ЛЕКЦИЯ (тема 6.4)
Федеральное собрание РФ.
Метод проведения: проблемно-тематическое изложение материала.
Цель занятия: сформировать у обучаемых конституционно-правовое представление о высших органах законодательной власти Российской Федерации. Познакомить слушателей с конституционно-правовыми и организационными основами организации и функционирования органов законодательной власти.
Учебные вопросы:
1.Общая характеристика становления и развития Российского парламентаризма.
2. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания России. Порядок формирования, организация и деятельность.
3. Законодательный процесс и его стадии.
4. Конституционно-правовой статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации.
.
Литература:
Основная литература
1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. /
М.В. Баглай. М., 2007.
2. Конституция Российской Федерации 1993г. Гл. 5-6.
3. Постановление Государственной Думы «О регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации // СЗ РФ. 2000. № 4.
4. Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации // Ведомости РФ. 1998. № 7.
5. Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации // СЗ РФ. 1996. № 7, 16, 27; 1997. № 1.
6. Федеральный закон РФ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Ведомости РФ. 1995. № 50.
7. Федеральный закон РФ «О статусе депутатов Совета Федерации и статусе депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» // Ведомости РФ. 1994. № 6.
Дополнительная литература
1. Бурлаков О.Н. Особенности реализации законодательной функции Советом Федерации и верхними палатами европейских государств / О.Н. Бурлаков // Государство и право. 2004. № 7.
2. Васильева С.В. Формы представительства интересов экономических субъектов в деятельности публичных органов власти: правовой аспект / С.В. Васильева // Право и экономика. 2005. № 7.
3. Жакке Ж.-П. Конституционное право и политические институты / Ж.-П. Жакке Гл. 2 и 4. М., 2002.
4. Закон РФ «Об общих принципах организации системы органов государственной власти в субъектах РФ» // Ведомости РФ. 1993. № 30.
5. Масленникова С.В. Народное представительство и права граждан в Российской Федерации. / С.В. Масленникова. М., 2001.
6. Нудненко Л.А. Конституционно-правовой статус депутата законодательного органа государственной власти в Российской Федерации / Л.А. Нудненко. СПб., 2004.
7. Парламентские процедуры: опыт России и зарубежный опыт: Материалы науч. конф. (М., 2002. 21-23 марта) / под ред. С.А. Авкьяна. М., 2003.
8. Парламентское право / под ред. Т.Я. Хабриевой. М., 2003.
9. Совет Федерации: Эволюция статуса и функций / отв. ред. Л.В. Смирнягин. М., 2003.
10. Федеральный закон РФ «О Счетной палате Российской Федерации» // Ведомости РФ. 1995. № 3.
11. Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» // СЗ РФ. 2001. № 23.
12. Чиркин В.Е. Пути развития современного парламента: «мини-парламенты» / В.Е. Чиркин // Правоведение. 2002. № 2.
13. Шайо А. Самоорганизации власти (краткий курс конституционализма). / А. Шайо. М., 2001.
Общая характеристика становления и развития Российского парламентаризма.
Согласно ст. 4 Конституции Российской Федерации - Федеральное Собрание является парламентом Российской Федерации.
Парламент как государственно-правовой институт имеет многовековую историю. Первые парламенты (английский парламент, испанские кортесы) возникли еще в XII—XIII веках. Однако, история современного парламента как представительного общенационального учреждения, отличного от сословно- представительных учреждений времен феодализма, начинается с эпохи буржуазных революций, после победы которых парламент становится важнейшим органом государства. Именно тогда оформился и получил распространение парламентаризм — особая система государственного руководства обществом, которая характеризуется разделением труда законодательного и исполнительного при существенной политической и идеологической роли парламента.
Парламент и парламентаризм — понятия взаимосвязанные, но не равнозначные. Парламентаризм не может существовать без парламента. В то же время парламент, может существовать без важнейших элементов парламентаризма, которые могут быть утрачены. К числу важнейших элементов (признаков) парламентаризма относятся, прежде всего, разделение властей, представительность и законность.
Следует особо выделить представительность, поскольку только в условиях демократического самоопределения народа парламент приобретает характер демократически легитимированного народного собрания, коренным образом отличающегося и от коллегии советников феодального сюзерена или органа корпоративного сословного представительства более позднего периода, и от представительных учреждений социалистического государства. Наличие такого рода народного собрания позволяет говорить о парламентской демократии как форме государства, базирующейся на принципе народного суверенитета.
В Российской Федерации Федеральное Собрание как парламент республики пришло на смену «двухступенчатому» механизму высших органов государственной власти Российской Федерации, включавшему Съезд народных депутатов и формируемый им Верховный Совет.
Созданные в годы советской власти в качестве представительных органов «нового, социалистического типа, коренным образом отличающихся от учреждений буржуазного парламентаризма», эти государственные органы по мере демократизации российского общества, отражения в Конституции принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной властей и постепенного проведения его в жизнь все более обретали черты парламента. Однако стать подлинным парламентом страны они так и не смогли:
во-первых, в силу возлагавшихся на них действовавшей тогда Конституцией полномочий, противоречивших принципу разделения властей (распорядительные и некоторые контрольные полномочия);
во-вторых, в силу фактически существовавшего вертикального подчинения представительных органов страны, совершенно не свойственно парламентским представительным органам.
В ст. 94 Конституции Российской Федерации указывается, что. Федеральное Собрание является представительным органом Российской Федерации. Тем самым устанавливается, что формой государства является представительная, т.е. опосредованная выборами, парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство, самостоятельно принимающее наиболее ответственные решения.
В ст. 94 Конституции Российской Федерации Федеральное Собрание характеризуется и как законодательный орган Российской Федерации. В этой передаче парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы правопорядка. Признание Федерального Собрания органом законодательной власти означает вместе с тем, что ни один закон Российской Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом.