Учебно-творческий проект
«Сергей Есенин без границ»
Авторы: Кравченко Нина, Хохлова Надежда, Дмитрий Сошин
Руководители: преподаватель русского языка и литературы Соколова М.Н., преподаватель английского языка Колчина Е.В., преподаватель немецкого языка Яшечкина Ю.А.
Оглавление
Введение. 3
Содержание проекта. 5
Значимость. 6
Заключение. 7
Список использованной литературы и источников. 8
Введение
«Образование открывает перспективы –
творчество открывает горизонты!»
Актуальность темы исследования
Культура объединяет. устанавливает мосты между странами и людьми. Изучение иностранного языка позволяет преодолевать языковые барьеры наших мировоззрений и приобщает к творчеству и культуре разных стран.
Знание иностранного языка дает перспективы и открывает двери в мир культуры. Знание иностранного языка дает шанс не только получить профессиональное образование или начать научную карьеру, но и развить творческий потенциал каждого человека. Язык – это ключ к пониманию не только иностранной литературы, музыка, философии и науки, язык – это прежде всего, для студента колледжа искусств, ключ к богатству европейских и мировых культурных традиций.
Знание иностранного языка является основой для успешного творческого развития студента – сегодня больше, чем когда-либо. Так как тем для развития в творчестве становится все меньше, они повторяются, многие перекликаются, то именно владение языками становится главным ресурсом для творческой жизни в XXI веке.
Именно в этом направлении и сосредоточили свои усилия в текущем учебном году в нашем колледже на занятиях русским, немецким и английскими языками.
Чтобы отвечать требованиям глобализованного мира и использовать все шансы, сегодня студентам творческих специальностей недостаточно только владеть иностранным и родным языками, намного важнее понимать саму культуру и литературу разных народов и стран.
Межкультурный диалог особенно важен в современном мире. Проект, связанный с многоязычностью, с одной стороны, улучшает понимание языка, а с другой стороны, позволяет перейти на более высокий уровень – понять красоту и богатство иностранной речи. Декламация стихов на нескольких языках помогает лучше творческому студенту выразить себя, приблизиться к каждому слушателю и открыть свою душу. Стихотворения Сергея Есенина на русском и немецком открывают целый новый мир, расширяют знания и улучшают способность понимать другую страну через искусство.
«Язык открывает перспективы – культура открывает горизонты!» - такова основная идея нашего проекта.
Цель исследования – используя знания иностранного языка, приобщиться к литературе и культуре стран, изучаемого языка.
Задачи проекта:
1. Изучить творчество Сергея Есенина.
2. Проанализировать специфику переводов стихотворений С. Есенина на английский и немецкий языки.
3. Рассмотреть и сопоставить средства изобразительной выразительности, их влияние на чувства чтецов.
Функции проекта:
1. Пробудить интерес к родному и иностранному языкам;
2. Приобщиться к культурным ценностям стран, изучаемого языка;
3. Через поэзию и музыкальное искусство вжиться в чужую культурную традицию и настроиться на другое культурное самосознание.
4. Способствовать развитию речи, обогащению и усложнению словарного запаса, выразительности речи.
5. Реализовать творческий потенциал студентов.
6. Формировать культуру речи, толерантное отношение и культуру общения.
Объект исследования – творчество Сергея Есенина, предмет - иностранные переводы стихотворений С.Есенина на английский и немецкий языки.
Методы исследования:
1. Изучение литературной основы и стиллистики языка поэта.
2. Анализ документальных исследований и другой научной литературы.
3. Анализ текста и мелодики текста.
Содержание проекта
Подготовительный этап
На подготовительном этапе мы проводили обсуждение и выбор темы, определяли источники информации, осмысляли основные проблемы и распределяли роли в будущем проекте. Исходя из целей и задач, мы выдвинули следующую гипотезу: декламация стихотворений на иностранном языке усилит эмоциональное воздействие на слушателей и позволит установить тонкое взаимопонимание, созданное на основе творчества выдающегося русского поэта Сергея Есенина
Поисково-исследовательский этап
Работа над темой велась группами и индивидуально. Каждый мог активно участвовать в проекте, обмениваться идеями и вносить новые предложения. Одни подбирали текстовую и музыкальную основу; другие анализировали стихотворения на русском языке, учили наизусть, выявляли особенности в переводе стихотворений. При необходимости на данном этапе мы обращались за помощью к преподавателям.
Были исследована научно-методическая и справочная литература по теме художественного перевода и сценической речи. Тексты русских стихов на иностранном языке рассказывают о формах общения, с которыми мало приходится сталкиваться на учебных занятиях. В рамках данного проекта – разговорная практика, лингвистика, страноведение, литература и перевод – на сопоставительных занятиях часто проводились сравнения между русским текстом и иностранным, исследовались яркие контрасты в речи.
В основе работы на данном этапе лежала аналитическая поисковая деятельность.
Этап реализации проекта
Учебно-творческий проект «Сергей Есенин без границ» был реализован в форме внеклассного творческого мероприятия, приуроченного к юбилею поэта. Студенты сопроводили мероприятие мультимедийной презентацией, рассказавшей о творческом пути поэта, самостоятельно создали несколько тематических газетных плакатов, рассмотрели вопрос особенностей перевода художественного и поэтического текста, а самое главное – декламировали стихотворения на русском и иностранном языке, играли мелодии собственного сочинения и пели песни на стихи С.Есенина, самостоятельно переложенные на аккорды.
Рефлексия
После представления результатов проекта проводился анализ проделанной работы: студенты высказывали свои впечатления, оценивали собственные достижения и достижения партнеров. В целом приемы театрализации, воплощение образов литературных героев, декламация произведений Сергея Есенина на иностранном языке создало творческую атмосферу, позволившую насладиться красотой и богатством не только русской речи, но и речи иностранной.
Значимость
Работая над проектом, мы постарались укрепить позиции иностранного языка в нашем колледже. В условиях растущей конкуренции владение иностранным языком становится отличительным качеством будущего специалиста культуры и искусства.
Литература, культура и творчество являются для современного мира самыми важными связующими звеньями в сфере культуры и образования. Благодаря проекту, между разными языками установилась тонкое взаимопонимание, созданное на основе творчества выдающегося русского поэта Сергея Есенина. Эта связь почувствовали не только участники проекта, но и зрители в зале, преподаватели и просто приглашенные гости. Можно сказать, что там, где дипломатия ограничена рамками протокола, межкультурный диалог посредством поэзии, музыки и творчества становится существенным фактором в деле взаимопонимания народов, что очень важно в современном мире.
То, что русская речь и иностранная речь могут не только мирно сосуществовать, но и украшать друг друга, раскрывать еще более многогранно лирические мир героя произведения выгодно демонстрирует наш проект. В нем встретились культуры, языки, музыка и традиции. Понятие «терпимость» вписалась с большой буквы. Многоязычное творчество должно стать краеугольным камнем культурного и политического взаимодействия в XXI веке.
Организуя это мероприятие, студенты раскрыли свои таланты: они играли на гитаре, пели песни и декламировали стихи. Многие удивлялись не своему музыкальному дарованию, а своим познаниям в немецком и английском.
Работа над иностранным текстом открыла прямой доступ к многоообразию иноязычной культуры. Понимание языка прокладывает путь к творениям мирового искусства и литературы.
Заключение
Итак, что объединяет Великобританию, Германию, например, с Рязанью в России? Ответ прост - Сергей Есенин.
Благодаря многоязычному проекту «Сергей Есенин: творчество без границ» открылся целый новый мир художественных идей и образов для студентов творческих специальностей колледжа. Таким образом, наша гипотеза, что декламация стихов на иностранном языке позволяет глубже прочувствовать дух лирического героя, подтвердилась.
Язык – это маяк, который освещает путь к дальнейшему творчеству!
Страны мира объединяют не только тесные партнерские связи и многочисленные контакты, но и творчество в культурных областях. Взаимный интерес к культуре и языку «далекого соседа» свидетельствовал об актуальности темы проекта.
Язык для специалиста области культуры и искусств - это трамплин для успешной творческой карьеры!
В глобализованном мире владение иностранным языком становится инвестицией в будущее. Знание и владение языком открывает блестящие перспективы для будущих актеров, музыкантов, исполнителей и певцов.
Культурное богатство можно постичь и прочувствовать, благодаря многоязычным проектам. Именно наш проект выражает культурно-общественную многогранность, служит примером всемирного живого культурного диалога и является условием прогресса современного общества. Знание иностранного языка становится, таким образом, уникальным ключом к пониманию мировой культуры и общества.
Этот проект позволил нам преодолеть культурные барьеры и перешагнуть через некоторые существующие границы: язык открывает путь в мир!
Список использованной литературы и источников
1. Галь,Н.Я. Слово живое и мертвое: из опыта переводчика и редактора [Текст] / Н.Я.Галь. – М.: Азвука, 2015. – 192с.
2. Готлиб, Г.К. Словарь «ложных друзей» переводчика [Текст] / Г.К.Готлиб. – М.: Русский язык, 1985. – 160с.
3. Мюллер,В.К. Большой англо-русский словарь [Текст] / В.К.Мюллер. – М.: Цитадель-трейд, 2007. – 831с.