Работаете в тетради для лекций (русский язык). Упражнения выполняете в тетради для практических работ.
Что оценивается преподавателем (комплексная оценка знаний и умений):
1) Опорные схемы (помещаете в группе для дистанционного обучения в комментариях) или распределительный диктант (на выбор).
2) Творческая работа (упр. 241, присылаете по электронной почте).
Взаимопроверка (оценивается студентами):
Упр. 249, 250, распределительный диктант.
Тема: Разделы грамматики. Принципы выделения частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Служебные части речи. Модальные слова. Междометия. (1ч.)
Изучив данную тему, студент должен знать:
- основные понятия грамматики;
- принципы выделения частей речи;
- систему частей речи в русском языке;
уметь:
- определять части речи.
Тип лекции: вводная.
Учебно-методическое оснащение: Русский язык: учебник для студентов СПО; под ред. Н.А.Герасименко, видеоуроки.
Содержание занятия
План:
1. Разделы грамматики. Основные понятия грамматики.
2. Принципы выделения частей речи.
3. Классификация частей речи в русском языке.
Работа над понятийным аппаратом
- Вспомните, что изучает грамматика?
- Какие два раздела входят в её состав?
Основными понятиями грамматики являются:
- Познакомьтесь с понятийным аппаратом. Какие термины вам знакомы?
- морфология;
- часть речи;
- грамматическая форма;
- грамматическое значение.
- Уточните по учебнику «Русский язык», §51.
2. Части речи – это лексико-грамматические классы слов.
- Вспомните определения частей речи. Какие 3 признака выделяют в любой части речи? Запишите признаки эти (без пояснения):
1) Обобщённое категориальное (лексическое) значение:
существительные – предметность, прилагательные – признак, числительные – количество или порядок при счёте, глагол – действие, процесс или состояние; это значение принадлежит классу слов, в отличие от лексического значения (ср.: красный – цвет, добрый – качество, верхний – положение в пространстве).
2) морфологические признаки:
- набор грамматических категорий и их специфика: у сущ. – одушевлённость – неодушевлённость, конкретность – абстрактность, род, изменение по числам и падежам и др.; прил. – изменение по родам, числам, падежам в зависимости от существительного, степень сравнения у качественных прилагательных; у наречия – неизменяемость;
- особенности словообразования: у сущ. -суффиксы ость, чик, щик; у прил. – чив, лив, оват, еват; у гл. – ыва, ну; для глаголов характерен префиксальный способ образования, для сущ. – аббревиация.
3) синтаксические признаки:
- сочетаемость с другими частями речи: сущ. + прил.; прил. + сущ., нареч.; числ. + сущ.; предл. + сущ., мест.-сущ.; не сочетаются прил. с прич., предл. с нареч., глагол с прил.;
- синтаксическая функция: сущ. – подлеж., дополн., несогл. определ., обст.; прил. – согл. опред., сказ.; числ. – определ., сказ. (порядк.), глаг. – сказ.
В процессе употребления слово может переходить из одной части речи в другую.
- Приведите примеры.
- Какие при этом изменяются признаки? Военный, тысяча (тысячи), один, отвечающий.
Наблюдение над языковым материалом
- Чем различаются самостоятельные и служебные части речи?
1. Имеют лексическое и грамматическое значение?
2. Выполняют номинативную функцию?
3. Что обозначают?
4. Отвечают на вопросы?
5. Имеют ударение?
6. Изменяются?
Вывод:
1) самостоятельные части речи имеют лексическое и грамматическое значение; выполняют номинативную функцию; обозначают предметы, признаки, количества, процессы, состояния; отвечают на вопросы; имеют ударение; изменяются (кроме наречия), имеют морфологические категории;
2) у служебных частей речи лексическое значение ослаблено; они не выполняют номинативную функцию; обозначают отношения между явлениями; не отвечают на вопросы; чаще всего не имеют ударение; не имеют морфологических категорий.
3. Работа с таблицей
- Представьте таблицу в виде схемы и запишите в тетрадь (без примеров).
Модальные слова – это особые оценочные слова, которые указывают на отношение говорящего к высказываемому, они не обладают назывной функцией, не изменяются, не имеют грамматических категорий и не являются членами предложения. В школе их обычно не рассматривают как часть речи, но изучают в разделе «Синтаксис и пунктуация» и называют их вводными словами.
- Совпадает ли классификация с представленной в учебнике?
§ 51.
Тема: Значение имени существительного, его морфологические и синтаксические признаки, существительные собственные и нарицательные. Слова-наименования. Категория одушевлённости – неодушевлённости и способы её выражения. Существительные конкретные и отвлеченные, вещественные, собирательные и единичные. (2ч.)
Изучив данную тему, студент должен знать:
- категориальные признаки имени существительного как части речи;
- признаки собственных и нарицательных имён существительных;
- способы выражения одушевлённых и неодушевлённых существительных;
- основные группы существительных по значению;
уметь:
- находить имена существительные в тексте.
- определять на основе лексико-грамматических признаков одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, разряды существительных по значению.
Тип лекции: интерактивная.
Учебно-методическое оснащение: Русский язык: учебник для студентов СПО; под ред. Н.А.Герасименко.
Содержание занятия
План:
1. Значение имени существительного, его морфологические и синтаксические свойства.
2. Существительные одушевлённые и неодушевлённые.
3. Существительные собственные и нарицательные.
4. Переход существительных из одной группы в другую.
5. Существительные конкретные и отвлеченные, вещественные, собирательные и единичные.
Актуализация знаний
- Сформулируйте определение имени существительного как части речи, указав:
- лексические;
- грамматические;
- синтаксические признаки.
- Проверьте себя.
§ 52.