Изменение ситуации обучения
1. В начальной школе дети привыкают выполнять требования в основном одного учителя, находиться в сфере его постоянного внимания и контроля.
2. Поэтому в пятом классе можно ожидать, что у части пятиклассников могут возникнуть трудности при следовании требованиям разных учителей.
3. Пятиклассникам может быть трудно самостоятельно без строгого контроля организовать своё рабочее место, провести «без ущерба» перемену.
Изменение успеваемости
У некоторых пятиклассников произойдёт временное снижение успеваемости ввиду того, что детям придётся привыкать к новым формам и методам обучения, принятым в средней школе. Высокий познавательный интерес, присущий детям в этом возрасте, стремление хорошо учиться, помогут пятиклассникам восстановить свою прежнюю успеваемость к концу второй учебной четверти.
Особенности взросления
С данного возраста начинается взросление детей, понемногу возрастают случаи неподчинения предъявляемым требованиям. Пятиклассники стремятся доказать окружающим и себе свою взрослость, что может проявляться отказе от выполнения поручений: «не хочу, не буду».
Психологические особенности данного возраста:
1. Чаще начинает проявляться чувство взрослости.
2. Пятиклассники стремятся отходить от всего «детского».
3. Растёт самооценка – улучшается мнение о себе, отношение к себе. Растёт интерес к себе, своему Я.
4. Проявляется самостоятельность детей в приобретении знаний.
5. Появляется познавательная мотивация обучения – осознание, что необходимо учиться для того, чтобы получать знания. Поскольку это пригодится в будущем для поступления в учебное заведение.
6. Проявляется желание быть не хуже других, занимать достойное положение в коллективе сверстников, в семье.
7. Пятиклассники стремятся обзавестись верными друзьями.
8. Устанавливаются доверительные отношения со сверстниками.
Трудности при адаптации к 5 классу
1. Несколько учителей, вместо одного учителя, как в начальной школе.
2. Разные требования у учителей.
3. Усложнение учебного материала по сравнению с начальной школой.
Признаки успешной адаптации (успешного привыкания к 5 классу)
1. Сын/дочь довольны процессом обучения.
2. Пятиклассник справляется с учебной программой.
3. Самостоятельность ребёнка при выполнении им учебных заданий. Готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому.
4. Ребёнок доволен отношениями с одноклассниками и учителями.
Признаки дезадаптации (сложности при привыкании к 5 классу)
1. Усталый, утомлённый внешний вид сына/дочери.
2. Нежелание пятиклассника делиться своими впечатлениями о проведённом дне в школе.
3. Стремление ребёнка отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
4. Нежелание ребёнка выполнять домашние задания.
5. Отрицательные характеристики детей в адрес школы, учителей, одноклассников.
6. Жалобы сына/дочери на те или иные события, связанные со школой.
7. Беспокойный сон пятиклассника. Нарушение аппетита.
8. Трудности утреннего пробуждения ребёнка, вялость.
9. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
10. Снижение работоспособности у ребёнка.
11. Забывчивость.
12. Неорганизованность.