этот референдум в муниципальном образовании Новомосковск.

В среднем, явка по городу составила около пятидесяти процентов. Наибольшее количество голосов было отдано за отделение Новомосковска (подавляющее большинство в девяносто процентов).

Но против обособления районного центра высказались сельские жители. По ст.24 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", голоса городских граждан и селян рассматриваются отдельно, и учитывая результаты голосования селян, депутаты Тульской областной Думы имели право отказать гражданам города в удовлетворении результатов их голосования. В результате город остался на правах поселения в составе района.[50]

Также, мной была изучена практика проведения местных референдумов в городах Мариинске и Топках, Кемеровская область.

В Кемеровской области проводились местные референдумы в городе Топки и Топкинском районе, в городе Мариинске и Мариинском районе по вопросу объединения городов и районов в единые муниципальные образования.

В итоге, явка свыше шестидесяти процентов и значительное большинство голосов, отданных за объединение, обеспечило то, что Избирательные комиссии Кемеровской области признали референдум состоявшимся.[51]

Что касается статистики, то максимальную явку показали в городе Мариинске – 62 процента и проголосовавших 88 процентов избирателей. Из них 81 процент составили горожане и 94 процента - селяне. Также было проведено голосование по поводу принятия новых Уставов этих территориальных образований, который также был одобрен со сторону голосовавшего населения.[52]

Кстати, одним из основных «минусов» проведения референдумов – это низкая явка населения на референдумы. Так, например, 22 мая 2012 г. прошел референдум в городе Светлый Калининградской области. На референдуме избирателям предстояло ответить на следующие вопросы:

Но, несмотря на эти примеры, одним из проблемных вопросов остается низкая явка на референдумы. На примере города Светлый, где в 2012 году 22 мая был проведен местный референдум по вопросам:

- Согласны ли вы со строительством терминала по перевалке нефтепродуктов в черте города Светлый?

- Согласны ли вы с реконструкцией и строительством базы под бункеровку судов топливом и перевалку нефти в черте города Светлый?

Но в итоге референдум был признан несостоявшимся по причине того, что не была достигнута явка 50 процентов. На тот момент явка составила всего сорок восемь процентов и этого не хватило для признания результатов референдума удовлетворительными.[53]

По информации Центральной избирательной комиссии после принятия Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на территории Российской Федерации было проведено более 100 (!!!) местных референдумов по определению структуры органов местного самоуправления. Ниже приведены некоторые из них.

28 августа 2012 года на заседании Городской Думы г.Дзержинска рассматривался вопрос о проведении общегородского референдума. Гордума большинством голосов отказала в регистрации инициативной группе граждан, намеревавшихся организовать общегородской референдум по вопросу о сохранении всенародных выборов мэра города. Депутаты признали вопрос инициативной группы не соответствующим требованиям статьи 7 Закона Нижегородской области от 30.12.2005 N 226-З "О местном референдуме в Нижегородской области".

Правовое управление Гордумы и и.о. прокурора города М.М.Марьенко подтвердили, что данный вопрос не может быть вынесен на референдум, поскольку не является вопросом местного значения.

В тоже время в соответствии со ст. 131 Конституции Российской Федерации, гл.5 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.8 ст.12 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ч.6 ст.7 Закона Нижегородской области от 30 декабря 2005г. № 226-З «О местном референдуме в Нижегородской области», ч.2 ст.56 Устава Нижегородской области, вопрос изменения структуры местного самоуправления является вопросом местного значения и может быть вынесен на местный референдум.

1) Местный референдум в городе Нововоронеже Воронежской области в мае 2004г.

Вопросы:

Считаете ли Вы необходимым ввести в структуру местного самоуправления г.Нововоронежа должность главы муниципального образования, возглавляющего исполнительную власть и избираемого населением города?

Считаете ли Вы необходимым ввести в структуру местного самоуправления г.Нововоронежа должность главы муниципального образования, возглавляющего городскую Думу и избираемого населением города и должность главы администрации, назначаемого по контракту городской Думой?

Считаете ли Вы необходимым ввести в структуру местного самоуправления г.Нововоронежа должность главы муниципального образования, возглавляющего городскую Думу и избираемого городской Думой и должность главы администрации, назначаемого по контракту городской Думой?

2) Местный референдум в городе Великом Новгороде в июле 2006г. Из Решения Думы Великого Новгорода от 07.04.2006 N 287 "О назначении местного референдума"

Вопросы:

Считаете ли Вы, что Глава муниципального образования - городского округа Великий Новгород должен избираться на муниципальных выборах?

Считаете ли Вы, что Глава муниципального образования - городского округа Великий Новгород в случае избрания на муниципальных выборах должен входить в состав Думы Великого Новгорода с правом решающего голоса и исполнять полномочия ее председателя?

2 июля в г.Великом Новгороде прошел инициированный Думой первый городской референдум по способу избрания мэра города: на участки пришли 4,54% жителей города. Признан несостоявшимся из-за низкой явки избирателей

Местный референдум в городе Пскове в июле 2006г. Из решения Псковской городской Думы 26 мая 2006 года № 134 «О назначении местного референдума на территории города Пскова на 16 июля 2006 года»

Вопрос:

Какой вариант структуры органов местного самоуправления муниципального образования «Город Псков» для закрепления его в Уставе города Пскова вы поддерживаете:

3 варианта ответа:

1) Глава муниципального образования «Город Псков» – глава города Пскова – избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании и возглавляет исполнительно-распорядительный орган – администрацию города Пскова. Представительный орган муниципального образования – Псковская городская Дума – избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании;

2) Глава муниципального образования «Город Псков» – глава города Пскова – избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, входит в состав Псковской городской Думы с правом решающего голоса и исполняет полномочия ее председателя, при этом глава исполнительно-распорядительного органа – администрации города Пскова – назначается на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом города Пскова. Представительный орган муниципального образования – Псковская городская Дума – избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании;

3) Глава муниципального образования «Город Псков» – глава города Пскова – избирается Псковской городской Думой из своего состава и исполняет полномочия ее председателя, при этом глава исполнительно-распорядительного органа – администрации города Пскова – назначается на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом города Пскова. Представительный орган муниципального образования – Псковская городская Дума – избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Городской референдум в Пскове по структуре органов местного самоуправления признан несостоявшимся из-за никой явки избирателей. Явка на референдуме составила 8,22%. На вопрос референдума ответили чуть больше 17 тысяч псковичей. Таким образом, референдум набрал лишь шестую часть от того количества голосов, которое требовалось для того, чтобы признать его состоявшимся.

3) Местный референдум в городе Макаров Сахалинской области в декабре 2007г.

Из Решения Собрания муниципального образования Макаровский городской округ от 12.09.2007 № 47 " О назначении местного референдума на территории муниципального образования «Макаровский городской округ»"

Вопрос:

Согласны ли Вы, что избираемый на муниципальных выборах глава городского округа должен одновременно являться главой администрации городского округа?

4) Местный референдум в городе Старый Оскол Белгородской области в декабре 2007г. Из Постановления Главы муниципального района "Город Старый Оскол и Старооскольский район" Белгородской области от 10 октября 2007г. № 4260 "Об утверждении списка мест для размещения печатных агитационных материалов на территориях избирательных участков и участков референдума Старооскольского городского округа по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва, депутатов Старооскольского городского округа первого созыва, местного референдума 2 декабря 2007 года"

Вопрос:

Согласны ли вы, чтобы в Уставе округа были зафиксированы следующие органы местного самоуправления: представительный орган муниципального образования (Совет депутатов городского округа); глава муниципального образования, избираемый населением и возглавляющий администрацию городского округа, (глава администрации); исполнительно-распорядительный орган (администрация); контрольный орган (контрольно-ревизионная комиссия)?

5) Местный референдум в городе Холмск Сахалинской области в марте 2008г.

Из Решения Собрания муниципального образования Холмский городской округ от 25.01.2008 № 40/3-398 " О назначении местного референдума"

Вопросы:

Глава муниципального образования "Холмский городской округ" избирается населением на муниципальных выборах и возглавляет местную администрацию?

Депутаты муниципального образования "Холмский городской округ" избираются по 10 двухмандатным избирательным округам?

Несмотря на то, что из-за низкой явки избирателей (25,99%) референдум был признан несостоявшимся, волеизъявление жителей округа, высказанное на референдуме 16 марта 2008 года по вопросам формирования местных законодательного и исполнительного органов, будет учтено при рассмотрении изменений и дополнений, предлагаемых к внесению в устав муниципального образования.

6) Местный референдум в Оленинском районе Тверской области в марте 2009г.

Вопросы:

Считаете ли Вы необходимым сохранение в Уставе Оленинского района Тверской области нормы следующего содержания: Глава Оленинского района избирается жителями Оленинского района на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права тайным голосованием сроком на пять лет в порядке, установленном Федеральными законами, законами Тверской области и настоящим Уставом?

Считаете ли Вы необходимым сохранение в Уставе Оленинского района Тверской области нормы следующего содержания: Администрацией Оленинского района руководит глава Оленинского района на принципах единоначалия?

Состоявшийся 1 марта 2009 года на территории Оленинского района Тверской области референдум, в котором приняли участие 74,92% избирателей, стал результативным референдумом по отказу от «двуглавой» системы управления на территории России с однозначными результатами:

На 1 вопрос ответили: ДА - 6942 (83,4%), НЕТ - 1290 (15,5%). На 2 вопрос ответили: ДА - 6640 (79,77%), НЕТ - 1584 (19,00%).

Получается, что именно в г.Дзержинске, где Гордума предлагает отменить всенародные выборы мэра, и где данная норма закона идет вразрез с мнением горожан, невозможно проведение общегородского референдума по вопросу выбора схемы управления городом. С учетом вышеизложенного можно констатировать, что на территории Российской Федерации либо действуют двойные стандарты, либо в г.Дзержинске допускается прямое нарушение основного закона страны.

К сожалению, данный пример не единственный в практике проведения референдумов в муниципальных образованиях в Российской Федерации. И можно сказать, что данный вопрос является проблемным

Изучая практику проведения местных референдумов в Российской Федерации можно сделать следующие выводы:

Вопросы, выносимые на местный референдум в Российской Федерации чаще всего затрагивают:

- структуру органов местного самоуправления

- способ выбора главы местного самоуправления

- объединения двух или несколько муниципальных образований в одно

-общественные проблемы на территории муниципального образования

Также имеются случаи отказа гражданам в проведении референдума. Зачастую эти отказы являются законными, но есть исключения, на примере города Дзержинска.

Одной из проблем проведения местного референдума является низкая явка избирателей. На некоторых примерах, приведенных выше, можно увидеть, что далеко не всегда обеспечивается явка свыше 50%, и референдумы признаются несостоявшимся по этой причине.

Что касается исполнения решений, принятых на местом референдуме, то можно сказать, что мнение граждан всегда учитывается, даже при условии низкой явки и признания референдума не состоявшимся. Изучая практику, могу сказать, реализации решений, принятых на референдуме осуществляется в соответствии с законом.

2.3 Предложения по усовершенствованию местных референдумов

Учитывая вышесказанное, и опыт проведения местных референдумов в странах Европы и опыт проведения в России могу сделать выводы:

- проведение местных референдумов в России требует усовершенствования

- прослеживается тенденция низких явок гражlан на местные референдумы

- нечастое проведение местных референдумов по вопросам местного значения

- отсутствие использования современных технологий в процессе проведения местных референдумов

Учитывая эти проблемы, хочу выдвинуть следующие предложения по усовершенствованию механизма проведения местного референдума:

1) Увеличение количества проводимых референдумов на территории муниципальных образований.

Увеличения количества местных референдумов довольно важная ступень для демократизации власти. Решение вопросов местного значения учитывая мнение населения позволит органам государственной власти принимать оптимальные решения относительно соотсветсвующих вопросов.

Предлагаю проведения местных референдумов как минимум один раз за год по вопросам местного значения.

Также, для закрепления данного минимума, предлагаю закрепить его нормативно, то есть внести изменения в Закон Саратовской области «о местном самоуправлении Саратовской области» путем введения статьи,по поводу этого.

Положительными сторонами этого нововведения являются:

- увеличение заинтересованности населения в решении вопросов местного значения

- способствование решению проблем местного значения учитывая мнение населения

- обязанность проведения референдумов приведет к большей демократизации власти.

Из минусов могу отметить лишь увеличение количества денежных средств, требуемых для проведения референдумов каждый год, но эту проблемы может решить следующие нововведения.

Все это надо написать по-русски

2)Внедрение новых технологий в процедуру проведения референдума

В настоящее время, для упрощения проведения процедуры проведения референдума предлагаю ввести возможность использования новых технологий в процедуру голосования.

Во-первых – это возможность SMS-голосования. Учитывая тот факт, что в наше время практически каждый имеет мобильный телефон, имеет смысл дать возможность гражданам голосовать путем отправки SMS специальный номер с ответом на вопрос.

Учитывая опыт Европейских стран, процедура SMS голосования проходит следующим образом:

Каждый гражданин, который имеет право на участие в референдуме, отправляет на специальный номер сообщение, и получает на телефон уникальный код подтверждения, который является способом идентификации человека.

Во время голосования, в течение суток, гражданин имеет право отправить свой ответ на специальный номер, далее вписывает свои паспортные данные и код подтверждения. Это позволяет устранить факт повторного голосования с одного телефона или от лица одного и от одного и того же гражданина.

Во – вторых – это возможно голосования через специальный сайт.

Предлагаю ввести специальный сайт по поводу проведения референдума, где гражданин, обладающий правом участия в референдуме может оставить свой голос в пользу того или иного варианта.

Чтобы не допустить попыток повторного голосования предлагаю ввести подтверждение через электронную почту и также, чтобы обеспечить идентификацию личности – подтверждение путем указывания своих паспортных данных в специальное поле под ответом на сайте.

Данные способы имеют множество положительных сторон:

- увеличение количества голосующих граждан, среди молодежи

- упрощение процедуры голосования

- уменьшение финансовых затрат на проведения референдума

- возможность информирования о проведении референдума через средства мобильной связи лично каждого гражданина

- уменьшение возможности фальсификации голосования

- увеличит явку населения на местный референдум.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Проведенное исследование общественных отношений конституционно- правового института референдума в современной России, позволяет сделать следующие основные выводы.

Местный референдум - это прямое волеизъявление граждан при помощи голосования, которое осуществляется в пределах определенного муниципального образования по поводу решения вопросов, которые относятся к вопросу местного значения и тех, которые относятся к компетенции органов местного самоуправления, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В демократическом государстве, к которому относится и Российская Федерация наличие институтов референдума и местного референдума является одной из главных важнейших форм участия народа в осуществлении власти как на уровне государства, так и на уровне муниципального образования.

Референдум дает народу возможности для выражение своей воли непосредственно через голосование. Также референдум является одним из основных средств прямой демократии.

Но после проведения анализа практики проведения местных референдумов можно сделать вывод о том, что значение референдума слегка переоценено – вопрос выносимые на референдум могут быть недоступными для оценки со стороны политических или иных последствий, которые принимаются при голосовании. Стоит отметить, что проведение референдума, при таких условиях требует полной гласности, большой работы по разъяснению формулы референдума, его последствий, а также предварительной работы по обеспечению высокой явки избирателей.

Проведя сравнительный анализ законов 28.08.1995 N 154-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципов местного самоуправления в Российской Федерации» можно сделать вывод о том что, в статьях законов 1995 года и 2003 года есть сходства и свои различия. Федеральный Закон 2003 года содержит больше информации и более подробно регламентирует проведение референдума, так как в нем имеются некоторые положения, которые отсутствуют в законе 1995 года, такие, как: срок назначения референдума, кем организовывается референдум при назначении его судом, как исполняется принятое решение на референдуме, как можно обжаловать решение, которое было принято на референдуме.

Изучая практику проведения местных референдумов в зарубежных странах можно сказать, что в таких странах как Швейцария, Бельгия институт местного референдума развит уже давно.

Внедрение новых технологий, проведение референдумов по вопросам, связанных с экологией, требующих одобрения со стороны населения, частое проведение местных референдумов уже практикуются.

 

Стоит отметить, что процесс проведения местных референдумов требует усовершенствования:

- использование новых технологий в процессе проведения местного референдума

- увеличение количества проводимых местных референдумов

 

Таким образом, институт референдума занимает важное место в политической жизни. Исход развития референдума во многом определяет дальнейшее развитие государства в области демократизации. Референдум может повлиять не сколько на характер государственной власти, сколько на направление ее деятельности.

На референдуме решаются ключевые вопросы общественной жизни. Так же на референдуме решается вопрос об одобрении какого-то проекта, требующего мнения населения, то есть речь идет о прямом волеизъявлении народа. Помимо этого развитие института референдума означает и поддержку со стороны государственной власти, ее легитимацию, показывая ее удостоверения интересам народа и соответствия мнению населения.

Нельзя допускать, чтобы референдум заменял институты политического представительства и противопоставлялся им как прямое выражение воли народа ее искаженной передаче парламентариями.

В современных условиях, обеспечение политическое свободы граждан, избирательных прав должно стать стержнем для формирования и эффективного действия референдума на всех уровнях.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: