Особенности социальности индивида




Текст 2

Своими изначально практическими действиями и поступками в ходе общения человек как субъект целенаправленно изменяет внешний мир (природу и общество), а тем самым также и себя. Вот почему именно деятельность, всегда осуществляемая на различных уровнях общения, играет столь существенную роль в развитии и саморазвитии людей. Изменяя мир, мы все глубже его познаем. Познание и практика неразрывно взаимосвязаны. Объективность научного познания вовсе не основывается на пассивности, бездейственной созерцательности познающего субъекта. В ходе изначально практической и затем также теоретической, но в принципе единой деятельности люди изменяют, преобразуют мир «в меру» его объективных закономерностей, все более раскрываемых и используемых именно в процессе этой преобразующей деятельности…

В самом полном и широком смысле слова субъект – это все человечество в целом, представляющее собой противоречивое системное единство субъектов иного уровня и масштаба: государств, наций, этносов, общественных классов и групп, индивидов, взаимодействующих друг с другом. Отсюда вытекает сразу несколько следствий. Это, в частности, приоритет общечеловеческих ценностей и изначальная социальность любого человеческого индивида (социальное всегда неразрывно связано с природным даже в наиболее сложных личностных качествах человека)… Социальность не означает, что индивид как субъект, находясь внутри человечества, лишь воспроизводит усваиваемую им культуру и потому вообще якобы не выходит за пределы уже достигнутого обществом. Каждый человек в силу своей уникальности, неповторимости, незаменимости участвует в развитии культуры и всего общества. Это проявляется, в частности, в том, что мышление любого индивида является хотя бы в минимальной степени творчески, продуктивным, самостоятельным, т.е. оно соотносительно с данным конкретным субъектом…

В самом широком смысле социальность – это всегда неразрывные взаимосвязи (производственные, чисто духовные и др.) между людьми во всех видах активности независимо от степени их общественной полезности, нравственной оценки и значимости: будь то высшие уровни творчества, противоправного поведения и др. Это социальность всех взаимодействий человека с миром (с обществом, природой, другими людьми и т.д.) – его индивидуальности, свободы, ответственности и т.п. Любой человек, выходя за пределы уже достигнутого уровня культуры и развивая ее дальше, делает это именно во взаимодействии с культурой, опираясь на нее даже в процессе преодоления ее ограниченности на тех или иных направлениях общественного прогресса. Качественно новый вклад в развитие культуры человечества вносят, прежде всего, выдающиеся деятели науки, искусства, политики, религии и т.д.

(А.В.Брушлинский)

 

2.2.1

В чем автор видит смысл деятельности человека? Как связаны между собой практика и познание мира? Кто, по его мнению, является субъектом деятельности в самом широком смысле слова?

В правильном ответе должны быть приведены следующие элементы: 1) Дан ответ на вопрос: - Смысл деятельности человека (его действий и поступков) автор видит в преобразовании мира (общества, природы) и самого себя; 2) Раскрыта связьпознания и практики: - Преобразуя и изменяя мир, человек одновременно его познает. 3) Определен субъект деятельности: - все человечество в целом, представляющее собой противоречивое системное единство субъектов иного уровня и масштаба, взаимодействующих друг с другом. Ответы на вопросы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках

 

2.2.2

Что автор называет социальностью в широком смысле? Какие особенности социальности выделяет автор?

Проиллюстрируйте примером мысль автора о том, что «социальное всегда неразрывно связано с природным даже в наиболее сложных личностных качествах человека».

В правильном ответе должны быть следующие элементы: 1) Дан ответ на вопрос: социальность – это неразрывные взаимосвязи между людьми во всех видах активности независимо от степени их общественной полезности, нравственной оценки и значимости; 2) Выделены особенности социальности: - социальность не означает, пассивного освоения индивидом определенной культуры, восприятия внешних воздействий; - социальность предполагает активность индивида в развитии культуры и общества в целом. 3) Приведенпример, допустим: - обладая хорошим воображением, образным мышлением, Александр стал прекрасным художником; - способности к логическому мышлению позволили Ольге стать прекрасным математиком и получить должность аналитика на фирме; - художественный вкус, развитые эстетические чувства способствовали тому, что Мария стала талантливым модельером и дизайнером. Может быть приведен другой пример.

 

2.2.3

Сформулируйте три суждения, поясняющие мысль автора о том, что своими практическими действиями по преобразованию мира человек меняет и самого себя.

В правильном ответе должны быть следующие элементы: Сформулированы суждения: 1) в процессе трудовой деятельности человек приобретает необходимые знания, умения, становится высококвалифицированным специалистом, профессионалом в своей области; 2) преодолевая трудности, препятствия, возникающие в жизни и труде, человек развивает свои волевые качества, накапливает опыт воздействия на обстоятельства, на окружающую реальность; 3) разрешая сложные загадки, возникающие в процессе познания мира, ученые накапливают свой творческий потенциал, совершают открытия, становятся более уверенными и смелыми в своем научном поиске, более ответственными в принятии решений; Могут быть сформулированы иные верные суждения

 

2.2.4

Автор подчеркивает, что: «Любой человек, выходя за пределы уже достигнутого уровня культуры и развивая ее дальше, делает это именно во взаимодействии с культурой».

Приведите три пояснения авторского суждения.

В правильном ответе должны быть следующие элементы: Даны объяснения, например: 1) ученые, исследователи, работая над открытиями, опираются на достижения своих предшественников, например, Чарльз Дарвин опирался на труды своих предшественников-биолоов; 2) разработки техники и технологий всегда имеют в качестве основы предыдущие образцы, например, конструкции самолетов; 3) архитекторы и строители возводят комплексы зданий, опираясь на теорию и практику архитектуры, утвердившиеся в строительстве принципы, например, стили строительства храмов, возникшие еще в древней Греции. Могут быть даны другие объяснения

 

Текст 3

Личность

Часто категория личности используется как оценочная. Если тот или иной индивид отвечает какому-то набору используемых оценивающим субъектом требований, он признается личностью. Нередко под личностью понимается набор характеристик, которые кому-то представляются «нужными», «существенными» и т. д. Отсюда лишь один шаг до утверждения, что личность – это то, что нам кажется приемлемым. На таком основании легко отказать в праве считаться личностью любому, кто кажется отличающимся в каком-то показателе, а затем и вообще любому «иному». Социальные, а соответственно, и правовые последствия широкой трансляции таких моделей личности хорошо известны.

Поэтому, обращаясь к понятию личности, следует выявить его общезначимые, общеупотребительные, объективные параметры, учитывая, что в социальной действительности оно собой отражает.

В понятии личности фиксируются социальные качества индивида. Тем самым в нем упор делается не на отличающих друг от друга особенностях людей, а на, в определенной мере, общечеловеческих параметрах. Этот акцент не случаен. Он обусловлен задачей оттенить важнейшее значение тех моментов человеческого бытия, которые в своей сущности есть нечто большее, нежели просто конкретность частной жизнедеятельности (что хорошо заметно в понятии «историческая личность»).

Итак, понятие личности фиксирует в первую очередь социальнозначимые черты человека, свойственные ему как отдельному индивиду и характеризующие его включенность в общественные отношения. Но это лишь узкий смысл понимания того, что представляет собой личность. Как и понятие индивидуальности, понятие личности есть особый («социальный») аспект многообразия человеческой жизнедеятельности и должно быть обращено на всю целостность человеческого существа.

В качестве личности человек является самостоятельным, творческим субъектом общественного сознания и деятельности, способным к самоопределению, саморегулированию, самосовершенствованию.

Как особое, социальное существо личность характеризуется внутренним миром. Именно наличием внутреннего мира люди отличаются от животных и машин, от всех объектов Вселенной, хотя мы и не можем категорически заявлять, есть ли у животных внутренний мир или нет, обладают ли способностью к рефлексии сложные компьютерные установки.

Внутренний мир – это индивидуально интерпретированный, насыщенный личностными эмоциями, осмысленный в диалогах с реальными и идеальными собеседниками внешний мир во всех возможных его вариантах и проекциях. Внутренний мир – это также сложная система способов субъективной переработки личностью тех ситуаций, в которые она попадает, тех влияний, объектом которых оказывается. И то, как субъект опознает, интерпретирует, проблематизирует ту или иную социальную ситуацию, определяет качество личностного включения в происходящие события. При этом чем выше уровень эмоциональности, творческого отношения к своему взаимодействию с миром, чем полнее личность вкладывает себя в окружающий мир, тем богаче и многообразнее становится ее внутренний мир и тем более сокращается психологическое, переживаемое личностью расстояние между нею и окружающей средой.

(Е.И. Попов)

2.3.1

 

Автор приводит несколько характерных понимания личности. Приведите с опорой на текст любые три авторских характеристики.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы: Приведены характеристики личности с опорой на текст, например: – если тот или иной индивид отвечает какому-то набору используемых оценивающим субъектом требований, он признается личностью; – под личностью понимается набор характеристик, которые кому-то представляются «нужными», «существенными»; – личность включает социально значимые черты человека, свойственные ему как отдельному индивиду, и характеризующие его включенность в общественные отношения. Могут быть приведены и иные определения личности по тексту.

 

2.3.2

Как автор определяет понятие «внутренний мир человека»? Приведите две характеристики внутреннего мира, данные автором. Каким синонимом можно охарактеризовать внутренний мир человека?

В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы: 1) Приведены фразы, определяющие значение внутреннего мира, сформулированное автором: – «Внутренний мир — это индивидуально интерпретированный, насыщенный личностными эмоциями, осмысленный в диалогах с реальными и идеальными собеседниками внешний мир во всех возможных его вариантах и проекциях»; – «Внутренний мир – это также сложная система способов субъективной переработки личностью тех ситуаций, в которые она попадает, тех влияний, объектом которых оказывается». 2)В качестве синонима могут фигурировать понятия: душа, духовность. Могут быть приведены иные верные синонимы.

 

2.3.3

Автор подчеркивает, что в понятии личности фиксируются социальные качества индивида. Приведите, опираясь на текст и знание курса, четыре любых социальных качества индивида, значимых для общества.

В правильном ответе должны быть приведены элементы: Приведены четыре социальных качества, например: 1) наличие определенных трудовых навыков, квалификации; 2) общительность, умение находить общий язык с другими людьми; 3) творческое отношение к своему взаимодействию с миром; 4) наличие мировоззренческих установок и моральных ценностей; 5) способность к самоопределению, саморегулированию, са­мо­со­вер­шенст­вованию; 6) наличие общей и поведенческой культуры, кругозора, эрудиции. Могут быть приведены иные верные качества.

 

2.3.4

Автор пишет: «...чем выше уровень эмоциональности, творческого отношения к своему взаимодействию с миром, чем полнее личность вкладывает себя в окружающий мир, тем богаче и многообразнее становится ее внутренний мир и тем более сокращается психологическое, переживаемое личностью расстояние между нею и окружающей средой».

Поясните мысль авторов. Опираясь на знание курса, приведите два аргумента в обоснование авторского суждения.

В правильном ответе могут быть указаны следующие элементы: 1) пояснение, например: Автор полагает, что яркий талантливый, душевно щедрый человек более активно включается в окружающий мир, преобразуя его под себя и изменяясь, обогащаясь под влиянием мира. 2) приведены два аргумента, допустим: – талантливый ученый способен разработать методики, сделать открытия, которые смогут влиять на других людей, мир, общество в целом; – творческая активность и неравнодушие художника увеличивают в мире меру добра и новаторства, способствуют поступательному развитию. Может быть приведено иное пояснение, указаны иные аргументы.

Текст 4



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: