Практическое занятие.
Учебно-методическое оснащение: Земский А.М. и др. Русский язык. Ч.2;
Видеоурок «Знаки препинания в БСП».
Содержание занятия
Актуализация и расширение знаний
1. Просмотр видеоурока
- Вспомните, какие знаки препинания ставятся между частями БСП.
- Посмотрите видеоурок (ведёт Шаповалова Т.Е., доктор филологических наук, профессор). Какие новые случаи постановки знаков препинания вы узнали?
Режим доступа: https://yandex.ru/video/search?text
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении 24 октября 2018.
Длительность 15:24
Или:
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=4196606208442044705&from=tabbar&text
2. Составление опорной схемы
- Составьте опорную схему «Знаки препинания в БСП», включив и новые знания (в тетради для лекций). В составлении схем вам помогут таблицы, которые есть в видеоролике.
Можно обратиться к сведениям в учебнике (§ 118).
Выполнение практических заданий
1. Распределительный цифровой диктант
- Распределите предложения в 2 столбика в зависимости от того, какой знак необходимо поставить: двоеточие или тире (знаки не расставлены).
1. Самое главное было сделано мы переправились через реку. (Арс.) 2. Соловей в середине лета запел весна пойдёт дружнее. (Пришв.) 3. Летом скворцов трудно увидеть они живут в густых лесах. (С.-М.) 4. Раздался выстрел зверь продолжал бежать. (Пришв.) 5. Она услышала за окном бил ветер, чуть позванивало стекло. (Замят.) 6. Нет тепла всё мёртво, есть тепло всё движется и живёт. (Т.) 7. Чуть тряхни куст орехи так и посыплются. 8. Слышу я звенит синица средь желтеющих полей. (Тург.)
Двоеточие:
Тире:
2. Творческая работа
- Составьте небольшой рассказ (4-5 предложений) о зиме по одной из картин известных русских художников, употребив БСП (не менее 3). Помните, что это текст студента 4 курса, а не ученика.
Воспользуйтесь наглядным материалом:
Зима в картинах русских художников
Режим доступа: https://vvv2010.livejournal.com/674921.html
Контроль знаний
- Пройдите тест по теме Бессоюзное сложное предложение».
Режим доступа:
Тест. Бессоюзные сложные предложения 11 класс
https://videouroki.net/tests/biessoiuznyie-slozhnyie-priedlozhieniia.html
Внимание! Страница, где тест, выглядит так:
Будьте внимательны! У Вас есть 10 минут на прохождение теста. Система оценивания − 5 балльная. Разбалловка теста − 3,4,5 баллов, в зависимости от сложности вопроса. Порядок заданий и вариантов ответов в тесте случайный. С допущенными ошибками и верными ответами можно будет ознакомиться после прохождения теста. Удачи!
Далее примерные вопросы, ниже – пройти тест. Следующая страница – регистрация. Потом собственно тест.
- Сделайте скриншот или сфотографируйте страницу с результатами (оценка и % правильных ответов). Должны быть видны фамилия и имя, поэтому регистрируйтесь на своё имя. Помните, что время прохождения теста 10 минут.
4. Пришлите по электронной почте все выполненные практические задания: 1) цифровой диктант, 2) творческую работу, 3) результат теста.
Задание на дом: подготовка к экзамену.
КЕЙС 15
Местоимение как часть речи, ее своеобразие. Соотношение местоимений с другими частями речи: существительными, прилагательными, числительными. Разряды местоимений по значению.
Изучение местоимения.
При изучении личных местоимений учитель использовал следующий дидактический материал:
А) Недалеко от дома лесника росла ёлочка. Она была стройная и красивая. Однажды сорока сказала ёлочке: «Разве ты не знаешь, что под Новый год люди приходят в лес за такими как ты? А ты растёшь у всех на виду!»
Под Новый год ёлочка увидела лесника. Он шёл прямо к ней. «Я правильно тебя выбрал», - весело сказал человек и украсил ёлочку игрушками.
Утром из дома лесника вышли мальчик и девочка. Они подошли к ёлочке. Мальчик сказал: «Теперь это будет наша новогодняя ёлочка. Мы будем так украшать её каждый год».
Б) В воскресенье … пришли в лес. В этот день солнце было яркое и веселое.
… даже пригревало немного. Деревья стояли в красивом снежном уборе: … были украшены серебристым инеем. Неожиданно … увидел дятла. Своим крепким клювом … долбил дерево. А вот и белка. Ловко прыгала … по веткам ели.
В) Строители построили в селе новый клуб. Клуб красивый, светлый, просторный. Учитель читал школьникам рассказ Л.Н.Толстого. Рассказ всем понравилась. Ребята в конце учебного года пойдут в поход по родному краю. Ребята соберут коллекцию растений для кабинета природоведения.
Г) Спросить у меня, приготовить для меня, подойти ко мне, увидел меня, встретился со мной, беспокоился обо мне.
Д) Лена сидела за столом. Краски лежали перед …. Павлик подошел к сестре, потянул … за рукав и, глядя … в глаза, сказал:
- Лена, дай мне одну краску, пожалуйста.
- Какую тебе?
- Мне синюю, - робко сказал Павлик. Он взял краску, подержал … в руках, походил с … по комнате и отдал сестре. … не нужна была краска. Он думал теперь о волшебном слове. (По В.Осеевой.)
Вопросы и задания:
1. На каких этапах урока вы бы рекомендовали использовать данный дидактический материал? С какой целью?
2. Составьте фрагмент урока по теме «Местоимение» (изучение нового материала).
3. Какие упражнения вы бы ещё предложили учащимся?
4. Найдите в тексте А местоимения, определите их разряд по соотношению с частью речи и по значению.
КЕЙС 16
Значение глагола, его морфологические и синтаксические свойства.