Наблюдение над языковым материалом




Работаете в тетради для лекций (русский язык). Упражнения выполняете в тетради для практических работ.

Что оценивается преподавателем (комплексная оценка знаний и умений):

1) Опорные схемы (помещаете в группе для дистанционного обучения в комментариях) или распределительный диктант (на выбор).

2) Творческая работа (упр. 241, присылаете по электронной почте).

Взаимопроверка (оценивается студентами):

Упр. 249, 250, распределительный диктант.

Тема: Разделы грамматики. Принципы выделения частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Служебные части речи. Модальные слова. Междометия. (1ч.)

Изучив данную тему, студент должен знать:

- основные понятия грамматики;

- принципы выделения частей речи;

- систему частей речи в русском языке;

уметь:

- определять части речи.

Тип лекции: вводная.

Учебно-методическое оснащение: Русский язык: учебник для студентов СПО; под ред. Н.А.Герасименко, видеоуроки.

Содержание занятия

План:

1. Разделы грамматики. Основные понятия грамматики.

2. Принципы выделения частей речи.

3. Классификация частей речи в русском языке.

Работа над понятийным аппаратом

- Вспомните, что изучает грамматика?

- Какие два раздела входят в её состав?

Основными понятиями грамматики являются:

- Познакомьтесь с понятийным аппаратом. Какие термины вам знакомы?

- морфология;

- часть речи;

- грамматическая форма;

- грамматическое значение.

- Уточните по учебнику «Русский язык», §51.

2. Части речи – это лексико-грамматические классы слов.

- Вспомните определения частей речи. Какие 3 признака выделяют в любой части речи? Запишите признаки эти (без пояснения):

1) Обобщённое категориальное (лексическое) значение:

существительные – предметность, прилагательные – признак, числительные – количество или порядок при счёте, глагол – действие, процесс или состояние; это значение принадлежит классу слов, в отличие от лексического значения (ср.: красный – цвет, добрый – качество, верхний – положение в пространстве).

2) морфологические признаки:

- набор грамматических категорий и их специфика: у сущ. – одушевлённость – неодушевлённость, конкретность – абстрактность, род, изменение по числам и падежам и др.; прил. – изменение по родам, числам, падежам в зависимости от существительного, степень сравнения у качественных прилагательных; у наречия – неизменяемость;

- особенности словообразования: у сущ. -суффиксы ость, чик, щик; у прил. – чив, лив, оват, еват; у гл. – ыва, ну; для глаголов характерен префиксальный способ образования, для сущ. – аббревиация.

3) синтаксические признаки:

- сочетаемость с другими частями речи: сущ. + прил.; прил. + сущ., нареч.; числ. + сущ.; предл. + сущ., мест.-сущ.; не сочетаются прил. с прич., предл. с нареч., глагол с прил.;

- синтаксическая функция: сущ. – подлеж., дополн., несогл. определ., обст.; прил. – согл. опред., сказ.; числ. – определ., сказ. (порядк.), глаг. – сказ.

В процессе употребления слово может переходить из одной части речи в другую.

- Приведите примеры.

- Какие при этом изменяются признаки? Военный, тысяча (тысячи), один, отвечающий.

Наблюдение над языковым материалом

- Чем различаются самостоятельные и служебные части речи?

1. Имеют лексическое и грамматическое значение?

2. Выполняют номинативную функцию?

3. Что обозначают?

4. Отвечают на вопросы?

5. Имеют ударение?

6. Изменяются?

Вывод:

1) самостоятельные части речи имеют лексическое и грамматическое значение; выполняют номинативную функцию; обозначают предметы, признаки, количества, процессы, состояния; отвечают на вопросы; имеют ударение; изменяются (кроме наречия), имеют морфологические категории;

2) у служебных частей речи лексическое значение ослаблено; они не выполняют номинативную функцию; обозначают отношения между явлениями; не отвечают на вопросы; чаще всего не имеют ударение; не имеют морфологических категорий.

3. Работа с таблицей

- Представьте таблицу в виде схемы и запишите в тетрадь (без примеров).

Модальные слова – это особые оценочные слова, которые указывают на отношение говорящего к высказываемому, они не обладают назывной функцией, не изменяются, не имеют грамматических категорий и не являются членами предложения. В школе их обычно не рассматривают как часть речи, но изучают в разделе «Синтаксис и пунктуация» и называют их вводными словами.

- Совпадает ли классификация с представленной в учебнике?

§ 51.

 

Тема: Значение имени существительного, его морфологические и синтаксические признаки, существительные собственные и нарицательные. Слова-наименования. Категория одушевлённости – неодушевлённости и способы её выражения. Существительные конкретные и отвлеченные, вещественные, собирательные и единичные. (2ч.)

Изучив данную тему, студент должен знать:

- категориальные признаки имени существительного как части речи;

- признаки собственных и нарицательных имён существительных;

- способы выражения одушевлённых и неодушевлённых существительных;

- основные группы существительных по значению;

уметь:

- находить имена существительные в тексте.

- определять на основе лексико-грамматических признаков одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, разряды существительных по значению.

Тип лекции: интерактивная.

Учебно-методическое оснащение: Русский язык: учебник для студентов СПО; под ред. Н.А.Герасименко.

Содержание занятия

План:

1. Значение имени существительного, его морфологические и синтаксические свойства.

2. Существительные одушевлённые и неодушевлённые.

3. Существительные собственные и нарицательные.

4. Переход существительных из одной группы в другую.

5. Существительные конкретные и отвлеченные, вещественные, собирательные и единичные.

Актуализация знаний

- Сформулируйте определение имени существительного как части речи, указав:

- лексические;

- грамматические;

- синтаксические признаки.

- Проверьте себя.

§ 52.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: