Самоэффективность
Поставьте знак «+» в клетках, соответствующих степени вашего согласия с утверждением.
Обработка результатов:
«абсолютно неверно» – 1 балл;
«едва ли это верно» – 2 балла;
«скорее всего, верно» – 3 балла;
«совершенно верно» – 4 балла.
Количество баллов складывается. Показатели до 27 баллов свидетельствуют о низкой самоэффективности; 27-35 – показатели средней самоэффективности, более 35 - высокой.
Смысложизенные ориентации
Инструкция. «Вам будут предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача – выбрать одно из двух утверждений, которое по вашему мнению, больше соответствует действительности, и выделить жирным шрифтом одну из цифр 1,2,3, в зависимости от того, насколько вы уверены в выборе (или 0, если оба утверждения, на ваш взгляд, одинаково верны)».
1. | Обычно мне очень скучно | 3 2 1 0 1 2 3 | Обычно я полон энергии |
1. 2. | 2. Жизнь кажется мне всегда волнующей и захватывающей | 3. 3 2 1 0 1 2 3 | 4. Жизнь кажется мне совершенно спокойной и рутинной |
3. | В жизни я не имею определенных целей и намерений. | 3 2 1 0 1 2 3 | В жизни я имею очень ясные цели и намерения. |
4. | Моя жизнь представляется мне крайне бессмысленной и бесцельной. | 3 2 1 0 1 2 3 | Моя жизнь представляется мне вполне осмысленной и целеустремленной. |
5. | Каждый день кажется мне всегда новым и непохожим на другие. | 3 2 1 0 1 2 3 | Каждый день кажется мне совершенно похожим на другие. |
6. | Когда я уйду на пенсию, я займусь интересными вещами, которыми всегда мечтал заняться. | 3 2 1 0 1 2 3 | Когда я уйду на пенсию, я постараюсь не обременять себя никакими заботами. |
7. | Моя жизнь сложилась именно так, как я мечтал. | 3 2 1 0 1 2 3 | Моя жизни сложилась совсем не так, как я мечтал. |
8. | Я не добился успехов в осуществлении своих жизненных планов. | 3 2 1 0 1 2 3 | Я осуществил многое из того, что было мною запланировано. |
9. | Моя жизнь пуста и неинтересна. | 3 2 1 0 1 2 3 | Моя жизнь наполнена интересными делами. |
10. | Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она была вполне осмысленной. | 3 2 1 0 1 2 3 | Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она не имела смысла. |
11. | Если бы я мог выбирать, то я бы построил свою жизнь совершенно иначе. | 3 2 1 0 1 2 3 | Если бы я мог выбирать, то я бы прожил жизнь еще раз так же, как живу сейчас. |
12. | Когда я смотрю на окружающий меня мир, он часто приводит меня с растерянность и беспокойство. | 3 2 1 0 1 2 3 | Когда я смотрю на окружающий меня мир, он совсем не вызывает у меня беспокойства и растерянности. |
13. | Я человек очень обязательный. | 3 2 1 0 1 2 3 | Я человек совсем не обязательный. |
14. | Я полагаю, что человек имеет возможность осуществить свой жизненный выбор по своему желанию. | 3 2 1 0 1 2 3 | Я полагаю, что человек лишен возможности выбирать из-за влияния природных способностей и обстоятельств |
15. | Я определенно могу назвать себя целеустремленным человеком. | 3 2 1 0 1 2 3 | Я не могу назвать себя целеустремленным человеком. |
16. | В жизни я еще не нашел своего призвания и ясных целей. | 3 2 1 0 1 2 3 | В жизни я нашел свое призвание и цели. |
17. | Мои жизненные взгляды еще не определились. | 3 2 1 0 1 2 3 | Мои жизненные взгляды вполне определились. |
18. | Я считаю, что мне удалось найти призвание и интересные цели в жизни. | 3 2 1 0 1 2 3 | Я едва ли способен найти призвание и интересные цели в жизни. |
19. | Моя жизнь в моих руках, и я сам управляю ею. | 3 2 1 0 1 2 3 | Моя жизнь не подвластна мне, и она управляется внешними событиями. |
20. | Мои повседневные дела приносят мне удовольствие и удовлетворение. | 3 2 1 0 1 2 3 | Мои повседневные дела приносят мне сплошные неприятности и переживания. |
Ключ к тесту СЖО
При подсчете баллов по ключу придерживаются следующего правила:
— в восходящую шкалу 1 2 3 4 5 6 7 переводятся пункты 1, 3, 4, 8, 9, 11, 12, 16, 17.
— в нисходящую шкалу 7 6 5 4 3 2 1 переводятся пункты 2, 5, 6, 7, 10, 13, 14, 15, 18, 19, 20.
После этого суммируются баллы ассиметричных шкал, соответствующие позициям, отмеченных испытуемым.
Субшкала 1 (цели в жизни) - 3, 4, 10, 16, 17, 18.
Субшкала 2 (процесс жизни) — 1, 2, 4, 5, 7, 9.
Субшкала З (результат жизни) — 8, 9, 10, 12, 20.
Субшкала 4 (локус контроля — Я) — 1, 15, 16, 19.
Субшкала 5 (локус контроля — жизнь) — 7, 10, 11, 14, 18, 19.
Общий показатель — осмысленность жизни (ОЖ) — все 20 пунктов.
Мотивация учебной деятельности
Инструкция: Оцени, пожалуйста, на сколько эти высказывания справедливы по отношению к тебе. Чем они больше подходят для тебя, тем большую оценку надо ставить.
1 балл – совсем не подходит
2 балла – почти уверен, что не подходит
3 балла – скорее не подходит, чем подходит
4 балла – не знаю точно
5 баллов – скорее подходит, чем не подходит
6 баллов – почти уверен, что подходит
7 баллов – совершенно подходит
Содержание методики
1. Получать хорошие отметки – самое главное для меня.
2. Главное в учебе получать как можно больше знаний.
3. Мне неприятно, когда я сделал что-то не так хорошо, как на самом деле мог бы сделать
4. Хорошо, когда меня не спрашивают на уроках
5. Учусь, потому что так надо.
6. Мне очень приятно, когда я достигаю своих целей.
7. Трудности в учебе – причина того, что я не хочу учиться.
8. У меня есть хобби, которое для меня важнее, чем учеба.
9. Хорошо учиться – это условие для того, чтобы мне разрешали делать то, что я на самом деле хочу.
10. Мне нравиться узнавать новое.
11. Быть «первым в учебе» для меня совсем не важно.
12. Я люблю, когда меня вызывают отвечать.
13. Учусь, потому что все учатся.
14. Показать себя в учебе для меня не главное.
15. Я очень боюсь наказаний за плохие отметки.
16. В жизни есть многое другое, что гораздо интереснее, чем учеба.
17. Одобрение со стороны родителей и учителей очень важно для меня.
18. Чем труднее задание, тем оно интереснее.
19. Любое учебное задание нужно делать как можно лучше.
20. Я очень люблю писать контрольные работы.
21. Ходить в школу и делать уроки для меня привычка.
22. Учеба – это то, что нужно в первую очередь мне самому.
23. Плохо, что в школе очень много из того, что я хочу нельзя делать.
24. Учеба в школе занимает почти все мое время.
25. Интерес к учебе для меня важнее, чем похвала учителя.
26. Мне интересно на большинстве уроков.
27. Мне нравится добиваться успехов в учебе.
28. На уроках я стараюсь быть незаметным для своего учителя.
29. Я очень люблю, когда в школе происходит что-то необычное.
30. Учеба – главное условие успехов в жизни.
31. Учеба – самое главное для меня.
32. Учеба для меня – на втором плане, а на первом – то, что мне интересно.
33. Главное в учебе – получить результат, которого от меня ждут.
34. Я хочу, чтобы уроки побыстрее закончились.
35. Я очень люблю, когда меня хвалят за успехи в учебе.
36. Я больше люблю простые задания, чем сложные.
37. Мне нравится, когда все в школе все остается так же, как было раньше, когда все идет своим чередом.
38. Я не люблю, когда меня заставляют делать то, что я считаю для себя не нужным.
39. Развлечения для меня важнее, приятнее, чем учеба.
40. Мне больше нравиться заниматься на компьютере, чем учиться.
Анализ результатов:
Внешняя мотивация - №№ пунктов – 1, 9, 17, 25, 33
Внутренняя мотивация - №№ пунктов – 2, 10, 18, 26, 34
Мотивация достижения - №№ пунктов – 3, 11, 19, 27, 35
Мотивация безопасности - №№ пунктов – 4, 12, 20, 28, 36
Мотивационные стереотипии - №№ пунктов – 5, 13, 21, 29, 37
Мотивация самореализации №№ пунктов- 6, 14, 22, 30, 38
Антимотивация – №№ пунктов – 7, 15, 23, 31, 39
Внеучебная мотивация - №№ пунктов – 8, 16, 24, 32, 40
Рефлексивность
Инструкция
Вам предстоит дать ответы на несколько утверждений опросника. В бланке ответов напротив номера вопроса проставьте, пожалуйста, цифру, соответствующую варианту Вашего ответа:
Полностью не согласен | Не согласен | Скорее не согласен | Не могу определиться | Скорее согласен | Согласен | Полностью согласен |
Не задумывайтесь подолгу над ответами. Помните, что правильных или неправильных ответов в данном случае быть не может.
1. Прочитав хорошую книгу, я всегда потом долго думаю о ней; хочется ее с кем-нибудь обсудить. | |||||||
2. Когда меня вдруг неожиданно о чем-то спросят, я могу ответить первое, что пришло в голову. | |||||||
3. Прежде чем снять трубку телефона, чтобы позвонить по делу, я обычно мысленно планирую предстоящий разговор. | |||||||
4. Совершив какой-то промах, я долго потом не могут отвлечься от мыслей о нем. | |||||||
5. Когда я размышляю над чем-то или беседую с другим человеком, мне бывает интересно вдруг вспомнить, что послужило началом цепочки мыслей. | |||||||
6. Приступая к трудному заданию, я стараюсь не думать о предстоящих трудностях. | |||||||
7. Главное для меня – представить конечную цель своей деятельности, а детали имеют второстепенное значение. | |||||||
8. Бывает, что я не могу понять, почему кто-либо недоволен мною. | |||||||
9. Я часто ставлю себя на место другого человека. | |||||||
10. Для меня важно в деталях представлять себе ход предстоящей работы. | |||||||
11. Мне было бы трудно написать серьезное письмо, если бы я заранее не составил план. | |||||||
12. Я предпочитаю действовать, а не размышлять над причинами своих неудач. | |||||||
13. Я довольно легко принимаю решение относительно дорогой покупки. | |||||||
14. Как правило, что-то задумав, я прокручиваю в голове свои замыслы, уточняя детали, рассматривая все варианты. | |||||||
15. Я беспокоюсь о своем будущем. | |||||||
16. Думаю, что во множестве ситуаций надо действовать быстро, руководствуясь первой пришедшей в голову мыслью. | |||||||
17. Порой я принимаю необдуманные решения. | |||||||
18. Закончив разговор, я, бывает, продолжаю вести его мысленно, приводя все новые и новые аргументы в защиту своей точки зрения. | |||||||
19. Если происходит конфликт, то, размышляя над тем, кто в нем виноват, я в первую очередь начинаю с себя. | |||||||
20. Прежде чем принять решение, я всегда стараюсь все тщательно обдумать и взвесить. | |||||||
21. У меня бывают конфликты от того, что я порой не могу предугадать, какого поведения ожидают от меня окружающие. | |||||||
22. Бывает, что, обдумывая разговор с другим человеком, я как бы мысленно веду с ним диалог. | |||||||
23. Я стараюсь не задумываться над тем, какие мысли и чувства вызывают в других людях мои слова и поступки. | |||||||
24. Прежде чем сделать замечание другому человеку, я обязательно подумаю, какими словами это лучше сделать, чтобы его не обидеть. | |||||||
25. Решая трудную задачу, я думаю над ней даже тогда, когда занимаюсь другими делами. | |||||||
26. Если я с кем-то ссорюсь, то в большинстве случаев не считаю себя виноватым. | |||||||
27. Редко бывает так, что я жалею о сказанном. |
Подсчёт сырых баллов
Вариант ответа | В прямых значениях | В обратных значениях |
Абсолютно неверно | 1 балл | 7 баллов |
Неверно | 2 балла | 6 баллов |
Скорее неверно | 3 балла | 5 баллов |
Не знаю | 4 балла | 4 балла |
Скорее верно | 5 баллов | 3 балла |
Верно | 6 баллов | 2 балла |
Совершенно верно | 7 баллов | 1 балл |
Баллы распределяются следующим образом:
- В прямых значениях: 1, 3, 4, 5, 9, 10, 11, 14, 15, 18, 19, 20, 22, 24, 25.
- В обратных значениях: 2, 6, 7, 8, 12, 13, 16, 17, 21, 23.
- Перевод в стены
Сырые баллы | до 80 | 101-107 | 108-113 | 114-122 | 123-130 | 131-139 | 140-147 | 148-156 | 157-171 | 172 и выше | |
Стены |
ММИ.
Закончите предложения –
1. Я надеюсь...
2.Я работаю над...
З.Я ужасно хочу...
4.Наибольшее удовольствие я получу, если...
5.Я стремлюсь к...
6.Я хочу...
7.Я боюсь, что...
8. Когда-нибудь я...
9.Я пытаюсь...
10. Я страстно желаю...
11.Я буду рад, если...
12.Я ужасно хочу уметь...
13. Я мечтаю о том, что...
14. У меня есть определенное намерение...
15. Наихудшим наказанием для меня...
16.Я действительно хочу...
17. Я прилагаю усилия для...
18. У меня сильное стремление к...
19. Лучшей наградой для меня будет...
20.Я хотел бы быть способным...
21.Мне очень понравилось бы...
22. Я готовлюсь...
23.Я буду очень счастлив...
24.Я готов...
25. Я ожидаю...
26. Я сделаю все возможное, чтобы...
27.Я опасаюсь...
28. Долгое время я ожидал...
29. Я сделаю все зависящее от меня, чтобы...
30. Я буду вполне доволен, если...
31. Моя большая надежда — это...
32.Я ничего не пожалел бы для...
33. Я сожалею о...
34. Я принял решение...
35.Я больше всего готов к...
36. Любой ценой я хочу...
37. Мое самое большое желание — это...
38.Я определенно хочу...
39. Я желаю как можно скорее...
40. Я прилагаю максимум усилий...
Анализ (количество утверждений):
- внешние факторы, обстоятельства
- внутренние факторы, развитие
- негативные утверждения
- позитивные утверждения
- краткосрочные цели
- среднесрочные цели
- долгосрочные цели
- неопределенные по времени цели