Действующие лица:
Джеймс
Стелла – жена Джеймса
Гарри
Билл – партнер Гарри
Гости на вечеринке в Лидсе
Главные герои балета – супруги Стелла и Джеймс, партнеры Билл и Гарри. Все они заняты в индустрии моды.
Джеймс, узнав, что Стелла якобы изменила ему во время деловой поездки в Лидс, не может перестать представлять картину ее страстного возможного адюльтера. Он решает познакомится поближе с потенциальным любовником жены.
Утром Стелла собирается по делам. Она пытается заговорить с мужем, но он молчалив и пассивен. Героиня не подает виду, что расстроена и уходит.
В доме Гарри ведет себя раздражительно с Биллом. Последний пытается не обращать внимания, изображая легкость и непосредственность.
Джеймс приходит в дом Гарри, чтобы найти Билла. Его встречает сам хозяин, который удивлен появлению непрошенного гостя.
В квартире Стелла в лунном свете предается размышлениям. Ей скучно и одиноко. Она чувствует себя красивой вещью в мире таких же "вещей", которые лишь изображает эмоции.
В доме Гарри Джеймс наконец встречается с Биллом. Муж уверен, что прав, и хочет услышать признание любовника. Билл удивлен. Он не понимает в чем дело и не знает, кто такая Стелла. Джеймсу не важно мнение Билла. Он все для себя уже решил.
Утром Гарри и Билл занимаются повседневными делами. Гарри все время поглядывает на Билла, не доверяя своему протеже. Билл чувствует себя собственностью этого властного коллекционера, занятным
приобретением. Показная легкость и расслабленность – его способ защититься от "мертвого" мира вокруг. В своей квартире Джеймс и Стелла ведут разговор. Стелла пытается быть милой, но муж холоден и саркастичен. Героиня чувствует себя частью коллекции мужа, висящим на стене мертвым цветком под стеклом. К Стелле приходит Гарри, который хочет выяснить правду о событиях в Лидсе. Она уверяет его, что все было невинно и все это выдумки мужа.
В доме Гарри Билл и Джеймс вновь предаются игре в эмоциональные "кошки-мышки". Джеймс ранит руку Билла ножом. Это видит Гарри, тайно наблюдавший за ними, и вмешивается. Он сообщает Джеймсу, что говорил с его женой, и что вся эта ситуация – недоразумение. Билл зол и хочет вырваться из порочного круга манипуляций партнера. Он не подтверждает слов Гарри. Джеймс возвращается к себе в квартиру, где находится Стелла. Он пытается заговорить с женой, но она лишь смотрит на него с сочувствием и пониманием. Произошедшее в Лидсе остается невыясненным.
Сценарный план балета «Коллекция»
Номер сцены | Содержание балетной сцены | Действующие лица | Хореог. форма | Муз. форма | продолжительность |
1) Джеймс исполняет короткий монолог на авансцене. Он мучается, представляя себе сцену измены своей жены в Лидсе. У него в руке красное яблоко. 2) Джеймс проходит вглубь, на уровень первой кулисы. Из темноты показывается фигура Стеллы. Джеймс взаимодействует с ней посредством пантомимы. И замирает. Четыре луча высвечивают четырех главных героев пьесы – Гарри, Билла, Стеллу и Джеймса. Они стоят в одну линию, на расстоянии друг от друга, замерев, словно манекены. 3) Стелла отходит вглубь сцены. Воображаемая Джеймсом Сцена в Лидсе. Массовый танец Гостей на вечеринке. Любовный дуэт Стеллы и Билла. | Джеймс Стелла Билл Гарри Гости на вечеринке в Лидсе | Монолог Пантомимная сцена Массовая сцена Дуэт | Sonata A Tre In G Minor; Пять этюдов для арфы, контрабаса и ударных - IV. Allegro disperato | 3 минуты 50 секунд | |
1) Квартира Джеймса. С правой стороны сцены - короткий дуэт Джеймса и Стеллы (частично пантомимный). Джеймс темнит, холодно ведет себя, отмалчивается. Левая часть сцены – ЗТМ. 2) Дом Гарри. Высвечивается левая часть сцены. Дуэт Гарри и Билла. Гарри раздражается всему, Билл не понимает в чем дело. Билл уходит | Джеймс Стелла Билл Гарри | Дуэт Дуэт | Quintet for Piano, Two Violins, Viola and Violoncello - IV. Presto | 2 минуты | |
Дом Гарри. Джеймс приходит к Гарри. Короткая пантомимная зарисовка. Затемнение. | Джеймс Гарри | Пантомимная сцена | Quasi hoquetus for basoon, piano and viola | 35 секунд | |
1) Квартира Джеймса. Лунный свет. Монолог Стеллы. Сначала идет только ее монолог, затем на него накладывается остальное (побочное) действие на сцене. 2) Высвечивается дом Гарри. Короткая пантомимная зарисовка у Билла. 3) Проходка Гарри. Смотрит на Билла и уходит. 4) Джеймс приходит к Биллу после ухода Гарри. Стелла еще подсвечена. 5) Затемнение на Стелле. | Джеймс Стелла Билл Гарри | Монолог Пантомима | Quasi hoquetus for basoon, piano and viola | 3 минуты | |
Дом Гарри. Дуэт Билла и Джеймса. Они разыгрывают сцену в Лидсе. На заднем плане высвечиваются неподвижные фигуры Гостей на вечеринке в Лидсе. Фантазия пересекается с реальностью. Джеймс заставляет Билла показывать как все было, издеваясь над ним Полное ЗТМ | Джеймс Билл Гости на вечеринке в Лидсе | Дуэт | Quasi hoquetus for basoon, piano and viola | 2 минуты | |
1) Дом Гарри. Короткий дуэт Гарри и Билла (частично пантомимный). 2) Квартира Джеймса. Дуэт Стеллы и Джеймса. Они не понимают друг друга. Между ними царят напряжение и пренебрежение одновременно. 3) Джеймс уходит. | Джеймс Стелла Билл Гарри | Дуэт Пантомима | Пять этюдов для арфы, контрабаса и ударных - IV. Allegro disperato | 2 минуты | |
1) Квартира Джеймса. Короткая пантомимная зарисовка у Стеллы. Приходит Гарри. Короткий дуэт Гарри и Стеллы. Они обсуждают, что в Лидсе ничего не было между Стелой и Биллом. На заднем плане показан Лидс и Гости на вечеринке. Стелла взаимодействует то с Гарри, то с Биллом, пребывая в двух реальностях сразу. С началом следующей сцены (№8), Стелла прощается с Гарри. Гарри уходит к себе домой. | Стелла Гарри Гости на вечеринке в Лидсе Билл | Пантомима Дуэт Массовая сцена | Sonata A Tre In G Minor; Quasi hoquetus for basoon, piano and viola | 2 минуты | |
Дом Гарри. Дуэт Джеймса и Билла. Они играют в эмоциональные поддавки. Гарри тайно наблюдает за ними. Джеймс полушутя, полуагрессивно кидает в Билла нож, который слегка ранит последнему руку. Гарри вмешивается в действие. Трио Джеймс, Гарри и Билл. Гарри пренебрежителен к Биллу и не сердится на Джеймса. Он уверяет Джеймса, что вся эта ситуация – недоразумение. Ее, как и все в этой жизни не следует принимать слишком серьезно. Билл не подтверждает, что ничего не было. Джеймс утихомирил свой пыл. Он идет в свою квартиру к жене. | Гарри Джеймс Билл | Дуэт Трио | Quintet for Piano, Two Violins, Viola and Violoncello - IV. Presto | 3 минуты | |
1) Квартира Джеймса. Стелла лежит на кровати, Джеймс приходит домой и смотрит на нее. Пантомимная сцена. 2) Стелла встает и проходит вглубь сцены, где показан Лидс с Гостями на вечеринке. Там уже присутствует Билл. | Джеймс Стелла Билл Гарри Гости на вечеринке в Лидсе | Пантомимная сцена Массовая сцена | Sonata A Tre In G Minor; Quasi hoquetus for basoon, piano and viola | 55 секунд |
Заключение
Балет "Коллекция" призывает зрителей к размышлению о взаимоотношениях в современном обществе, в котором человек перестал представлять собой целый мир, а является лишь удобной функцией.
Задачей данного балета было показать мир героев пьесы Гарольда Пинтера, на примере которых автор и мы попытались проанализировать особенности поведения людей, в рамках эмоциональной обособленности и скупости. Если человек, по каким-либо причинам не умеет и не хочет искренне и правдиво выражать свои переживания и мысли, он превращается в безликий абстрактный объект, обречённый играть одну и ту же роль до конца своей жизни, которую навязало ему общество. При этом само его существование превращается в "театр абсурда". Единственный путь к спасению – слушать и слышать друг друга, проявляя эмоциональную вовлечённость, сопереживание и доверие.
Человеческие отношения – это тема, которая волнует множество авторов во все времена. Она всегда будет актуальна и востребована, поскольку неисчерпаема.
Литература
1. Кобахидзе М.Б. Драматургия Гарольда Пинтера: (Идейно-худож. специфика его творчества), Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. искусствоведения. - Тбилиси, 1983. - 25 с.
2. Марина Зайонц / Культура №3, 27 января – 2 февраля, 2000
3. Пинтер Г. Коллекция: [пьесы] / Гарольд Пинтер; [пер. с англ., вступ. ст. Ю. Фридштейна]. - Санкт-Петербург: Амфора, 2006. - 557, [2] с.
4. Портал о классической музыке, опере и танце Belcanto: сайт. URL: https://www.belcanto.ru/gubaidulina.html
5. Холопова В. Н. София Губайдулина: Путеводитель. — М.: Композитор, 2008. — 400 с.
6. Чакаре В.О. Парадокс в творчестве Б. Биэна, Г. Пинтера, Н.Ф. Симпсона: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук, 1989, / ЛГУ. - Л., 1989. - 14 с.
7. Штейнпресс Б. С. Энциклопедический музыкальный словарь. – М., Советская энциклопедия, 1966. - 632 с.
8. Dukore B. F. Where laughter stops: Pinter's tragicomedy / Bernard F. Dukore. - Columbia; London: Univ. of Missouri press, Cop.1976. - [2], 74 с.; 20 см. - (Aliterary frontiers ed.). - "Bibliogr. note on Harold Pinter's plays": с. 74
9. Gordon L. G. Stratagems to uncover nakedness: The dramas of Harold Pinter / By Lois G. Gordon. - Columbia (Miss.): Univ. of Missouri press, Cop.1969. - [3], 63 с.; 20 см. - (Missouri lit. frontiers series; N 6)
10. Hayman R. Harold Pinter: [Description and critical assessment of all Pinter's plays] / By Ronald Hayman. - London: Heinemann, 1968. - VIII, 80 с.; 2 л. ил.: ил.; 18 см. - (Contemporary playwrights). - Библиогр.: с. VII
11. Hollis J. R. The poetics of silence / [By] James R. Hollis; With a pref. by Harry T. Moore. - [2d print.]. - Carbondale; Edwardsville; London; Amsterdam: Southern Illinois univ. press Feffer & Simons, 1971. - XIV, 143 с.; 21 см. - (Cross-currents. Modern critiques). - Библиогр.: с. 137-140
12. Prentice P. The Pinter ethic: The erotic aesthetic / Penelope Prentice. - New York; London: Garland, 2000. - CXVI, 452 с.: портр.; 23 см. - (Studies in modern drama; Vol. 3). - (Garland reference library of the humanities; Vol. 2237). - Библиогр.: с. 421-439. - Указ.: с. 441-452
13. Quigley A. E. The Pinter problem / Austin E. Quigley. - Princeton (N. J.): Princeton univ. press, Cop.1975. - XIX, 294 с.; 22 см. - Библиогр.: с. 279-291
14. The Art of crime: the plays and films of Harold Pinter and David Mamet / ed. by Leslie Kane. - New York; London: Routledge, 2004. - X, 242 с.; 24 см. - (Studies in modern drama). - Библиогр. в конце гл.. - Указ.: с. 237-242
15. The Cambridge companion to Harold Pinter / Ed. by Peter Raby. - Cambridge: Cambridge univ. press, 2001. - XIX, 272 с.: ил., портр.; 23 см. - (Cambridge companions to literature). - Библиогр.: с. 262-265. - Указ.: с. 266-272
[1] Dukore B. F. Where laughter stops: Pinter's tragicomedy / Bernard F. Dukore. - Columbia; London: Univ. of Missouri press, Cop.1976. - [2], 74 с.
[2] The Cambridge companion to Harold Pinter / Ed. by Peter Raby. - Cambridge: Cambridge univ. press, 2001. - XIX, 272 с.
[3] Современная драматургия. – 2006. - С.118
[4] По материалам Чакаре В.О. Парадокс в творчестве Б. Биэна, Г. Пинтера, Н.Ф. Симпсона: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук, 1989, / ЛГУ. - Л., 1989. - 14 с.
[5] Кобахидзе М.Б. Драматургия Гарольда Пинтера: (Идейно-худож. специфика его творчества), Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. искусствоведения. - Тбилиси, 1983. - 25 с.
[6] Марина Зайонц / Культура №3, 27 января – 2 февраля, 2000
[7] Холопова В. Н. София Губайдулина: Путеводитель. — М.: Композитор, 2008. — 400 с.
[8] Портал о классической музыке, опере и танце Belcanto: сайт. URL:
https://www.belcanto.ru/gubaidulina.html (дата обращения 18.05.2019)
[9] Б. С. Штейнпресс. Энциклопедический музыкальный словарь. - Москва, Советская энциклопедия, 1966. – 632с.