Критерии качества образования




Международная Программа оценки знаний и умений учащихся PISA

1) Назначение

(PISA – Programme for International Student Assessment), основной целью которой является получение надежных сведений о результатах обучения в различных странах мира, сравнимых на международном уровне.

· Стандартизированная оценка подготовки подростков 15 лет.

· Исследование подготовки учащихся проводится по трем направлениям:

-"грамотность чтения",

-"математическая грамотность"

-"естественнонаучная грамотность". Каждое из них соответствует определенным школьным предметам.

· Проверке овладения конкретным содержанием учебных дисциплин не будет уделяться много времени. Основное время планируется отвести:

- изучению состояния более широких знаний и умений, необходимых во взрослой жизни и приобретенных при изучении школьных предметов,

- оценке межпредметной компетентности учащихся (использованию знаний, полученных в рамках изучения различных предметов или из других источников информации, для решения поставленной задачи)

 

Результаты

• Количественные показатели, характеризующие состояние основных знаний и умений 15-летних учащихся.

• Количественные показатели, характеризующие состояние факторов, оказывающих влияние на результаты обучения учащихся и положение дел в школе.

• Количественные показатели, характеризующие тенденции изменения результатов с течением времени.

 

2 ) Понимание качества образования

В настоящее время меняется взгляд на то, какой должна быть подготовка

выпускника основной школы. Наряду с формированием предметных знаний и умений, школа должна обеспечивать развитие у учащихся умений использовать свои знания в разнообразных ситуациях, близких к реальным. В дальнейшей жизни эти умения будут способствовать активному участию выпускника школы в жизни общества, помогут ему приобретать знания на протяжении всей жизни. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений.

Т.о., качество образования характеризуется сформированностью у выпускников умения использовать знания в различных жизненных ситуациях.

Критерии качества образования

1. Грамотность чтения – способность человека к пониманию письменных

текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.

Оценка грамотности чтения должна учитывать следующее его пять аспектов, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста:

– общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла; задания: определение главной темы, общей цели или назначения текста;

– выявление информации;

– развитие интерпретации; задания: сравнить и противопоставить заключенную в тексте информацию, обнаружить в нем доводы в подтверждение выдвинутых тезисов, сделать выводы из сформулированных посылок, вывести заключение о намерении автора или концепте текста

– рефлексия на содержание текста; задания: оценить утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире, найти доводы в защиту своей точки зрения

– рефлексия на форму текста - оценить не только содержание текста, но его форму, а в целом – качество его исполнения.

2. Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

В составе математической грамотности выделены два основных аспекта:

– "фундаментальные математические идеи",

– "математическая компетентность"

и два менее значимых аспекта:

– основные разделы и темы курса математики,

– ситуации, в которых используются математические знания.

3. Естественнонаучная грамотность – способность использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем,

которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

 

Естественнонаучная грамотность включает следующие компоненты:

· общепредметные (общеучебные) умения, формируемые в рамках естественнонаучных предметов,

· естественнонаучные понятия и ситуации, в которых используются естественнонаучные знания.

льзования этих умений.

Выделены три уровня математической компетентности, которые являются

1ый включает – воспроизведение математических фактов, методов и выполнение вычислений;

2ой уровень – установление связей и интеграцию материала из разных математических тем, необходимых для решения поставленной задачи; 3й 3й уровень – математические размышления, требующие обобщения и интуиции.

Для проверки достижения первого уровня компетентности в основном

предлагаются традиционные учебные задачи. Второй уровень проверяется с помощью решения несложных жизненных задач. Для проверки достижения третьего уровня разрабатываются более сложные задания, в которых прежде всего необходимо "математизировать" предложенную жизненную ситуацию – выделить в ситуации проблему, которая решается средствами математики, и разработать соответствующую ей математическую модель. Затем размышлять над решением поставленной математической задачи, используя математические рассуждения и обобщения, решить ее и интерпретировать решение с учетом особенностей рассмотренной в задании ситуации.

Естественнонаучная грамотность включает следующие компоненты:

"общепредметные" (общеучебные) умения, формируемые в рамках

естественнонаучных предметов, естественнонаучные понятия и ситуации, в которых используются естественнонаучные знания.

В данном исследовании основное внимание уделяется проверке следующих общепредметных. умений:

1 – распознавать вопросы, идеи или проблемы, которые могут быть

исследованы научными методами (10-15%)1;

2 – выделять информацию (объекты, факты, экспериментальные данные и др.), необходимую для нахождения доказательств или подтверждения выводов при проведении научного исследования (15-20%);

3 – делать вывод (заключение) или оценивать уже сделанный вывод с учетом

предложенной ситуации (15-20%);

4 – демонстрировать коммуникативные умения: аргументированно, четко и ясно формулировать выводы, доказательства и др.(10-15%);

5 – демонстрировать знание и понимание естественнонаучных понятий (40-50%).

 

• Используется письменная форма контроля (тесты). На выполнение теста ученику отводится два часа (120 минут).

• В тесты включены задания с готовыми ответами, из которых надо выбрать верный, а также задания, на которые учащийся должен дать собственный краткий или полный обоснованный ответ. Некоторые задания состоят из нескольких вопросов различной сложности, которые относятся к одной и той же жизненной ситуации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: