Мир изменился- Это понятно уже почти всем. Старые каноны, религии и заповеди духовно-идеологические системы не могут вместить всего динамического разнообразия нашей стремительной действительности. В недрах общественного сознания мощно, хотя и подспудно формируются силы отрешения от старых, уже практически неработающих догм. Усиливается теоретическая подготовка эзотериков. Современные Гуру и Учителя, прежде чем создавать новые религиозные доктрины и заниматься миссионерской деятельностью, сначала с блеском оканчивают университеты (например, Свами Прабхупада, Шри Радш-неш, Махариши Махеш Йоги, Прабхат Раджан Саркар и др.)1.
В век, когда свобода совести признана основным принципом сосуществования разнообразных культур, неправомерно говорить о безоговорочном приоритете какой бы то ни было религии или системы ценностей. В любом народе есть "инакомыслящие" и отношение к ним все чаще служит показателем демократичности общества и социально-политического строя.
Прослеживая эволюцию эзотеризма как культурно-исторического феномена от древности до наших дней, осуществляя классификацию его основных форм и видов, автор пришел к выводу о тесной взаимосвязи эзотеризма с социально-политической и духов-ной жизнью общества. Прогнозирование политико-идеологических, геополитических и духовных трансформаций в современном мире невозможно без учета эзотерической, сакральной компоненты, реализующейся на уровне общественной психологии, национального самосознания, социума в целом. Причем эта взаимосвязь носит действительно закрытый, неафишируемый характер, трудно индексируемый с помощью обычных социологических методов. Большинство исследователей этого явления не делают окончательных выводов о культурологической и социальной роли, выполняемой эзотеризмом в эволюции человеческой цивилизации, хотя единодушны в том, что эта роль значительна. В этом убеждает то, что нет ни одного общества, где бы отсутствовал этот феномен. На-
1См.: Авдеев В.Б. Преодоление христианства. М.: Капь, 1994.
ииональные и культурные различия велики, однако сам эзотеризм универсален как духовно-идеологическая система.
Положительным аспектом такого воздействия является расширение спектра духовной и интеллектуальной культуры. Познание не только рациональных форм рефлексии, по и ее аутической формы, дает возможность представления о богатейшем разнообразии человеческого культурного опыта.
Культурная эволюция, характеризующаяся наряду с увеличением разнообразия культур общей направленностью, подобно всякому прогрессу очень противоречива, связана и с потерями, и с приобретениями, хотя главный смысл состоит все же в приобретениях. Поэтому можно сказать, что независимо от степени утонченности магии, мистических практик, мифогенерирующих форм эзотерической деятельности и видов знания, культура в целом будет более богатой с ними, чем без них. Пусть эзотеризм сохраняет для нас все очарование невозвратно пройденного этапа, но не признать его стоящим на более низкой ступени эволюции мы не можем.
В то же время формы магического и мифологического мышления как яркие проявления феномена эзотеризма являются столь изощренными, что их бытие придает особый колорит всей культуре. Взаимодействие между эзотерическими формами паранауч-ного знания и наукой, искусством является мощным фактором их развития.
Эзотерические идеи, при их включении в сферу культуры, могут способствовать взаимодействию различных культур, их диалогу. Это отмечал один из видных ученых, стоявший у истоков идеи "диалога культур" Ф.И.Щербатской (хотя сам он погиб в сталинских лагерях и эта идея долго третировалась как проявление подозрительного "абстрактного гуманизма")1.
Долгие годы исследования западной философии велись изолированно, без обращения к инокультурным философским традициям. Отсутствие нормального интеллектуального любопытства к тому, что происходило в соседних странах, в недавнем "доперестроечном" прошлом объясняется не только узкой специализацией наших историков западной философии, их безразличным или высокомерным отношением к Востоку, но также и общей боязнью касаться действительно принципиальных мировоззренческих вопросов, которые предполагались "раз и навсегда" решенными. Трудно было бы
1См.: Щербатской Ф. Индоевропейский симпозиум по проблеме реальности внешнего мира (пер. с англ.)// Восток-Запад. Исследования. Переводы. Публикации. М„ 1989. С.243 - 250.
ожидать, что в условиях монофилософской культуры, в которой все мы были интеллектуально воспитаны, у наших философов могла бы выработаться привычка к диалогу.
На Западе в философии существуют как бы две линии: одна - академическая, другая - альтернативная. "Альтернативная" философия связана главным образом с Востоком. Причем эта философия тоже изучается в университетах, но фактически выходит за рамки университетов и существует в различных обществах и центрах и часто привлекает молодежь. Здесь осуществляются систематические попытки "прорыва" востоковедов и исследователей эзотеризма "на Запад", к европейски образованному читателю. Особый интерес среди них представляют попытки проблемного сравнительного анализа различных традиций эзотеризма (предпринимаемые специалистами в области главным образом индийской и китайской философии) в рамках компаративной философии.
Как было показано нами в предыдущей главе, эзотеризм занимает свое особое место в системе культуры: на стыке между религией, философией, искусством и наукой. Эзотеризм оказывает непосредственное влияние также и на политику. Но он выполняет не только роль связующего звена, но и активно генерирует новые идеи, концепции, продолжает создавать альтернативные ценности культуры. В частности, это связано с формированием "новых религий".
Можно прогнозировать, что в ближайшем будущем "новые религии" будут набирать силу, становиться весомым фактором социально-политической жизни. Во всех новых религиях идет речь о достижении счастья уже в этой, а не загробной жизни. Они стали более практичными во всех отношениях. Никаких мессий, потопов, страшных судов, концов света и тому подобного религиозного китча. Начисто отсутствует понятие "ереси", проявляется терпимость к другим системам духовно-идеологических ценностей. Богословие и эзотерика сегодня превращаются в точную науку, использующую достижения современных психотехнологий, моделирования сложных глобальных систем.
Об этом свидетельствует использование эзотерических доктрин, принципов и методов деятельности эзотерических объединений в современной политической жизни. Руководство внешнеполитического аппарата стран Запада - одна из главных целей масонства. Последнее использует то обстоятельство, что внешнеполитическая деятельность требует особых знаний и подготовки, а также наличия обширных международных связей, получить доступ к которым практически невозможно без поддержки "всемирного братства". В США, например, решающую роль в подборе кадров для госдепартамента,
министерств обороны и финансов, спецслужб и пр. играют такие масонские клубы, как Метрополитен, Богемиан, Линкс, Сенчури эсосиэйшн, Лайонс Интернэшнл и др.1
Эзотеризм и искусство
Эзотеризм существенно влиял на развитие искусства. Поэзия, драма, скульптура, танец, даже архитектура часто выступали как средство передачи (трансляции) эзотерического знания. Например, готические соборы были эзотерико-психологическими трудами в полном смысле этого слова.
В художественной литературе эзотерические мотивы нашли свое яркое воплощение в творчестве всемирно известных мастеров слова, таких как Д.Андреев, Т.Манн, Омар Хайям, Р.Роллан, П.Успенский, Г.Гессе, Н.К. и Е.И.Рерихи, Э.Т.Гофман и др.
В живописи и графике это Сальвадор Дали, М.К.Чюрленис, Луис Ортега, Гильберт Уильяме и др.
На Западе к представителям оккультного романтического направления можно отнести Бульвер-Литтона, Густава Майнринка с его романами "Голем" и "Вальпургиева ночь", Ричарда Баха с его знаменитой "Чайкой по имени Джонатан Ливингстон11 и "Иллюзиями", а также в какой-то мере Сомерсета Моэма (роман "Маг"), Элизабет Хейч (роман "Посвящение"), Карлоса Кастанеду и многих других. В России этот жанр представлен такими писателями, как Вс.Соловьев (серия известных исторических романов), Вера Крижановская-Рочестер (романы о магах), Валерий Брюсов (роман "Огненный ангел"), Конкордия Антарова (роман "Две жизни") и др.
В произведениях авторов этого направления активно используются эзотерические представления из сокровенных учений древности, охватывающие такие темы и области знания, как законы космоса, символика чисел, астрология, феномен перевоплощения, отношения мужского и женского начал, медитация, духовная практика и др.
Леонардо да Винчи был не только гениальным художником, изобретателем, но одновременно эзотериком, великим мастером оккультного общества "Сионский монастырь". Учет этого обстоятельства позволяет более глубоко и всесторонне представить глубину его художественного творчества. Как гласит уникальный документ в Парижской национальной библиотеке, Леонардо да Винчи считал землю живым существом, вдоль и поперек пересеченным круговыми линиями. В его лейчестерском манускрипте говорится о приливах и отливах внутренних духов мира, влияющих на человека. Названия этой силы, известной уже тысячи лет, многообразны: это "прана" индийцев, "жизненная энергия" китайцев, "ману" полинезийцев, полагавших, что она была применена для возведения гигантских статуй, таинственная энергия тамплиеров, геомантиче-ская энергия тевтонских рыцарей, "мунис" Парацельса", "магнале магнум" алхимика Ван Гельмонта, "животный магнетизм" Ф.А.Месмера, "Астральный свет" теософов, "одилическая сила" (одис) фон Райхенбаха, "оргон" В.Райха, "В-сила" национал-социалистов, "эфирная сила" лозоискателей, "пульс Дракона" или "Лей-энергия" геомантов, "психотронная энергия" сенситивов и "биоплазменная энергия" экстрасенсов. Особенность этой силы - возможность манипулировать ею при помощи человеческой психики.
Чтобы проиллюстрировать, каким образом работает архетипическая символика мифов и художественной прозы, являющихся прямым отражением образов глубинного бессознательного переживания, приведем в качестве примера теорию скрытых, неосознаваемых воздействий, которая была разработана в индийской литературе уже в глубокой древности. Она носила название дхвани-расса.Согласно теории традиционной индийской поэтики, художественное настроение создается не благодаря явным осознаваемым образам, а скрытыми,неосознаваемыми ассоциациями. При этом выделялось три типа "дхвани" (скрытого смысла):
1. Простая мысль;
2. Представление о семантической конструкции;
3. Внушение определенного поэтического настроения ("расса").
Высшим поэтическим видом "дхвани" считался последний тип, который обеспечивал наиболее глубокое эмоциональное переживание. Первоначально выделялось 8 таких архетипических настроений ("расе"). Затем к ним были добавлены еще два. При этом считалось, что наиболее глубокое переживание обеспечивается при последовательном восприятии всех 10 "расе" в следующем порядке:
IЭротика, любовь; 2. Смех, юмор; 3. Сострадание; 4. Гнев, ярость; 5. Мужество; 6. Страх; 7. Отвращение; 8. Изумление, откровение; 9. Спокойствие, ведущее к отречению от мира; 10. Родственная нежность, близость.
Таким образом, подчеркивалась не только важность скрытности главного художественного мотива, но и выделялись базовые архетипы эмоциональных переживаний, обеспечивающие наибольшую глубину переживания. При этом была детально разработана смысловая и звуковая символика, активирующая каждую из "расе". Важность скрытых мотивов в художественном произведении неоднократно подчеркивалась и в работах Л.С.Выготского, отмечалась многими современными искусствоведами.
Второй, скрытый план художественного произведения напрямую связан с функционированием правого полушария головного мозга, воспринимающего информацию на чувственно-образном уровне. Этот уровень восприятия связан с вечными проблема-
ми, испокон веков волнующими людей, имеющими общечеловеческий характер. Это и проблемы смысла жизни, и нравственно-духовные проблемы. Они, с одной стороны, имеют для каждого человека громадное эмоциональное, духовное значение. С другой стороны, ответ на них не может быть сформулирован на четком логически структурированном языке, их полное осмысление в рамках традиционной рациональности невозможно.
Для создания мистической картины, например, требуется не только простое накопление знаний по истории религии, философии, эзотерическим наукам, а переживание этих знаний в себе, преображение под их влиянием собственного взгляда на мир и на себя. Мистическая живопись многогранна. Она может служить для художника средством отражения его философских воззрений. Или стать попыткой за обыденным и часто суетным разглядеть второй план - невидимый, таинственный, неуловимым образом воздействующий на состояние души.1
Отсюда - необходимость в художественном языке искусства символов, аналогий, намеков. Этот план психики можно сравнить с аксиоматическим понятийным уровнем науки. Самые фундаментальные, лежащие в основе каждого знания представления не могут быть четко рационально определены, а задаются в виде интуитивно ощущаемых конструкций. Одним из классических примеров таких фундаментальных архетипических понятий является представление о математической точке. Ни одно из ее существующих определений не носит исчерпывающий характер и не может рассматриваться как законченное. В то же время любой достаточно квалифицированный математик достаточно хорошо понимает, что это такое.
Отсутствие четкой законченной рациональной интерпретации, огромная ценностная значимость, по-видимому, приводят к вытеснению таких интуитивных, архетипических знаний в глубины подсознания и порождают парадоксальную ситуацию. С одной стороны, этот план психики практически лишен доступа к механизмам, управляющим поведением, и в частности, вниманием человека. С другой, именно он определяет самые значимые, глубочайшие эмоциональные переживания, отсутствие которых приводит к духовной деградации, потере жизненных ценностей, распаду личности, возникновению потребительской психологии.2
1 См.:Иванов А. Увидеть мир преображенным// Путь к себе. №18(21).1991.
2 См.: Файдыш Е.К. Измененные состояния сознания. М.,1993.-С43.
Представление о двухплановой организации человеческой психики, сложившееся в науке после работ Р.Сперри по проблемам функций полушарий головного мозга и удостоенных Нобелевской премии, позволяет понять многие особенности структуры художественного произведения, процесса его восприятия. Наличие двух уровней, двух планов человеческой психики- рационального, логически структурированного и интуитивно ориентированного - делает необходимым два плана в художественном произведении. Первый, ориентированный на рациональное, логически-понятийное восприятие, имеет стройный сюжет, понятную мотивировку, обладает занимательностью. Второй, скрытый, образованный неявными ассоциациями, намеками, кажущийся нелогичным, непонятным, но тем не менее зачастую формирующий художественное переживание. Этот второй план,как правило, и отличает бездарную поделку от высокохудожественного произведения.
Восприятие внешней сюжетной линии, адресованной логически структурированным уровням сознания, определяется направленностью внимания. В то же время скрытые образы, сюжетные линии, будучи недоступны рациональным уровням психики, будут восприняты только в том случае, если внимание будет направлено на связанный с ними сюжет, выступающий как своеобразный носитель. Пройдя через механизмы перцепции, скрытые, не осознаваемые компоненты текста поступают к интуитивным логическим и структурированным компонентам психики, которые и определяют глубину эмоционального переживания. Такое переживание активизирует, обновляет психику, служит неспецифическим источником мотивации, поступающей на доминирующие поведенческие установки.
В талантливых художественных произведениях, рассчитанных на массового потребителя, доля скрытых архетипических символов сравнительно невелика, основное место отводится занимательному сюжету. В то же время произведения искусства, ориентированные на людей с развитым художественным вкусом, неподготовленному человеку кажутся бессмысленными, "оторванными от жизни", надуманными и т.д. В них основное место отводится архитипической символике, а внешний сюжетный план сведен до минимума. Это,например, проза Ф.Кафки, У.Джейса, картины М.Шагала, С.Дали, Ван-Гога, В.В.Кандинского и др. Специфика такого вида творчества, по-видимому, связана с тем, что у людей с большим эстетическим опытом ценностные установки в значительной степени трансформированы в сторону трансцендентальных планов реальности, меньше привязаны к повседневным житейским ценностям. К тому же значительная часть архе-
типической мифологической символики ими осознана, логически упорядочена, т.е. перешла на рациональный план сознания и может играть роль внешнего сюжета.
В более явном виде скрытые сюжетные планы представлены в древней мифологии и религии. Хороший анализ их основных мотивов сделан в работах К.Юнга, Д.Фрэзера, В.Проппа и др.авторов. Ввод информации через побочные ассоциативные связи как способ неосознаваемого формирования требуемого настроения интуитивно использовался многими талантливыми писателями. Он заключается в многократном повторении одной и той же ассоциативной связи в разных контекстах, в разных внешне отличных компонентах сюжета. При этом запуск таких связей осуществляется и по смысловым, и по звуковым, и по цветовым ассоциациям сразу. Подобные примеры характерны практически для всех древних эпических произведений. Прекрасным примером может служить древнеиндийский литературный памятник "Бхагаватгита". Такие приемы характерны и для творчества В.Шекспира, Н.В.Гоголя, Кафки, Селинджера и других писателей.
Эзотеризм, формируя символические содержания художественного сознания, становится способом обретения целостности сознания. Прекрасные иллюзии искусства на своих творческих путях могут реализовать на практике многие эзотерические идеи, служащие для него ценным материалом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При самом разном отношении к трудам и личностям, которые относятся к удивительной области культуры - эзотеризму, ни у кого из серьезных политологов, культурологов, дипломатов и идеологов давно уже не осталось сомнений в одном: труды и деятельность видных представителей эзотеризма необходимо внимательно, досконально, глубоко и последовательно изучать, а выводы заинтересованные стороны могут сделать свои собственные. Эзотеризм - часть мировой культуры, истории, мощный пласт знаний по многим аспектам человеческой жизнедеятельности и специфических видов практики.
Первичная гипотеза автора сводилась к пониманию эзотеризма как сущностного ядра культово-обрядовых традиций различных конфессий, системы религиозно-мистических знаний и учений, обслуживающих религиозные потребности человека как отражение бессознательного непреодолимого стремления к восстановлению внутреннего духовного единства и равновесия на ранних стадиях человеческой культуры. Дальнейшее исследование проблемы эзотеризма в целом позволило выдвинуть следующую гипотезу, что эзотерические явления как теория и практика на различных исторических этапах становятся присущи не только религии, но и другим формам общественного сознания - философии, политике, искусству.
Таким образом, эзотеризм стал рассматриваться автором как специфическая область всей структуры общественного сознания, оказывающая существенное влияние на политику, идеологию, экономику определенных социальных групп, государств и регионов мира.
Несмотря на то, что хотя научное познание много дает человечеству, оно с необходимостью должно дополняться разными сферами и феноменами культуры, с которыми наука взаимодействует и резонирует. Только в полноте, гетерогенности всей культурной жизни создается человеческое бытие. Очевидно, что требуется примирение между современной жаждой научного анализа и возрастающей степенью синтетичности и единообразия накопленного человечеством знания.
Эзотеризм как феномен культурной жизни выступает в качестве формы разрешения противоречия между теоретическим и обыденным сознанием и его носителями. На базе большого разнообразия своих форм и видов он создает семиотические системы, которые специфическим образом регулируют отношения людей, задают им смы-
еловые системы координат, которые могут носить открытый или скрытный характер. Рациональный и мифологический типы мышления могут соседствовать, активно взаимодействовать, хотя это взаимодействие часто протекает противоречиво и может порождать немалые напряжения и конфликты.
В условиях, когда вся мировая цивилизация переходит в иное качественное состояние, любое общество может развиваться, только считаясь с нарастающими глобальными проблемами, которых не знало ранее человечество. Идет процесс синтеза культуры Запада с восточными культурами, идет трансформация прежней системы ценностей. В данных условиях область эзотеризма является большим "нераспаханным полем" идей и подходов, среди которых многие, особенно гуманитарно-нравственного порядка, могут найти свое творческое воплощение в настоящее время.
Если человеку суждено продвигаться вперед в своем развитии, ему удастся, по видимому, освободиться и от оккультно-мистических форм деятельности и знания - специфических продуктов процесса ремифологизации. Но этот процесс потребует длительного периода.
Именно эзотеризм является одной из разгадок в объяснении многих цивилизаци-онных процессов, в частности геополитических войн и конфликтов, которые остаются необъяснимы в чисто политических, экономических или натуралистических терминах. Область эзотеризма включает многие сферы человеческого знания, интересов и побудительных мотивов.
Эзотеризм как культурно-исторический феномен отличается удивительной многогранностью и сложностью, разнообразием исторических форм и средств воздействия на сознание общества и конкретного человека. Именно эзотеризм представляется нам одним из наиболее интересных, глубоких и актуальных сегодня проявлений мировой и отечественной исторической, философской и геополитической мысли. Представители эзотерической культуры всех времен представляли собой неузкую школу, но широкую панораму воззрений, идущую от времен Древнего Египта до наших дней, с ориентацией на аристократизм и элитарность.
В диссертационном исследовании дан ответ на вопрос о причинах длительности существования традиций магии, мистицизма, мифологизма, оккультизма при одновременном существовании более прогрессивных форм научного познания, особое значение при этом уделялось учету некоторых этапов социальной эволюции человечества.
Эзотеризм является составной частью культуры, имеет объективные причины своего генезиса. Ими, в первую очередь,являются стремление определенных слоев общест-
ва приобрести нетрадиционные формы духовно-идеологического влияния на других людей, к невидимой власти, к получению специфического эмпирического опыта, к использованию закрытых древних знаний и традиций. Социальной основой феномена является появление профессионалов - эзотериков, субъектов эзотеризма: колдунов, магов, учителей мудрости и др., выполняющих определенные функции в обществе и получающих за это определенное вознаграждение.
Резюмируя сказанное ранее, можно сделать следующие выводы по настоящему исследованию:
1. Уточнено философское и культурологическое содержание понятия "эзотеризм",
отражающего существенные закономерные связи и отношения этого феномена духов
ной и социальной сферы жизни общества, существо принципов посвящения в закры
тую область знания или деятельности, определены границы явления в общекультур
ном пространстве. Приведены в систему требования к классификации различных форм
и видов эзотерических явлений и определению объемов их понятий.
Эзотеризм - это культурно-исторический феномен, сущность которого состоит в отражении в виде духовно-идеологической системы паранаучных знаний специфической области общественного сознания, связанной с деятельностью оккультно-мистических и других закрытых объединений. Содержательная сторона эзотеризма определяется разнообразными концепциями, доктринами и учениями, которые предусматривают передачу древних знаний о наиболее сущностных элементах Бытия будущим поколениям, имеют свою логику и преемственность. Эзотеризм как феномен культуры имеет механизм функционирования ("живучести") в социуме, включающий элементы, обеспечивающие его приспосабливаемость к новым историческим условиям.
2. Проведенная нами классификация и характеристика основных форм, видов и
уровней эзотеризма позволяет выявить:
і) иерархию их соотношения;
2) историческую преемственность;
3) разграничить предметную область эзотеризма и другие области культуры и общественного сознания.
Анализ эзотерических произведений, сакральных текстов в свете сравнительно-исторического подхода к разным культурным традициям, использован для выявления целого ряда важнейших черт эзотерического знания, традиций и ритуалов.
Наиболее характерными чертами эзотеризма как культурно-исторического феномена являются:
- его всечеловеческая значимость и историческая конкретность;
- недоступность системы основополагающих идей и положений, обеспечивающих его устойчивость и жизнеспособность, широким массам;
- универсальный характер и способность быстро впитывать новые идеи и знания;
- стремление к красоте построения основных догм конкретной эзотерической доктрины. Эзотерические идеи и доктрины, при включении их в сферу культуры, могут способствовать взаимодействию различных культур, их диалогу, возрастанию значения роли людей с высоким духовным и культурным потенциалом в общественно-политической жизни страны.
3. Созданная нами в IIIглаве теоретическая модель феномена позволяет выявлять наиболее сущностные элементы механизма функционирования эзотеризма в социуме, выявлять его гносеологические, социально-психологические корни. Данная модель, реализующая идею комплексного использования в этих целях приемов и способов экспериментальной психологии, социологии, историко-культурологического анализа, облегчает диагностику и прогноз эзотерических систем в современных условиях.
Модель включает в себя функционально-ролевую сторону феномена, элементы, определяющие его жизнеспособность и приспосабливаемость к новым историческим условиям, закономерности развития, социально-психологические корни. Комплексная природа феномена требует рассмотрения конкретных видов эзотеризма с позиций выявления прежде всего формы знания, организационной структуры и специфических видов деятельности.
В содержательную сторону феномена входят принципы духовной иерархии и инициации, учение об Абсолюте, принципы служения общине, медитативная практика, знания о психорегуляции и т.д.
Объективное содержание и значение эзотерической деятельности совершенно различно и только с субъективно-психологической стороны все эзотерические феномены представляют нечто общее. Особое значение придается разнообразным методам передачи эзотерического знания, опыта, традиций через институт ученичества.
Устойчивость эзотеризма как элемента культуры объясняется наличием внутреннего "механизма живучести", отработанного поколениями эзотериков разных школ и базирующегося на ряде закономерностей, что позволяет ему совершенствоваться, при-
спосабливаться, выполнять определенный "социааьный заказ", диктуемый конкретно-историческими условиями.
На формирование эзотерической культуры основное влияние оказывают следую-щие факторы: идеи и ценности эзотерических доктрин и концепций, деятельность выдающихся Учителей-эзотериков, принятые в эзотерическом объединении нормы поведения, неформальные виды общения.
Изучение структуры эзотерических явлений позволило выявить важные элементы эзотерической практики, раскрыть многие неисследованные ранее стороны эзотерической культуры. Это касается, в частности, некоторых эзотерических традиций(инициации, мистерий и пр.) Анализ эзотерических произведений, сакральных текстов в свете сравнительно-исторического подхода к разным культурным традициям использован для определения целого ряда важнейших черт эзотерического знания и деятельности на его основе.
В эзотерической практике широко используются специфические методы воздействия на психику людей, индивидуальное и массовое сознание. Наряду с древними формами типа молитвы или медитации все чаще используется наркомистика, методы современных психотехнологий.
4. Мировые эзотерические центры и организации оказывают серьезное скрытое влияние на политическую, духовную и социальную жизнь своих стран и России. Данное влияние может быть гуманитарно значимым, позитивным, направленным на взаимообогащение культур, так и негативным, направленным на получение геополитических преимуществ только для стран Запада. Результаты этого влияния проявляются во многих сферах жизни общества, однако носят неявный характер.
Знание влиятельных идей крупных религиозных, идеологических, эзотерических течений является необходимостью для деятелей, занимающихся геополитикой, дипломатией или военными вопросами. Геополитическая история XIX -XXвв. демонстрирует существенную роль эзотерических школ, теорий для практических шагов конкретных правительств. Достаточно вспомнить евроазиатский проект Хаусхофера, "концепцию большого пространства" и др.факты. Геополитические принципы имеют характер не только природной, ландшафтной и географической заданности, но и являются сакрально-мифологическими категориями, вошедшими в материальный мир земной среды. Большинство современных геополитиков принадлежали к "тайным обществам". Именно геополитика, в отличие от многих других дисциплин, менее всего подверглась
профанизации и извращению в современном мире, так как в этой сфере неизбежен качественный, а не количественный подход. В силу этих обстоятельств в период расцвета утилитарной культуры XXвека геополитика вообще оказалась на некоторое время запрещенной, вынесенной за скобки "официальной" науки и культуры. Иным способом расправиться с ней было попросту невозможно. Эзотеризм в его различных проявлениях и формах явился главным хранителем геополитических концепций.
5. Место и роль эзотеризма в общественном сознании определяются силой притягательности его идей, затрагивающих самые сущностные вопросы человеческого бытия, являющихся важной частью системы ценностей культуры любого общества, его влиянием на политику, искусство, религию и философию. В целом эзотеризм оказал огромное влияние на европейское сознание, хотя, как правило, оно было более скрытным и подспудным, нежели прямое влияние христианства. Многие культурные, религиозные, научные события, достижения в области искусства на Западе XYII, XYIII, XIXвеков имели свои однозначные корреляты в модификациях эзотерических доктрин и статусов либо в отдельных ветвях эзотеризма, либо в эзотерике в целом.
Организации эзотерического характера обладают свойством принимать, аккумулировать дополнительные цели помимо той, исходной и основополагающей, которая задавалась при формировании объединения. Эта способность воспринимать и усваивать новые цели обеспечивает организациям устойчивость и сохранение в потоке изменений. При этом меняются свойства организации и происходит ее эволюция.
Способность целеприятия обусловлена самой природой эзотерической организации. Поскольку она существует только в условиях целенаправленной специфической деятельности, постольку кризис, исчерпание или отказ от цели грозят ей гибелью. Самоохранение требует периодической коррекции или замены целей.
Эзотерические феномены необходимо рассматривать не только в общесоциологическом аспекте, выявляя общеисторические черты и тенденции, и не только с точки зрения относительной самостоятельности в историческом процессе, выделяя внутренние, имманентные черты их развития. Прежде всего надо определять конкретно-исторический характер и конкретно-историческую обусловленность эзотерического феномена в той или иной форме. Объединения людей по эзотерическому принципу "избранности" - детища своей эпохи. В своем возникновении, существовании и развитии они детерминированы классовыми, социальными, психологическими и др. причинами.
Отдельные виды эзстеризма имеют перспективу дальнейшего развития. К их числу прежде всего относится масонство. В западных странах оно имеет прочные традиции и прочные связи с духовной и политической сферами общества. Сила масонства - в дисциплине, в строгом исполнении всех масонских постановлений, что заставляет людей действовать солидарно. Но заседания в строгом порядке и необходимое требование взаимной поддержки как раз составляют большую противоположность с натурой русского человека. В России, хотя в последние годы предпринят ряд попыток развернуть это движение, считаем, что большой перспективы оно иметь не будет. Причина этого -трудность согласования традиционных ценностей и установок русского человека, его менталитета и необходимости соблюдения тех ритуалов, обрядностей, порядка заседаний и, наконец, той дисциплины, без которой работа масонов немыслима.
Что же касается других видов эзотерических объединений, в частности тоталитарных сект, то здесь возможности распространения и углубления этих движений гораздо шире, так как правило они приносят прямую прибыль организаторам, что обеспечивает эффективное их функционирование достаточно долго.
архетипов. Вторая наиболее важная причина устойчивости эзотеризма состоит в чрезвычайной подвижности, адекватному реагированию и приспосабливаемости к изменяющимся условиям.
Новизна исследования состоит прежде всего в том, что в нем практически впервые анализируется феномен эзотеризма в целом. Разработана система методологических установок для анализа и синтеза явлений эзотерического характера, которая включает в себя последние достижения философской мысли и позволяет использовать совокупность методов, соответствующих различным уровням познания: философскому, общенаучному, конкретно-научному, специальных методик и техник с интеграцией эмпирических данных и теоретических выводов.
Специфика современности в том, что всякая стабильность, устойчивость ныне может покоиться лишь на высоком уровне движения, развития, погружающихся, в свою очередь, в глубочайшую подоснову человеческого существования - наш дух, наш разум.
Несложно доказать, что даже в экономике ценность на протяжении истории все более перемещается с косных, неподвижных элементов (недвижимость, земля, средства производства) в сферу динамическую (финансы, торговля) и в конечном счете - в сторону Знан