При разработке программ целесообразнее не опрашивать абстрактную «клубную аудиторию», а изначально знать типичные проблемы и потребности устойчивых социальных групп и социально-культурных общностей, уметь использовать эту информацию при разработке и реализации социально-культурных программ. В этой связи возникают две проблемы:
С одной стороны, поиск критериев классификации и дифференциации социальных групп и общностей, которые позволили бы представить «социальное пространство» культурной политики как определенное и устойчивое множество групп и общностей.
С другой стороны, определение для каждой социальной группы круга жизненных проблем, которые отличают ее, являются типичными и выступают в качестве дифференцирующего признака.
Определяя социальную базу культурной политики, необходимо выделить те социальные группы, которые являются приоритетными при разработке социально-культурных программ. Критериями классификации в данном случае выступают различные социально-демографические и социально-культурные характеристики, такие, в частности, как:
Возраст. В соответствии с этим критерием можно выделить следующие группы: а) дети; б) подростки; в) молодежь; г) люди зрелого возраста; д) пожилые люди. Приоритетными социальными группами здесь являются дети, подростки, лица пожилого возраста.
Семейное положение. Здесь особого внимания заслуживают три группы: а) многодетные семьи; б) неполные семьи; в) одинокие люди.
Состояние здоровья. Приоритетная категория здесь: а) инвалиды, основной объем проблем которых находится в социокультурной сфере.
Характер трудовой деятельности. По этому критерию выделяются: а) рабочие; б) инженерно-технические работники; в) служащие; г) управленцы и др.
Социальная адаптированность. Здесь привлекают внимание группы, отличающиеся особой остротой проблематики: а) мигранты (беженцы); б) лица некоренной национальности; в) «афганцы»; г) бывшие военнослужащие; д) лица, вышедшие из мест заключения.
Тип национально-культурного самосознания. Этот признак относится к относительно большим группам людей и обусловлен культурно-историческими традициями и образом жизни. В данном случае проблема заключается в национально-культурном самоопределении различных человеческих общностей. В нынешних процессах национально-культурного самоопределения можно условно выделить следующие уровни:
а) этническое самоопределение, которое заключается в поддержании привязанности к локальной территории исконного проживания, культу предков и родственников, бытовых обрядов, устойчивости традиционных форм хозяйствования, быта, верований. Эта тенденция проявляется у ряда малочисленных Народностей Северного Кавказа, Севера, Дальнего Востока;
б) национальное самоопределение - процесс, охватывающий все народы, имеющие дифференцированную социальную структуру, общность языка, культурных традиций, историческую память (национально-патриотические и историко-культурные движения в государствах, входящих в СНГ, ярко иллюстрируют данный тезис).
7. Духовно-культурная общность. Этот признак можно выделить в качестве самостоятельного критерия при анализе ситуации в регионе. Здесь можно достаточно отчетливо увидеть:
самоопределение больших общностей на уровне региона, отличающихся друг от друга «образами мира», традициями, религией. Например, Сибирский и Дальневосточный регион, тяготеющий к Китаю и имеющий сильные буддистские традиции;
консолидация малых общностей по сходству ценностных ориентации, уровню образования и культуры (объединения, клубы по интересам).
Как этнические, так и национальные факторы способствуют интеграции общностей и одновременно дифференцируют их, замыкая собственное развитие границами этноса или национальности. Духовно-культурная интеграция, являясь соединительным компонентом культуры, снижает уровень социокультурной и политической напряженности, обеспечивает устойчивость и относительную гармонию духовного единства и дифференциации, обособления и взаимодействия. Поэтому на уровне территории необходимо каждый раз находить оптимальный вариант национально-этнических и духовно-культурных ориентации, тенденций и способов самоопределения и самореализации основных социальных групп и категорий населения.
Дополнительными критериями классификации социальных групп могут служить пол, уровень доходов, психологические особенности личности (принадлежность по типу сознания к группам «реакционеров», «консерваторов», «новаторов», «радикалов», отличающихся друг от друга ориентацией на сохранение или изменение, на настоящее, прошлое или будущее) и другие.