Индекс по ФГОС ВПО | Содержание компетенции |
ОК-1 | осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания |
ОК-2 | способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста |
ОК-3 | владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения |
ОК-4 | способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь |
ОК-5 | обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе |
ОК-6 | имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону |
ОК-7 | стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства |
ОК-8 | способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач |
ОК-9 | способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы |
ПК-1 | способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности |
ПК-2 | способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры |
ПК-4 | способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом |
ПК-5 | способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности |
ПК-6 | способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства |
ПК-7 | владеет навыками подготовки юридических документов |
ПК-8 | готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства |
ПК-9 | способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина |
ПК-11 | способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранят причины и условия, способствующие их совершению |
ПК-12 | способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению |
ПК-13 | способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации |
ПК-14 | готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции |
ПК-15 | способен толковать различные правовые акты |
ПК-16 | способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности |
В результате изучения дисциплины «Криминология» студенты должны
иметь представление:
· о месте, задачах и роли криминологии в сфере предупреждения девиантного поведения;
знать:
· особенности преступности в современный период, ее качественные и количественные показатели, значение для развития общества;
· влияние и взаимосвязь криминогенных детерминант, их уровни и формы проявления;
· механизм преступного поведения и роль личности преступника в его реализации;
· цели, принципы и методы предупредительной деятельности, систему ее субъектов и их профилактические функции;
· организацию и порядок криминологического прогнозирования, планирования и координации;
· основы криминолого-профилактического правового регулирования;
· состояние, специфику детерминант и борьбы с отдельными видами преступности;
· основные актуальные теоретические и практические проблемы криминологии.
уметь:
· применять на практике нормы криминолого-профилактического характера;
· свободно оперировать юридическими категориями и понятиями, аргументировано и ясно излагать и отстаивать принятую позицию по вопросам криминологии;
· устанавливать сущность и содержание конкретных видов преступности, их детерминант, системы предупреждения;
· применять методики и меры предупреждения конкретных видов преступности и видов преступлений;
· воспринимать, анализировать и выделять обстоятельства, учитываемые при предупреждении преступлений;
· анализировать и решать юридические проблемы в сфере предупреждения преступлений;
· проводить экспертизу нормативных положений в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции;
· грамотно разъяснять смысл нормативных актов;
· применять полученные теоретические знания при разрешении различных ситуационных задач.
владеть:
· научной терминологией;
· навыками системного исследования преступности, ее детерминант, предупреждения, их социальной обусловленности, а также навыками выявления проблем в данной сфере;
· навыками поиска, обобщения и анализа научной литературы, материалов судебной практики и законодательства;
· навыками определения качественных и количественных показателей преступности;
· навыками составления криминологических прогнозов;
· навыками самостоятельного принятия решения в конкретных ситуациях предупреждения преступлений;
· навыками уважительного отношения к интересам личности, общества и государства;
· навыками выявления коррупциогенных факторов;
· навыками аргументированной и этичной полемики по вопросам профилактики преступлений;
· навыками толкования нормативных правовых актов, регулирующих предупреждение преступности, консультирования по вопросам предупреждения преступлений.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы:
– очная форма обучения:
Вид учебной работы | Количество часов | |||
Всего по плану часов / ЗЕТ | В т.ч. по семестрам | |||
Аудиторные занятия: | 36 / 1 | - | 36 / 1 | - |
лекции | 18 / 0,5 | - | 18 / 0,5 | - |
практические | 18 / 0,5 | - | 18 / 0,5 | - |
Самостоятельная работа | 36 / 1 | - | 36 / 1 | - |
Всего по дисциплине | 72 / 2 | - | 72 / 2 | - |
Виды промежуточной аттестации (экзамен, зачет) | зачет | - | зачет | - |
– очная форма обучения на базе среднего профессионального образования:
Вид учебной работы | Количество часов | |||
Всего по плану часов / ЗЕТ | В т.ч. по семестрам | |||
Аудиторные занятия: | 36 / 1 | - | 36 / 1 | - |
лекции | 18 / 0,5 | - | 18 / 0,5 | - |
практические | 18 / 0,5 | - | 18 / 0,5 | - |
Самостоятельная работа | 36 / 1 | - | 36 / 1 | - |
Всего по дисциплине | 72 / 2 | - | 72 / 2 | - |
Виды промежуточной аттестации (экзамен, зачет) | зачет | - | зачет | - |
– заочная форма обучения:
Вид учебной работы | Количество часов | |||
Всего по плану часов / ЗЕТ | В т.ч. по семестрам | |||
Аудиторные занятия: | - | |||
лекции | - | - | ||
практические | - | - | ||
Самостоятельная работа | - | |||
Всего часов по дисциплине | 72 / 2 | 18 / 0,5 | 54 / 1,5 | - |
Виды промежуточной аттестации (экзамен, зачет) | зачет | зачет |
– заочная форма обучения на базе среднего профессионального образования:
Вид учебной работы | Количество часов | |||
Всего по плану часов / ЗЕТ | В т.ч. по семестрам | |||
Аудиторные занятия: | - | |||
лекции | - | - | ||
практические | - | - | ||
Самостоятельная работа | - | |||
Всего часов по дисциплине | 72 / 2 | 18 / 0,5 | 54 / 1,5 | - |
Виды промежуточной аттестации (экзамен, зачет) | зачет | зачет |
– заочная форма обучения на базе высшего профессионального образования:
Вид учебной работы | Количество часов | |||
Всего по плану часов / ЗЕТ | В т.ч. по семестрам | |||
Аудиторные занятия: | - | |||
лекции | - | |||
практические | - | |||
Самостоятельная работа | - | |||
Всего часов по дисциплине | 72 / 2 | 72 / 2 | - | |
Виды промежуточной аттестации (экзамен, зачет) | зачет | зачет |
– заочная форма обучения (индивидуальный рабочий учебный план):
Вид учебной работы | Количество часов | |||
Всего по плану часов / ЗЕТ | В т.ч. по семестрам | |||
Аудиторные занятия: | - | |||
лекции | - | |||
практические | - | |||
Самостоятельная работа | - | |||
Всего часов по дисциплине | 72 / 2 | 72 / 2 | - | |
Виды промежуточной аттестации (экзамен, зачет) | зачет | зачет |
3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы:
Форма обучения _ очная, в том числе на базе среднего профессионального образования:
Название и разделов и тем | Всего часов | Перечень формируемых компетенций | Виды учебных занятий | ||
Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | ||||
лекции | практические занятия | ||||
Раздел 1. Криминология (Общая часть) | |||||
1. Криминология как наука | ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-7, ПК-2, ПК-6, ПК-15 | - | |||
2. Методы криминологических исследований | ОК-3, ОК-4, ОК-8, ПК-4, ПК-5, ПК-7, ПК-12, ПК-13, ПК-14, ПК-15, ПК-16 | - | |||
3. История развития криминологии в России | ОК-3, ОК-4, ПК-2 | - | - | ||
4. Преступность | ОК-3, ОК-4, ОК-8, ПК-2, ПК-6, ПК-9, ПК-11 | ||||
5. Причины преступности | ОК-3, ОК-4, ОК-8, ПК-2, ПК-11 | ||||
6. Причины индивидуального преступного поведения | ОК-3, ОК-4, ОК-8, ОК-9, ПК-2, ПК-11 | 2/2 | |||
7. Личность преступника | ОК-3, ОК-4, ОК-8, ОК-9, ПК-2, ПК-11 | 2/2 | |||
8. Предупреждение преступности | ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-11, ПК-14, ПК-15, ПК-16 | ||||
9. Основные концепции причин преступности и борьба с нею | ОК-1, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-8, ОК-9, ПК-2, ПК-9, ПК-11 | - | 2/2 | ||
10. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью и ее предупреждение в зарубежных странах | ОК-3, ОК-4, ОК-8, ОК-9, ПК-2, ПК-11, ПК-15, ПК-16 | - | |||
Раздел 2. Криминология (Особенная часть) | |||||
11. Криминологическая характеристика организованной преступности и ее предупреждение | ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-8, ПК-9, ПК-11, ПК-15 | - | |||
12. Криминологическая характеристика рецидивной и профессиональной преступности и ее предупреждение | ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-8, ПК-9, ПК-11, ПК-15 | - | |||
13. Криминологическая характеристика пенитенциарной преступности и ее предупреждение | ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-8, ПК-9, ПК-11, ПК-15 | - | |||
14. Криминологическая характеристика женской преступности и ее предупреждение | ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-8, ПК-9, ПК-11, ПК-15 | - | |||
15. Криминологическая характеристика преступности военнослужащих и ее предупреждение | ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-8, ПК-9, ПК-11, ПК-15 | - | |||
16. Преступность несовершеннолетних и ее предупреждение | ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-8, ПК-9, ПК-11, ПК-15 | - | - | ||
17. Насильственная преступность и ее предупреждение | ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-8, ПК-9, ПК-11, ПК-15 | - | - | ||
18. Криминологическая характеристика экономической и общеуголовной корыстной преступности и ее предупреждение | ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-8, ПК-9, ПК-11, ПК-15 | - | - | ||
19. Криминологическая характеристика коррупционной преступности и ее предупреждение | ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14, ПК-15, ПК-16 | - | 2/2 | ||
20. Криминологическая характеристика неосторожной преступности и ее предупреждение | ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-8, ПК-9, ПК-11, ПК-15 | - | - | ||
Итого | 18 / 8 |
Примечание: в числителе указывается общая трудоемкость занятий, в знаменателе – в том числе трудоемкость интерактивных занятий
Форма обучения _ заочная, в том числе на базе среднего профессионального образования или высшего профессионального образования:
Название и разделов и тем | Всего | Перечень формируемых компетенций | Виды учебных занятий | ||
Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | ||||
лекции | практические занятия | ||||
Раздел 1. Криминология (Общая часть) | |||||
1. Криминология как наука | ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-7, ПК-2, ПК-6, ПК-15 | 0,5 | - | 2,5 | |
2. Методы криминологических исследований | ОК-3, ОК-4, ОК-8, ПК-4, ПК-5, ПК-7, ПК-12, ПК-13, ПК-14, ПК-15, ПК-16 | - | - | ||
3. История развития криминологии в России | ОК-3, ОК-4, ПК-2 | - | - | ||
4. Преступность | ОК-3, ОК-4, ОК-8, ПК-2, ПК-6, ПК-9, ПК-11 | 0,5 | - | 4,5 | |
5. Причины преступности | ОК-3, ОК-4, ОК-8, ПК-2, ПК-11 | 0,5 | - | 4,5 | |
6. Причины индивидуального преступного поведения | ОК-3, ОК-4, ОК-8, ОК-9, ПК-2, ПК-11 | - | 2/2 | ||
7. Личность преступника | ОК-3, ОК-4, ОК-8, ОК-9, ПК-2, ПК-11 | 0,5 | - | 4,5 | |
8. Предупреждение преступности | ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-11, ПК-14, ПК-15, ПК-16 | - | |||
9. Основные концепции причин преступности и борьба с нею | ОК-1, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-8, ОК-9, ПК-2, ПК-9, ПК-11 | - | - | ||
10. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью и ее предупреждение в зарубежных странах | ОК-3, ОК-4, ОК-8, ОК-9, ПК-2, ПК-11, ПК-15, ПК-16 | - | - | ||
Раздел 2. Криминология (Особенная часть) | |||||
11. Криминологическая характеристика организованной преступности и ее предупреждение | ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-8, ПК-9, ПК-11, ПК-15 | - | |||
12. Криминологическая характеристика рецидивной и профессиональной преступности и ее предупреждение | ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-8, ПК-9, ПК-11, ПК-15 | - | - | ||
13. Криминологическая характеристика пенитенциарной преступности и ее предупреждение | ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-8, ПК-9, ПК-11, ПК-15 | - | - | ||
14. Криминологическая характеристика женской преступности и ее предупреждение | ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-8, ПК-9, ПК-11, ПК-15 | - | - | ||
15. Криминологическая характеристика преступности военнослужащих и ее предупреждение | ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-8, ПК-9, ПК-11, ПК-15 | - | - | ||
16. Преступность несовершеннолетних и ее предупреждение | ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-8, ПК-9, ПК-11, ПК-15 | - | - | ||
17. Насильственная преступность и ее предупреждение | ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-8, ПК-9, ПК-11, ПК-15 | - | - | ||
18. Криминологическая характеристика экономической и общеуголовной корыстной преступности и ее предупреждение | ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-8, ПК-9, ПК-11, ПК-15 | - | - | ||
19. Криминологическая характеристика коррупционной преступности и ее предупреждение | ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14, ПК-15, ПК-16 | - | - | ||
20. Криминологическая характеристика неосторожной преступности и ее предупреждение | ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-8, ПК-9, ПК-11, ПК-15 | - | - | ||
Итого | 6 / 2 |
Примечание: в числителе указывается общая трудоемкость занятий, в знаменателе – в том числе трудоемкость интерактивных занятий
Форма обучения _ заочная (индивидуальный рабочий учебный план):
Название и разделов и тем | Всего | Перечень формируемых компетенций | Виды учебных занятий | ||
Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | ||||
лекции | практические занятия | ||||
Раздел 1. Криминология (Общая часть) | |||||
1. Криминология как наука | ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-7, ПК-2, ПК-6, ПК-15 | 0,5 | - | 2,5 | |
2. Методы криминологических исследований | ОК-3, ОК-4, ОК-8, ПК-4, ПК-5, ПК-7, ПК-12, ПК-13, ПК-14, ПК-15, ПК-16 | - | - | ||
3. История развития криминологии в России | ОК-3, ОК-4, ПК-2 | - | - | ||
4. Преступность | ОК-3, ОК-4, ОК-8, ПК-2, ПК-6, ПК-9, ПК-11 | 0,5 | - | 4,5 | |
5. Причины преступности | ОК-3, ОК-4, ОК-8, ПК-2, ПК-11 | 0,5 | - | 4,5 | |
6. Причины индивидуального преступного поведения | ОК-3, ОК-4, ОК-8, ОК-9, ПК-2, ПК-11 | - | 2/2 | ||
7. Личность преступника | ОК-3, ОК-4, ОК-8, ОК-9, ПК-2, ПК-11 | 0,5 | - | 4,5 | |
8. Предупреждение преступности | ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-11, ПК-14, ПК-15, ПК-16 | - | |||
9. Основные концепции причин преступности и борьба с нею | ОК-1, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-8, ОК-9, ПК-2, ПК-9, ПК-11 | - | - | ||
10. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью и ее предупреждение в зарубежных странах | ОК-3, ОК-4, ОК-8, ОК-9, ПК-2, ПК-11, ПК-15, ПК-16 | - | - | ||
Раздел 2. Криминология (Особенная часть) | |||||
11. Криминологическая характеристика организованной преступности и ее предупреждение | ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-8, ПК-9, ПК-11, ПК-15 | - | - | ||
12. Криминологическая характеристика рецидивной и профессиональной преступности и ее предупреждение | ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-8, ПК-9, ПК-11, ПК-15 | - | - | ||
13. Криминологическая характеристика пенитенциарной преступности и ее предупреждение | ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-8, ПК-9, ПК-11, ПК-15 | - | - | ||
14. Криминологическая характеристика женской преступности и ее предупреждение | ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-8, ПК-9, ПК-11, ПК-15 | - | - | ||
15. Криминологическая характеристика преступности военнослужащих и ее предупреждение | ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-8, ПК-9, ПК-11, ПК-15 | - | - | ||
16. Преступность несовершеннолетних и ее предупреждение | ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-8, ПК-9, ПК-11, ПК-15 | - | - | ||
17. Насильственная преступность и ее предупреждение | ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-8, ПК-9, ПК-11, ПК-15 | - | - | ||
18. Криминологическая характеристика экономической и общеуголовной корыстной преступности и ее предупреждение | ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-8, ПК-9, ПК-11, ПК-15 | - | - | ||
19. Криминологическая характеристика коррупционной преступности и ее предупреждение | ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14, ПК-15, ПК-16 | - | - | ||
20. Криминологическая характеристика неосторожной преступности и ее предупреждение | ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-8, ПК-9, ПК-11, ПК-15 | - | - | ||
Итого | 4 / 2 |
Примечание: в числителе указывается общая трудоемкость занятий, в знаменателе – в том числе трудоемкость интерактивных занятий
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Исходя из цели и задач изучения дисциплины «Криминология» подлежат изучению следующие дидактические единицы:
Понятие криминологии. Методы криминологических исследований. История криминологии. Преступность. Латентная преступность. Причины и условия преступности. Причины и условия индивидуального преступного поведения. Механизм преступного поведения. Личность преступника. Типология и классификация преступников. Предупреждение преступности. Основные концепции причин преступности и ее предупреждения. Преступность и ее предупреждение в зарубежных странах. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью.
Организованная преступность. Рецидивная преступность. Пенитенциарная преступность. Профессиональная преступность. Женская преступность. Преступность военнослужащих. Преступность несовершеннолетних. Насильственная преступность. Корыстная преступность. Экономическая преступность. Коррупционная преступность. Неосторожная преступность. Их причины и условия, предупреждение.
Указанные дидактические единицы положены в основу учебной программы дисциплины «Криминология»: