Древние славяне.
Славяне выделились в середине 2 тысячелетия до нашей эры. Прародиной славян была территория к востоку от реки Одер и до Карпатских гор. Славянский язык начал образовываться позднее, в середине 1 тысячелетия до нашей эры. Античные авторы называли славян венедами, антами, и склавенами.
Приблизительно в 4-5 веках нашей эры славяне начинают разделяться на группы.
На юг: балканские славяне.
На запад: чехи, моравы, поляки.
На восток: будущие русские, украинцы и белорусы.
Восточная группа славян оформилась в результате слияния праславян (носителей славянской речи) с другими народами восточной Европы (скифы, готы, тюрки, сарматы, хазары.).
Вывод: поэтому при своей схожести языка и элементов культуры, между славянскими народами существуют серьёзные различия. Различия обнаруживаются в материальной культуре, потому что племена, ставшие составной частью тех или иных славянских народов имели различную культуру, черты которых сохранились у их потомков.
Этна – это народ, имеющий один язык, территорию проживания и характерные бытовые черты. В глубокой древности существовал определённый этнос, говорившей на языке, который условно называют праславянский – это предок всех современных славянских языков.
Восточные славяне занимали территорию от Корнетских гор на западе, до северной Оки и верховья Дона на востоке, он Невы до Ладожского озера на севере и до среднего Приднестровья на юге.
Начиная с 6 века нашей эры восточные славяне начинают объединяться в общности, имевшие не только родовой, но и территориально - политический характер. Данные объединения называют племенными союзами.
Эти союзы состояли из 120-150 племён, каждое отдельное племя занимало значительную территорию. (~ 40-60 км в поперечнике).
Вывод: племенной союз – это первый этап на пути складывания государственности у восточных славян.
Самый большой племенной союз – поляне, жили возле Киева, у них были соседи – древляне. Славене – будущие Новгородцы. Дреговичи – жили по течению реки Припять. Кривичи – город Смоленск. Половчане – город Полоцк. Вятичи – река Ока.
Вывод: с этого момента начался процесс этногенеза, т.е становления народов и формирования у них государств.
Этногенез – это генез (прямой перевод – развитие) – процесс движения от низшего простого в высшему сложному, в результате исчезает старое и появляется что-то новое.
Процесс развития включает в себя среду обитания людей, т.е. географическое положение. Оно оказывает влияние на культурно-бытовые особенности каждого этноса.
Прежде всего, необходимо отметить равнинность территории (восточно-европейская равнина), обилие речных путей, это содействовало и облегчало освоение новых территорий, плодородная почва и обилие лесов развивали земледелие и промыслы.
Вывод: таким образом, географические особенности страны предопределяют разнообразие хозяйственной деятельности народа.
Главным занятием восточных славян было земледелие в сочетании с разведением скота и разные промыслы (рыболовство, охота, собирательство). На севере страны больше занимались промыслами, на юге условия позволяли вплотную заниматься земледелием. Славяне выращивали злаки (пшеница, ячмень, а также огородные культуры). Самыми ходовыми были: репа, редька, капуста, морковь, свёкла, чеснок.
Ведущей системой земледелия в южных районах был перелог (участок засевали 2-3 года, затем переходили на другой). В северных районах было распространено подсечно-огневое земледелие (первый год обрабатывали почву, на второй год сжигали лес, золу использовали как удобрение, возделывали 2-3 года, затем переходили на другой участок).
По свидетельствам об определённой бытовой развитости славян служит факт, что они использовали орудие труда (мотыги, сохи, серпы и плуги). Скорее всего, некоторые навыки земледелия славяне унаследовали от народов, ранее населявших эту территорию.
В начале своего существования (6 век) славяне жили обособленно, каждый своей семьёй, своим родом. Каждый имел собственный двор и обособленное хозяйство. Ничего не покупалось, ничего не продавалось. Пахали землю только для себя, т.е вели натуральное хозяйство.
С течением времени из-за огромных затрат труда родовая община сменилась на соседскую. Теперь людей объединяли не только родственные связи, но и общность территории.
Соседская община владела землёй, земля была общая. В личном использовании рода оставался дом, скот, огород, инвентарь. Чертой быта восточных славян было то, что князья – вожди племён не вмешивались в общественную жизнь рода и племен, не поддерживали в них порядок.
Функция князя – защита от войнов, сбор дани с соплеменников, освоение новых территорий.
Каждый человек пользовался защитой своего сообщества (род, община, дружина). Преступление считалось обидой, нанесённой роду, поэтому кровная месть была распространена и узаконена. Люди лишённые покровительства своего сообщества назывались изгоями (выкинутыми из жизни). Жили замкнуто, не дружелюбно между собой, общались по редким поводам (воровство, добывание невесты). В языческое время существовали категории населения восточных славян:
- Князья, вожди племён
- Дружинники князя – войны, которые служили за вознаграждение
- Смерды – свободные крестьяне – общинники имевшие своё хозяйство
- Закупы – смерды, которые взяли у кого-то ссуду и должны были отработать её.
- Рядовичи – смерды, которые заключили договор (ряд) с кем-либо и должны были его соблюсти.
- Холопы – рабы, пленные, проданные за долги, если были в браке с холопкой.
- Прошенники – прощеные холопы.
Мировоззрение и верование славян.
В основе мировоззрения славян являлось, как правило, язычество, наш мир представлялся им расположенным на 4 стороны света: в небе, на земле, под землёй, под водой. Мир имел 3 яруса. На верхнем и на нижнем обитали Боги, на среднем были люди.
У славян можно выделить несколько религиозных культов. (Куль – поклонение кому-либо/чему-либо).
1. Семейно-родовой культ – поклонение своему роду. Этот культ предполагает поклонение умершим предкам. Умершие предки делились на чистых и не чистых. Чистые предки – те, которые умерли «чистой» смертью.
Защитой от злых сил славяне использовали опереги, вышивки на одежде, заговоры. К этому же культу относится почитание домового (доможила, дедушки, хозяина). Он помогал хозяевам по хозяйству. Домовой мог помогать, а если хозяева были нерадивые, он их наказывал. Покровителем родовой территории был ЧУР – самый первый предок рода (от сл. Пращур). Его функцией было установление справедливости в семье.
2. Общинные культы – это поклонение общины или племени.
Первый Бог, которому поклонялись славяне, был Велес – покровитель домашнего скота и хозяйства. Второй Бог – Даждьбог – Бог-солнце. Считался родоначальником всех славян, славяне называли себя его внуками. Мокать – это единственное божество женского рода, олицетворяла она пожилую женщину, которая помогала женщинам в их вопросах и семье. Также называли Яшкой. Перун – Бог грозы и грома. Также он был богом войны, в его функции входили военная функция дружины. Представал в образе немолодого война и имел атрибуты: топор и стрелы. Сварог – Бог огня, его атрибутами были конь и копьё. Симарля – функция неизвества, известно, что связана с цифрой 7, неизвестно с какими просьбами к нему обращались. Стрибог – символизировал осадки.
3. Аграрные культы – это покровители земледельческого производства. Ярило – бог плодородия, Купало – бог летнего травоцветения, Каляда – зимнее божество, символизировало зиму, Авсень – божество начала весны. Самая низшая ступень аграрного культа – разнообразные слои нечистой силы: лешие, водяные, лесовики, полевики, русалки.
Вывод: языческие боги были известны всем восточным славянам, но у каждого племени был свой главный бог – покровитель.